Фёдор Иванович Шаляпин - Русские народные песни (2013)
13 февраля исполняется 150 лет со дня рождения известнейшего русского оперного певца Федора Шаляпина. Он стал легендой, обладая не самым популярным в опере типом голоса – басом. Главные любимцы публики обычно теноры: Энрико Карузо, Леонид Собинов, Лучано Паваротти. Но могучий бас Шаляпина властно отодвигал теноров на задний план. Шаляпин был гигантом в прямом и переносном смысле: ростом под два метра, с талантом огромной силы и неменьшими амбициями. Он один из тех самородков вроде Ломоносова, которых, кажется, сама русская природа, а не общество и его институты направила в этот мир с особой миссией.
«Вышли мы все из народа»
Вроде бы аудиозаписи, сделанные век назад, не настолько хороши, чтобы мы могли в полной мере постичь великолепие его голоса, да и выдающихся голосов мир знает немало, но все же фигура Шаляпина как-то особенно выделяется в ряду великих певцов и до сих пор вызывает интерес не только у любителей музыки. Все потому, что Шаляпин выходит за рамки оперы, он личность историческая, не только украсившая собой эпоху, но и впитавшая в себя все конфликты начала ХХ века.
Шаляпин хотел бы быть «просто артистом», но это было невозможно – слишком заметная фигура в слишком бурное время. Как и многих, его мотало из стороны в сторону: то носил красную ленточку, то получал тумаки за гимн царю, то сотрудничал с большевиками, то бежал от них.
Любитель роскоши, денег и дорогих вин, в нужный момент Шаляпин подчеркивал свое крестьянское происхождение. Отец его хотя и был из вятских крестьян, но служил писарем в Казани.
Близкий друг певца художник Константин Коровин вспоминал, что при встрече с мужиками в деревне Шаляпин терялся. «Мне казалось, что Шаляпин впервые видит крестьян – он не умел как-то с ними говорить, немножко их побаивался. А если и говорил, то всегда какую-то ерунду, которую они выслушивали с каким-то недоверием», – писал Коровин.
Любопытно, что в мемуарах Шаляпин упрекает помещиков, не умевших правильно говорить с простым народом. Коровин же замечал, наблюдая за другом-артистом, неуклюже пытавшимся показать крестьянам, что он «свой»: «Он точно роль играл – человека душа нараспашку», – и при этом: «сам чувствовал, что роль не удается».
Потрясение в театре
Кого-нибудь другого упреки в театральном поведении могли бы задеть, но не Шаляпина. Он сам считал, что всюду нужно держать себя, как на сцене, – красиво и убедительно. «В жизни, как и в театре, нужно иметь чувство меры. Надо иметь талант не только для того, чтобы играть на сцене; талант необходим для того, чтобы жить», – писал он в «Душе и маске».
Многие обращали внимание на то, что он ведет себя, словно исполняя какую-то роль, что в общем-то не редкость среди артистов. Поэт Сергей Маковский, например, отмечал: «Шаляпин в жизни поневоле продолжал ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя», и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя». Но не все знали, что артист делал это сознательно.
Окончив несколько классов приходского училища в родной казанской Суконной слободе, подростком Федор учился на сапожника, подрабатывал писарем. В 12 лет он впервые попал в театр, и его мир перевернулся: отрок очутился в какой-то иной реальности, прекрасной и таинственной, так непохожей на унылый быт слободы.
«Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым… Дома я рассказывал матери о том, что видел, – меня мучило желание передать ей хоть малую частицу радости, наполнявшей мое сердце», – вспоминал певец. Еще больше его поразила опера: оказывается, есть удивительное пространство, в котором люди всегда поют, даже когда хотят сообщить друг другу что-то простое. Как это было красиво!
Федя и сам любил петь. Он пел в церкви, но после театрального потрясения все его мысли были о том, чтобы попасть на сцену, тем более что однажды он увидел своих знакомых по церковному хору в театральной массовке.
Бродячий артист
Шаляпин пробовал выступать везде, где было можно: исполнял куплеты, рассказывал истории, декламировал стихи. Зрелище было диковатое: долговязый юноша в нелепой, не по росту, одежде пытался воспроизводить со сцены длинные вирши, которые – что было особенно потешно – никак не мог до конца запомнить. Ему приходилось по нескольку раз прерывать выступление, чтобы, убежав за кулисы, освежить в памяти очередной фрагмент.
