Fred Neil альбом Fred Neil (1966)
Fred Neil
Fred Neil
Лэйбл / Capitol
Продюсер / Nick Venet
Арт-директор / He обозначен
Страна / США
Продолжительность 37:56
Фред Нейл – фолк-певец, поющий с дельфинами
Фред Нейл - американский фолк-исполнитель собственных песен, успел выпустить в 1960-х и начале 1970-х пять альбомов. Они не достигли коммерческого успеха. Однако, Фред Нейл стал известен в основном по исполнению его произведений другими, более успешными артистами, Особенно знаменит «Everybody's Talkin» (Все говорят), который стал хитом для Гарри Нильссона после того, как хит был использован в фильме Midnight Cowboy в 1969 году. «Everybody's Talkin» удостоена премии GRAMMY.
Поклонники ценили музыканта за проникновенный голос и спокойные мелодии с примесью блюза. Многие в Штатах уверены, что именно Нейл сделал шаг от акустического фолка к электрическому (в смысле инструментов) фолк-року. В 1966 году музыкант выпустил шедевральный во всех отношениях альбом «Fred Neil», каждая из песен которого имеет право войти в золотой фонд музыки ХХ века. Для многих поклонников фолк-рока Нейл стоит на ступеньку выше Боба Дилана.
У Нейла был сочный и необычный голос (баритон), в котором явно слышался негритянский южный тембр. Очень долго муссировалась информация о том, что в роду музыканта были чернокожие предки. Правда, документального подтверждения эта версия так и не получила.
Славы Нил боялся, как черт ладана. Он почти не гастролировал, мало работал в студии и единственное интервью для журнала дал в далеком 1966 году. Музыкант отвергал заманчивые «денежные» предложения промоутеров и предпочитал миру шоу-бизнеса спокойную жизнь в своем внутреннем мире. И когда фолксингер скончался в 2001 году – это печальное событие прошло практически незамеченным. Впрочем, было несколько публикаций в американской прессе, которые в основном состояли из воспоминаний музыкантов когда-то выступавших совместно с Фредом. Кстати, в русском сегменте Википедии нет даже толковой статьи об этом авторе.
Фред Нил родился 16 марта 1936 года в Кливленде, штат Огайо, но вскоре вместе с родителями переехал во Флориду, в город Сант-Петерсбург (St.Petersburg), где и прошло его детство. Отец Фреда занимался ремонтом и обслуживанием музыкальных автоматов «jukebox» в барах. Также в обязанности его папаши входило снабжение автоматов популярными пластинками. Разъезжая с командировками по Флориде, Джорджии и Теннеси, отец частенько брал с собой малыша Фреда. А один из музыкальных автоматов даже стоял у них в доме, так что, когда шестилетнему пацану отец купил гитару, тот быстро освоил инструмент, стараясь подыгрывать каждой песне, звучащей из их домашнего jukebox. В тринадцать Фред уже сочинял собственные песни. В первой половине пятидесятых он пел в госпел-группе, а затем играл в одной из рокабилльных групп.
В 1956 году Фред Нейл покинул отчий дом и переехал в Мемфис. Там он познакомился с Отисом Блэкуэллом, сочинившим немало хитов для Пресли. Однако на Юге США слишком уж было тесно – кроме Элвиса, там выступали Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс, Бадди Холли, – так что ловить там было нечего, и Нил отправился в Нью-Йорк.
Но юному фолксингеру никак не фартило, и несколько выпущенных музыкантом синглов публика проигнорировала. Фред пришлось подрабатывать сессионным гитаристом – «доход» от этого занятия был таким, что парню приходилось ночевать в Центральном парке. В 1961 году он перебрался в относительно дешевый район Гринвич-Вилледж. Богемное местечко приняло новичка с распростертыми объятиями, и вскоре Нил стал завсегдатаем заведения под названием “Cafe Wha?”, проводя на сцене намного больше времени, чем в зале. Битники любили фолк, в произведениях южанина прослушивавшийся весьма отчетливо, а необходимую долю блюза в его песни вливала гармошка, на которой наяривал худенький юноша, никто иной, как… Боб Дилан.
В конце концов, Нейла свели с автором популярной песенки «Lollipop Lollipop» Беверли Росс. Дуэтом они записали «Candy Man» и… угадали – пластинку расхватали, как горячие пирожки.
Музыкальные критики признавали, что Фред великолепно улавливал всеобщее настроение и безупречно передавал его в песнях вроде “Wild Child In A World Of Trouble”, становясь помимо собственного желания рупором поколения. Одними из первых музыкантов, оценивших талант Нила, был Винс Мартин – они с Фредом образовали дуэт. Вскоре к ним примкнул студент по имени Джон Себастьян, приковавший к себе на улице взгляды певцов благодаря пакету с неимоверным количеством губных гармошек. Партнеры пригласили Себастьяна поиграть с ними. Джон пришел на репетицию со своим приятенлем Феликсом Паппаларди – вот как стартовали карьеры Феликса, будущего продюсера Cream и Mountain, и Джона, который спустя несколько лет возглавил The Lovin’ Spoonful. Плюс рядом с ними неизменно болтался Дэвид Кросби, вскоре оказавшийся в составе The Byrds. Атмосфера в этой компании царила такая, что ради неформальных выступлений с Нилом джазовый вибрафонист Баззи Линхарт отказался от приглашения знаменитого драматурга Теннесси Уильямса поработать в его театре.
