Фильм «Аватар: Путь воды». Сильное антивоенное кино!
В мировой прокат вышел «Аватар: Путь воды» – долгострой Джеймса Кэмерона с примерным бюджетом около 400 млн долларов. До российских кинотеатров лента доберется окольными путями лишь в январе, но я уже посмотрел новинку в IMAX. Рассказываю, получился ли «Аватар: Путь воды» хорошим фильмом.
Простой сюжет, состоящий из жанровых клише
Первый «Аватар» вышел аж 13 лет назад. Сейчас вспоминается лишь то, что это было первое кино с полноценным 3D и прорывной компьютерной графикой. С тех пор такого скачка в технологиях не произошло – значит, сиквел должен брать уже не только красивой картинкой, но и всем остальным: персонажами, сюжетом, драматургией. Кэмерон явно не просто так мучил сценарии сиквелов (теперь «Аватар» – серия из пяти фильмов) на протяжении нескольких лет. В оригинальном «Аватаре» я переживал разве что за героиню Сигурни Уивер – да и то из-за того, что ее играла Уивер. В «Пути воды» CGI-персонажи вызывают куда больше эмоций.
Джейк Салли (Сэм Уортингтон), переродившийся в теле на’ви-гибрида, обзавелся большой семьей со своей избранницей Нейтири (Зои Салдана). Теперь у них трое собственных детей: старший сын Нетейам, средний Ло’ак, младшая Тук. Помимо них – приемная дочь-подросток Кири (Сигурни Уивер), чудесным образом рожденная от коматозного тела на’ви героини Уивер. У семьи также тесные связи со Спайдером (Джек Чемпион) – сыном антагониста первого фильма полковника Майлза Кватрича. Военным пришлось оставить его на Пандоре во время эвакуации – потому что Спайдер был еще младенцем, которого нельзя поместить в капсулу криосна.
Как несложно догадаться, такое количество новых персонажей разных возрастов и происхождений – явный задел на сиквелы. У каждого ребенка своя вполне предсказуемая роль в сюжете, в «Пути воды» их лишь начали раскрывать. И, конечно, значительная часть 3-часового хронометража фильма уходит именно на развитие отношений между семьей Салли и другими персонажами, а также внутри нее самой.
При этом сюжетная канва конкретно у «Пути воды» довольно простая: после примерно 15-16 мирных лет на Пандору снова вернулись люди – все такие же злобные, но теперь еще и гораздо более подготовленные. Земной флот незамедлительно начинает строительство города в качестве базы, а морпехи отправляются истреблять местных жителей – среди них целью номер один, разумеется, становится предавший людей Джейк Салли.
Главный герой вместе с семьей бежит от неожиданно начавшейся войны – и эмигрирует из родного племени лесных на’ви в деревню водных на’ви. Последние отличаются оттенком кожи, у них более массивные хвосты и руки – чтобы лучше плавать. Словом, мир Пандоры в сиквеле кажется уже не просто красивым парком развлечений, а полноценной большой планетой.
Можно было сократить до 30 мин, но это бы его сломало
Отзывы Аватар: Путь воды – чудовищно длинное кино продолжительностью аж 3 часа 12 мин. При этом на первый взгляд Джеймс Кэмерон будто просто издевается над мочевыми пузырями зрителей, ведь на бумаге в «Пути воды» нет ничего такого, что нельзя было бы рассказать за полтора часа или даже в формате 30-минутного мультика. В начале сеанса так и хочется стать монтажером-энтузиастом и рассуждать: вот эту сцену можно укоротить втрое, вот эти эпизоды вообще стоит вырезать целиком и так далее. Только во второй половине фильма понимаешь, что общая неспешность и вседозволенность фильма – именно то, что придает истории необходимый вес и человечность. Очень важно провести как можно больше времени с каждым членом семьи Салли, познакомиться с детьми, насладиться видами и бытом на Пандоре. Даже несмотря на то, что местами «Путь воды» кажется исключительно кэмероновским самолюбованием: вот, мол, посмотрите, как могу, никто так не может, никто бы не потратил столько денег на анимацию такого количества CGI-рыб!
Простецкий и рассказанный тысячу раз до этого сюжет «Аватара 2» работает именно за счет того, что зритель обязательно проникнется любовью к Пандоре и всему, что ее населяет. Иначе никак: вас связывают и два часа показывают, с какой любовью и вниманием к деталям создан этот вымышленный мирок. Видимо, эмпатию можно пробудить грубой силой и усердием – удивительное дело.
И потом, когда вы уже забудете о нереальности происходящего – в том числе из-за феноменальной графики, как 13 лет назад, но круче – вам вырвут сердце из груди. Наступит третий акт, в котором наконец развивается основная сюжетная линия. В нем начинается полномасштабный вооруженный конфликт – одновременно глобальный и очень личный для героев. И на этот раз вы разделяете эмоции Нейтири, оплакивавшей горящие леса в первые минуты фильма. Теперь вам тоже больно.
Нам показывают, что человеческая жесткость – уродливее всего на свете
Не преувеличиваю: под конец «Аватара: Путь воды» я чувствовал себя так неуютно и тошно, будто только что посмотрел военную драму или даже документалку о каком-нибудь серийном убийце. Все потому что современные семейные фильмы, как правило, крайне позитивные и оптимистичные, в них добро побеждает зло, а положительные герои умирают очень редко и красиво. «Путь воды» завалил меня трупами – человеческими и на’ви, – а в одной сцене даже швырнул в лицо отрезанную человеческую руку. Страшно.
Еще страшнее от того, что человеческая жестокость и кровожадность в фильме – это не что-то изолированное в одном-двух злодеях, которых можно победно избить в финальном акте и уйти в закат. Здесь куда более реалистичная агрессия, которая стремительно отравляет и захватывает все вокруг. И выглядит одинаково уродливо как в случае антагонистов, так и исходя от героев, готовых совершить жуткие поступки от отчаяния и бессилия.
Особенно показательна в этом смысле второстепенная линия дружбы между одним из героев и гигантской рыбой (не спрашивайте). Мы узнаем, что эти рыбы невероятно умны, гораздо умнее любого человека или на’ви. А еще они никогда не дают сдачи – вероятно, как раз потому что выше этого. Вот только из-за нападения людей одна из таких рыб – что бы вы думали – идет против своей природы и тоже начинает убивать.
В общем, «Аватар: Путь воды» – удивительное кино. Удивительное красотой картинки. Удивительное тем, сколько всего можно показать и рассказать в рамках семейного возрастного рейтинга. И, наконец, удивительное тем, что сценарий фильма Джеймс написал задолго до 2022 года.