Поначалу зрители были возмущены этими постоянными отлучками неуклюжего артиста со сцены, но со временем у «шаляпинского стиля» даже появились свои поклонники: они считали, что беготня за кулисы придает представлению особую динамику.
Шаляпин отсчитывал свою артистическую карьеру с 1889-го – в этот год он поступил в казанскую опереточную труппу Серебрякова сначала статистом, а потом хористом. В следующем году, уже в Уфе, в оперетте Семёнова-Самарского 17-летний Федор случайно дебютировал на сцене в сольной партии Стольника в опере Станислава Монюшко «Галька». Артист, исполнявший эту роль, сказался больным, и Шаляпину предложили заменить его. На разучивание партии была всего одна ночь, а ведь обычно партии разучиваются месяцами, но смелый Федя согласился, потому что уже довольно неплохо знал материал, работая в хоре.
Дебют прошел отлично, и с тех пор Шаляпину стали поручать разные роли. Несколько лет в начале 1890-х он провел как бродячий артист, кочуя по стране то с одной, то с другой опереттой, и однажды странствия занесли его в Тифлис, где он задержался на год. Здесь молодого человека с впечатляющим голосом заметил певец Дмитрий Усатов и взял его под свое покровительство. Он давал Шаляпину бесплатные уроки вокала, к которым прилагались сытные обеды, интересовавшие вечно голодного великана едва ли не больше музыки. Девять месяцев учебы и обедов у Усатова – вот и все музыкальное образование Шаляпина. Затем с усатовской рекомендацией Федор направился покорять Москву и Петербург.
Мариинка и наставники
В истории всякого популярного артиста важен не только его талант, но и люди, которые этот талант поддерживают, дают ему возможность раскрыться. В жизни Шаляпина таких благодетелей было немало: тифлисца Усатова в Петербурге сменили композитор и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов Василий Андреев и его друг, министр государственного контроля, большой меломан Тертий Филиппов, устроивший Шаляпину прослушивание в императорском Мариинском оперном театре.
В Мариинке в то время пел прославленный бас Федор Стравинский, отец знаменитого композитора. Шаляпин многому научился у него, особенно в актерском плане, ведь он, как и Стравинский-старший, хотел не только петь, но и играть драматически. Актерская игра была для Шаляпина очень важна, пример тому – его роль самодержца в немом фильме Иванова-Гая 1915 года «Царь Иван Васильевич Грозный».
Еще одним примечательным наставником молодого Федора в драматическом мастерстве был знаменитый актер Александринского театра Мамонт Дальский. О нем писал Алексей Толстой в «Хождении по мукам»: «человек дикого темперамента», «душа ночных кутежей». Да, Дальский был учителем Шаляпина и в кутежах, хотя за несколько лет жизни бродячего артиста тот и сам немало преуспел в этой науке.
«Всё, что хотите»
Пробыв около года в Мариинском театре, Шаляпин обратил на себя внимание совсем уж беспримерного благодетеля – купца и мецената Саввы Мамонтова. Тот позвал певца в свою Московскую частную русскую оперу и, убедившись в исключительном таланте молодого человека, выдал ему безлимитный кредит доверия: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!», – вспоминал певец слова мецената.
Шаляпин был не единственной жемчужиной коллекции Мамонтова. Предприниматель покровительствовал многим художникам: Васнецову, Врубелю, Поленову, а в его опере молодой Сергей Рахманинов дебютировал как дирижер. Чтобы увести Шаляпина из Мариинки, предприниматель выплатил императорскому театру солидную неустойку.
В опере Мамонтова Шаляпин прославился на всю Россию, однако, к неудовольствию Саввы Ивановича, после трех сезонов вернулся на государственную сцену – на этот раз в Большой театр. Говорят, для того чтобы получить согласие на такой «трансфер», артиста пришлось основательно поить в течение почти суток.
Вскоре Шаляпину поступило еще более головокружительное предложение – петь в миланской «Ла Скала» под управлением великого Артуро Тосканини. Сначала он решил, что его разыгрывают, а потом, наслушавшись о буйных нравах итальянских фанатов оперы, решил не связываться с этой публикой – мало ли что. Чтобы не обижать миланцев отказом, Шаляпин запросил астрономических масштабов гонорар, который, по его расчетам, никто в своем уме не заплатил бы. Но «Ла Скала» приняла условия.