Основатель фирмы грамзаписи Elektra Джек Хольцман и продюсер Пол Ротшильд предложили дуэту Martin & Neil контракт на запись диска, получившего название “Tear Down The Walls”. Пластинка потребовала от всех немалого терпения, ибо слишком уж полюбивший джазовый подход к делу и боявшийся малейшей коммерциализации музыки Фред постоянно менял аранжировки, сводя Феликса, Джона и Пола с ума. Ротшильд вынужден был идти на ухищрения: не давая фолк-музыканту придумать новую аранжировку, продюсер заявлял, что произошла техническая ошибка, и… выставлял Фреда из студии. Работа в студии звукозаписи не доставляла Нейлу ни малейшего удовольствия. Постепенно фолксингеру разонравилось и выступать: если его не слушали, он не пытался привлечь внимание публики, а делал вид, что порвал струну, и покидал сцену. Разумеется, заработку это не способствовало – как и наркотики, к которым певец пристрастился.
Наркотики, впрочем, способствовали большей открытости Фреда, не давая ему окончательно замкнуться в себе, и помогали держаться в форме во время гастрольных поездок. Однажды Нейл попытался снова провернуть трюк с порванной струной, но номер не прошел – Паппаларди выбежал со сцены следом за Фредом, в сердцах схватил его за грудки и пригрозил избить. После чего певец на несколько месяцев пропал, а объявившись, делал вид, что ничего не произошло. И друзья не могли не простить его.
После записи альбома 1971 года Фред Нейл вдруг резко отошел от дел. Он перебрался во Флориду, купил там дом и… нашел любовь всей своей жизни – дельфинов. Певец решил, что сможет найти с ними общий язык при помощи музыки и часами просиживал в дельфинарии, принимал дозу наркоты и музицировал перед морскими животными.
На волне успеха «Полуночного ковбоя» и «Everybody’s Talkin'», предложения посыпались на Фреда, словно из рога изобилия, он отверг их все – и приглашения на популярнейшие телешоу, и выгоднейшие турне. Певца интересовали лишь две вещи – героин и дельфины, и если от привязанности к первому он через некоторое время всё же сумел избавиться избавился, то любовь к дельфинам Нейл пронес через всю оставшуюся жизнь, передав права на посвященную этим животным песню «The Dolphins» организации, борющейся за то, чтобы дельфинов не держали в неволе. Все его немногочисленные выступления после 1970 года были также благотворительными. Быть артистом Фред больше не хотел.
Последний его альбом, “Other Side Of This Life”, наполовину концертный, наполовину студийный, появился в 1971-м лишь потому, что того требовал контракт. После выпуска это диска музыкант окончательно замкнулся. Песни Фреда Нила отныне слышали исключительно его любимые дельфины. На публике он больше не показывался, уйдя в мир иной задолго до смерти…
Студийный альбом "Фред Нейл".
Фред Нейл - американский фольклор-автор песен в 1960-х и начале 1970-х. Он не достиг коммерческого успеха как исполнитель и известен в основном исполнение его произведений другими более успешными артистами - особенно "Все говорят", который стал хитом для Гарри Нильссона после того, как он был использован в фильме Midnight Cowboy в 1969 году. Хотя он высоко ценится современными народными певцами, он не хотел гастролировать и провел большую часть последних 30 лет своей жизни, помогая в сохранении дельфинов.
Хотя его собственная звукозаписывающая карьера была недолгой, поздний Фред Нейл был ключевой фигурой при переходе от фолка к фолк-року. Родившийся во Флориде, но постоянно проживавший в нью- йоркском богемном районе Гринвич-Виллидж, он оказал огромное влияние своим дебютным альбомом 1965 года «Bleecker & MacDougal», в создании которого принимали участие Джон Себастиан («The Lovin' Spoonful») с его губной гармоникой. Возмутив фолк- пуристов смешением акустической и электрической инструментовки, Нейл продвинулся на шаг вперед, создав потрясающий синтез фолка, рока и джаза, объединенных гипнотическими песнями и его низким, густым как мед, проникновенным голосом.
Этот альбом, обязательный к прослушиванию всеми композиторами-песенниками, не содержит проходного материала. Считается, что в нем есть два абсолютных шедевра. Элегантная классика «Everybody's Talkin'» стала глобальным поп-хитом для великого Гарри Нильсона, чью ускоренную кавер-версию можно услышать в фильме «Полуночный ковбой». «The Dolphins» западает нам в душу острой тоской, эллиптической мелодией, в то время как текст сочетает в себе философию и озабоченность проблемами окружающей среды. Тим Бакли написал кавер-версию этого трека: его автор пожертвовал все свои гонорары на помощь дельфинам.
Другим известным помощником Нейла была Мама Касс Эллиотт из группы «The Mamas And The Papas», которая, по слухам, исполняла партию бэк-вокала в композиции «Badi-Da». Черный как кофе юмор музыканта отчетливо прослеживается в фанковом ритме «That's The Bag I'm In», тогда как в блюзовой композиции «Sweet Cocaine» он просто наблюдает без вынесения оценок. Прогрессивная попытка «Cynicrustpetefredjohn Raga» служит экзотическим завершением в исполнении «волшебной греческой гитары» Сайреса Фариара и неукротимой игры ансамбля.
Отличные песни! Замечательные!