Fleetwood Mac альбом Tusk (1979)
Fleetwood Mac
Tusk
Лэйбл Reprise
Продюсер Ken Caillat, Richard Dashut и Fleetwood Mac
Арт-директор Vigon Nahas Vigor
Страна США
Продолжительность 72:25
Несмотря на множественные перемены в составе, "Fleetwood Mac" считаются одной из самых кассовых групп в мире, причем общий тираж их пластинок давно перевалил за сто миллионов экземпляров. Впрочем, карьера коллектива была достаточно неровной, и команда пережила два наиболее успешных этапа: прошедший под руководством Грина блюзовый конец 60-х и период с 1975-го по 1987-й, когда в репертуаре доминировал поп-софт-рок.
FLEETWOOD MAC - Oh Well (1969 UK TV Performance)
Группа «Fleetwood Мае» была обречена упасть с высоты, достигнутой в 1977 году с помощью альбома «Rumours», который в течение 31 недели сенсационно держался на вершине хит-парада. Но мало кто падал так легендарно, как это сделали «Fleetwood Маc» с альбомом «Tusk» («Бивень»). Писавшийся в течение десяти месяцев, растянутый на два диска, альбом достиг новых высот студийной избыточности и обошелся в беспрецедентную по тем временам сумму, превысившую один миллион долларов.
В равной мере заимствованный у обоих Брайанов (Ино и Вилсона), этот альбом представляет собой призрачный коллаж, использующий все звуки колокольчиков и свиста, когда-либо известных человеку. Линдси Бэкингем, который выполнял функции контроля над группой при работе над альбомом «Rumours», здесь находится на переднем плане и создает собственную блистательную версию композиции «Pet Sounds». В альбоме «Rumours» кипит напряжение, возникающее в первую очередь из-за не сложившихся отношений между Бакингемом и Никс, а альбомом «Tusk» правит спокойный профессионализм.
Здесь мы видим более зрелую, мудрую группу, в которой ясно чувствуется разъединение и даже некая искусственность совместной работы для создания таких острых треков, как «Angel» и «Save Me A Place». Хриплый альт Никс никогда еще не был так хорош, как в композиции «Sara», а Кристин Макви очень запоминается по песне в стиле фольк-рок «Over & Over».
Альбому «Tusk» не удалось превзойти своего предшественника «Rumours» по количеству продаж, но он все же имел статус платинового в течение нескольких месяцев после выхода. Он был не совсем таким, каким его хотели бы видеть поклонники, но чего еще можно было ожидать от группы, которая рекомендовала нам «идти своим путем» в песне «Go Your Own Way?»
.
По мнению очень многих критиков "Флитвуд Мак" сделал шедевр, который провалился.
Они выпустили двойной альбом, который стал мультиплатиновым, попал в Топ-5, проводил месяцы в топ-40 и всё равно рассматривался критиками как художественная глупость и провал.
При подготовке альбома Tusk (Бивень) Линдси Бакингем был непреклонен и принципиален в одном - он должен будет звучать совсем не так, как "Слухи". Для него было важно разрушить формулу, по которой Warner Bros намеревался использовать группу, как бизнес-модель и далее выпускать с прибылью "Слухи 2", "Слухи 3" и т д
Мик Флитвуд решил, что Tusk должен быть двойной альбом. После того, как Warner Bros отклонил предложение Флитвуда о покупке новой студии для записи, группа использовала часть своих гонораров, чтобы построить свою собственную студию.
Даже с этой студией Warner Brothers по-прежнему взимала плату с группы за запись сессий. Производственные затраты превысили миллион долларов, что было гораздо больше, чем затраты на Rumours. "Во время создания Tusk мы были в студии около 10 месяцев, и записали 20 песен. Rumours отняли столько же времени. Тот альбом не стоил так много, потому что мы были в более дешевой студии. "
Когда студия была построена, Бекингем попросил Флитвуда о записи некоторых песен в индивидуальном порядке. Флитвуд согласился, но сказал Бекингему, что остальные участники тоже должны побыть на записи творцами хоть немного. Большинство демо Букингема были дополнены партиями других членов группы. Но три трека были записаны исключительно Бекингемом: "the Ledge", "Save Me A Place"и" That's Enough For Me".
Продюсер Кен Кайлат позже так комментировал поведение Бекингема в студии: "он был маньяком. В первый же день я организовал студию, как обычно. А он сказал: "Повернём каждую ручку на 180 градусов от того места, где она сейчас находится, и посмотрим, что произойдет. Он приклеивал микрофоны к полу студии и чуть не отжимался, чтобы спеть."
Для поклонников, ожидавших песен, похожих на песни из альбома Rumours , "Бивень" оказался сложным кушанием-слушанием, полным художественных левых поворотов и звуковых экспериментов. Некоторые находили альбом смелым, а другие обвиняли группу в потакании своим прихотям.
Но как бы не относились к альбому, было очевидно, что Fleetwood Mac отказывался почивать на лаврах Rumours. Было очевидно, что вместо того, чтобы пытаться повторить или превзойти Rumours, участники группы были готовы потратить огромное количество денег, которые заработали и сделать большую амбициозную работу, которая выполнила многие, если не все, их самые дикие художественные прихоти.
Музыкальный журналист Боб Стэнли предположил, что Бекингем, тогда увлеченный такими группами, как Talking Heads, "отчаянно пытался сделать группу актуальной для пост – панк-мира". Вдогонку Боб Стэнли обозвал альбом "пресной странностью".
Басист группы Джон Макви заметил от себя, что альбом "звучит как работа трех сольных исполнителей", в то время как Флитвуд сказал, что "Бивень" стал его вторым любимым студийным альбомом Fleetwood Mac после Then Play On.
"Бивень" занял четвертое место в чарте альбомов Billboard 200 в США, но провел в нем менее 9 месяцев. Он был сертифицирован дважды платиновым после продажи двух миллионов экземпляров.Достиг первого места в Великобритании и получил платиновую награду за продажи свыше 300 000 экземпляров
В своем обзоре для Rolling Stone Стивен Холден подчеркнул экспериментальный характер альбома, сравнив его с белым альбомом The Beatles: "как и Белый альбом, "Tusk"-это не столько собрание готовых песен, сколько мозаика поп-рок-фрагментов отдельных исполнителей.
Роберт Кристгау из The Village Voice был более амбивалентным, восхваляя продюсирование и эксперименты Бекингема и в то же время отвергая вклад Кристины Макви и Стиви Никс.
Хотя альбом был продан тиражом в четыре миллиона копий по всему миру и получил номинацию на премию Грэмми в 1981 году за его художественный дизайн, Warner Bros счел проект провальным, возложив вину прямо на Бекингема (конечно он был провальным по сравнению с огромными продажами предыдущего альбома и беспрецедентными расходами на запись этого).
Флитвуд, однако, обвиняет в относительной коммерческой неудаче альбома радиостанции RKO, которые проигрывали альбом полностью до его выпуска, таким образом позволяя массовую домашнюю запись на магнитофоны. Кроме того, Tusk был двойным альбомом с высокой ценой - US$16.00 (соответствует $ 56.00 в 2019 году).