Русский богатырь против итальянской мафии
В Милане русского певца навестила делегация клакеров – оперной мафии, способной по своему усмотрению либо освистать спектакль и уничтожить его, либо, наоборот, прославить. Рука клакерской мафии была длинной и держала за горло влиятельных музыкальных критиков.
Визитеры хотели сделать Шаляпину предложение, от которого нельзя отказаться: если он поделится с мафией своим баснословным гонораром, то обеспечит себе поддержку. В случае же отказа на успех может не рассчитывать. Оскорбленный до глубины души Шаляпин спустил шантажистов с лестницы.
Интрига заключалась еще и в том, что Шаляпину предстояло играть Мефистофеля не в широко известном «Фаусте» Шарля Гуно, а в опере «Мефистофель» Арриго Бойто, предыдущая постановка которой с треском провалилась. Говорят, в день второй попытки, то есть премьеры спектакля с участием Шаляпина, несчастный композитор залег на дно: спрятался в одной из гостиниц города, боясь, что в случае новой неудачи пылкие миланцы его просто убьют. Но Бойто остался жив, и он вошел в историю как композитор, в чьей опере Шаляпин прославился на весь музыкальный мир, ведь «Ла Скала» была и остается центром мировой оперной культуры.
Успех был такой, что к десяти запланированным спектаклям по требованиям публики добавили еще один внеплановый.
Круг друзей
В Европе и Америке Шаляпин в начале ХХ века – русское оперное чудо, а на родине – душа артистического сообщества, близкий друг известных писателей, художников, поэтов, музыкантов: Валентина Серова, Константина Коровина, Александра Куприна, Максима Горького, Сергея Рахманинова и многих других.
В обществе талантливых друзей Шаляпин не просто отдыхал и развлекался. Он учился у них. Константин Станиславский вспоминал: «Как-то на вечеринке я сидел с Мамонтовым, и мы издали наблюдали молодого Шаляпина, находившегося в кругу больших мастеров; там были Репин, Серов и другие. Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни единого слова. Мамонтов толкнул меня и сказал: «Смотри, Костя, как он жрет знания».
Под влиянием окружения Шаляпин сам начал рисовать. Но по-настоящему хорошо ему давалась скульптурная лепка, которой он занялся по совету Ильи Гинцбурга. В основном певец изображал себя любимого – лепил бюсты-автопортреты. Но не забывал друзей и близких.
Шаляпин поселился в Москве, купив особняк. Жил на широкую ногу: застолья, кутежи. Его первая жена, итальянка Иола Торнаги, ради семьи оставившая балетную карьеру, родила Шаляпину шестерых детей (старший, Илья, умер в четыре года). В начале 1910-х певец завел себе вторую семью в Петербурге: от Марии Петцольд у него было три дочери, не считая двух ее детей от первого брака.
Между молотом и наковальней
Не забывая о своих «рабоче-крестьянских корнях», во время революции 1905 года Шаляпин вдохновенно, не без политического подтекста, исполнял «Дубинушку», а также жертвовал деньги повстанцам. В «благодарность» ему стали приходить письма с угрозами и требованиями прекратить петь в опере Глинки «Жизнь за царя» (в советские времена известной как «Иван Сусанин»). Шаляпин недоумевал: «Но ведь это же искусство!».
Артиста пытались контролировать и с противоположной стороны: когда он однажды действительно не вышел петь в «Жизни за царя» из-за больного горла, правые сочли это политической акцией и потребовали изгнать Шаляпина из Большого.
В мемуарах певец признавался, что «в течение двух десятков лет сочувствовал социалистическому движению» и даже подумывал вступить в социал-демократическую партию, от чего его отговорил Горький: «Ни в какие партии не вступай, а будь артистом, как ты есть».
Может быть, Шаляпин и пытался быть вне политики, но в то бурное время для звезды такого масштаба это было почти невозможно. В 1911-м на премьере «Бориса Годунова» в Мариинском театре во время гимна «Боже, царя храни» артист вместе с хором преклонил одно колено перед ложей Николая II. Реакция была резкой: Серов прислал письмо с укором, Горький назвал певца дураком и холопом, а Плеханов вернул Шаляпину ранее подаренный портрет – ну прямо как в песне.
В те годы в России Шаляпин чувствовал себя словно между молотом и наковальней. Неудивительно, что он часто заводил разговор об эмиграции. Но при всей его эгоцентричности Шаляпин не мог не жить жизнью родной страны. В годы Первой мировой он, не афишируя этого, помогал раненым русским солдатам. По словам его юриста Михаила Волькенштейна, на это уходили огромные суммы. Московский особняк артист отдал под временный госпиталь.
Бас в стране большевиков
Февральскую революцию Шаляпин встретил с радостью. Не смутил певца и октябрьский переворот – ведь он всегда мог сказать, что стоит за народ, да и сам из народа.
Большевики оценили лояльность Шаляпина – ему дали в руководство Мариинский театр и первому в истории присвоили звание народного артиста республики. Однако неприятности не заставили себя ждать: в особняке певца произвели «уплотнение», поселив столь любимый им народ, в комнатах Шаляпина несколько раз грубо проводились обыски.
От милости большевиков было тоже не по себе: с артистом часто расплачивались не деньгами, а конфискованными у кого-то вещами: шубой и прочим. Не раз слыша в свой адрес презрительное «буржуй», Шаляпин понимал, что скоро может прийти и его черед расстаться с имуществом.
После аудиенций у Зиновьева, Луначарского и самого Ленина певца временно оставили в покое, но никто не мог угадать, сколько этот покой продлится. Поэтому Шаляпин решил подобру-поздорову эмигрировать, что и сделал в 1922 году. В Советском Союзе остались его первая жена и дочь от первого брака.
Позже в мемуарах он припечатал новоиспеченных хозяев страны: «Я заметил, что искренность и простота, которые мне когда-то так глубоко импонировали в социалистах, в этих социалистах последнего выпуска совершенно отсутствуют. Бросалась в глаза какая-то сквозная лживость во всем. Лгут на митингах, лгут в газетах, лгут в учреждениях и организациях. Лгут в пустяках и так же легко лгут, когда дело идет о жизни невинных людей».
«Почему мы не в России?»
Формально Шаляпин убыл на гастроли, и несколько лет советская власть ждала его возвращения. Когда стало понятно, что певец не вернется, поэт революции Маяковский злобно прошелся по нему в стихах («Вернись теперь такой артист назад на русские рублики – я первый крикну: Обратно катись, народный артист Республики!»), а Кремль лишил его того самого звания народного артиста.
Большевики досадовали, что символ русской культуры разъезжает по свету сам по себе, а не как рекламный плакат пролетарского государства. Но после пяти лет жизни в советской России Шаляпин лишился симпатий к коммунистам: «Это движение интернационала может охватить всех. Я купил в разных местах дома. Может быть, придется опять бежать», – говорил он Коровину.
Однако преобладающим в нем настроением была не злость на красных, как у многих вынужденных эмигрантов, а скорее растерянность. Коровин вспоминал его слова: «Послушай, вот мы сейчас сидим с тобой у этих деревьев, поют птицы, весна. Пьем кофе. Почему мы не в России? Это все так сложно – я ничего не понимаю. Сколько раз ни спрашивал себя – в чем же дело, мне никто не мог объяснить. Горький! Что-то говорит, а объяснить ничего не может. Хотя и делает вид, что он что-то знает. И мне начинает казаться, что вот он именно ничего не знает».
Живя во Франции, Шаляпин планировал торжественно отметить 50-летие своей творческой деятельности, но не успел, скончавшись 12 апреля 1938 года от лейкемии.
В 1984-м прах певца был перевезен на родину, в Россию. Через несколько лет в его московском особняке открыли дом-музей, а в 1991 году вернули ему звание народного артиста. Наверное, это было больше нужно стране, чем Федору Ивановичу.
Высшая мудрость
Книга воспоминаний Шаляпина «Маска и душа: мои сорок лет в театрах» была опубликована в Париже в 1932-м, когда артисту было почти 60. Шаляпин не просто вспоминал прожитую жизнь, а рассуждал о своем времени и делал это очень интересно. В придачу ко всем талантам у него был и талант писателя.
В книге немало противоречий: то Шаляпин пишет, что увлекался политикой, то – что она противна его натуре; то он сама любовь, то – сама непримиримость. И в этом есть что-то очень человеческое: большой актер, который утверждал, что в жизни надо всегда играть, на склоне лет пробует снять маску, перестает следить, не вышел ли он ненароком из роли.
В мемуарах он много пишет про «безмерность русского человека», про его тягу впадать в крайности: будь то бунт или рабская покорность. В себе он тоже видел эти крайности. Но, в отличие от многих, не гордился ими.
Шаляпин говорил незадолго до смерти: «Может, это было от малого знания жизни, но всегда и во всем меня привлекали черты согласованности, лада, гармонии. На неученом моем языке я всегда говорил себе, что лучшая наука, высшая мудрость и живая религия – это когда один человек умеет от полноты сердца сказать другому человеку: «Здравствуй!..»
Удалось ли ему это? Судя по реплике Владимира Немировича-Данченко, удалось. А он сказал: «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».
Александр Зайцев (Ежедневный журнал Профиль, 13.02.2023)
---------------------------------------
Русские народные песни
01 Дубинушка
02 Песня о двенадцати разбойниках
03 Вниз по Матушке, по Волге...
04 Вдоль по Питерской
05 Было у тёщеньки семеро зятьёв
06 Солнце всходит и заходит
07 Эй, ухнем
08 Из-за острова на стрежень
09 Лучинушка
10 Ты взойди, солнце красное
11 Прощай, радость
12 Былина об Илье Муромце
13 Не велят Маше
14 Ярко солнце с лесов спускалось
15 Эх ты, Ванька
16 Ноченька
17 Не осенний мелкий дождичек
Здравствуйте, Ирина!
Благодарю за интересную страницу! За память об этом поцелованном Богом человеке! За память о нашем великом культурном наследии!
— А вот пользователи утверждает, что они не были знакомы с Шаляпиным… — Слушай, откуда знакомы?! Когда тот пошёл в гримуборную, они меня спросили : «Ктоооо такоой этот Федор? Куда он пошёёёл?? Мы его, говорят, первый раз видим (и слышим)!»
И позвольте добавить несколько исполнений из большого наследия Федора Ивановича Шаляпина,, которые мне особенно приятны и интересны.
Альбина и Александр!Спасибо вам большое за отзывы! Александру отдельное спасибо за дополнения!
Могучий бас, равного которому не было в мире, да и вряд ли когда-либо будет еще… Перед Шаляпиным склонялись все, и его имя горело яркой звездой на русской оперной сцене.
Для России начала прошлого века Шаляпин был гораздо больше, чем просто популярный артист. Он был народным кумиром. Голубоглазый, светловолосый, с душой нараспашку, он словно олицетворял русский народ.
---------------------
«Это просто великолепно! Гениально!» – леди Грей, почтенная дама с молодым лицом и седыми волосами, напоминавшая портреты Екатерины Великой, захлопала в ладоши, кивая одобрительно своим двум гостьям, – таким же тощим, разодетым леди. После она подошла к рослому светловолосому гиганту с голубыми глазами, стоящему у рояля, и протянула ему руку для приветствия.
– Ваша «Блоха» так замечательна, и это ваше громовое «ха-ха, ха-ха» – даже зазвенели хрустальные подвески в канделябрах…
«Песня о блохе» написана Модестом Мусоргским в 1879 году. Текст взят из русского перевода «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте. Одно из последних законченных произведений композитора. Песня посвящена певице Дарье Михайловне Леоновой, обладавшей голосом низкой тесситуры (контральто), солистке Мариинского (Санкт-Петербург) и Большого (Москва) театров.
Несколько позже песня «перекочевала» из женского певческого репертуара в мужской.
Партитура «Песни о блохе» была опубликована спустя 2 года после смерти Мусоргского в 1883 году в редакции Николая Римского-Корсакова. В 1909 году - спустя год после кончины Римского - Корсакова- песня впервые исполнялась в аранжировке Игоря Стравинского (1882 - 1971) для голоса (баса) и оркестра, пел великий русский певец, бас Фёдор Шаляпин.
По словам Горького:
Когда он кончил петь, кончил этим смехом дьявола, — публика — театр был битком набит, — публика растерялась. С минуту — я не преувеличиваю! — все сидели молча и неподвижно, точно на них вылили что-то клейкое, густое, тяжёлое, что придавило их и задушило. Мещанские рожи побледнели, всем было страшно.
----------------------------------
«Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» - говорил Фёдор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором. Будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Фёдор Иванович много рисовал, занимался живописью и лепил.
Талант живописца проявлялся даже на сцене. Шаляпин был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку.
Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.
«Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».
Федор Шаляпин
И все же и талант скульптора, как и талант художника, служил лишь обрамлением удивительного голоса.
Шаляпин в образе Мефистофеля (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1915)
Исполнение песни Шаляпиным было включено в Зал славы «Гремми» в 1999 году.
Фёдор Иванович Шаляпин - Песня о блохе (муз. М.Мусоргский - сл. И.Гёте, пер. А.Струговщиков)
Ирина, спасибо большое!!!