Фузз-эффект: кучка радиодеталей, сделавшая мега-звездами The Rolling Stones, Jimi Hendrix и Black Sabbath
Когда мне говорят, что талант в рок(поп)музыке – это ключевое требование к исполнителю, рвущемуся на вершину олимпа – я всегда смеюсь. Запомните, друзья, главное требование – это пронырливый менеджер и хорошая аппаратура. Кстати, в 60-е, справедливость моего утверждения доказал проект «The Monkees» - это когда четверо американских парней, совершенно не умеющих играть на инструментах, подвинули в чатах самих Битлз.
Современную рок-музыку невозможно представить без такой маленькой, но очень-очень полезной технической штуковины, как педаль эффектов. Музыканты называют их «примочки». Самая главная из которых, конечно же, фузз-эффект.
Это слово вы наверняка уже слышали в нетленки Гребенщикова - "Молчалкин блюз"
Давайте представим – ну, не изобрели фузз. Как тогда выглядела бы вселенная Рок-н-Ролла? Тускло и пресно. Навряд ли хитами стали такие мелодии, как «Satisfaction (I Canʼt Get No)» The Rolling Stones, «I Wanna Be Your Dog» The Stooges, «Purple Haze» или «Little Wimg» Jimi Hendrix, «Paranoid» Black Sabbath и др. Без этой примочки, о металле и панк-роке вообще речи бы не шло, ибо сии музыкальные направления держится исключительно на вжатой в пол педали фузза!
Гитарные примочки - FUZZ
Поделюсь собственными воспоминаниями. В конце 70-х решили мы со школьными товарищами собрать группу. Именно группу, а не ВИА. Начали составлять репертуар – битлы, роллинги, ну и «Дым над водой» конечно, куда же без него! Добавили пару песен «Машины времени», а также своих хитов целый воз насочиняли…
Гитары «Урал», басуха «Орфей», усилитель типа «Одиссей», ударная установка ГДР-ского производства – репетируем, но… вот всё не то. Опять-таки звук метался в рамках среднечастотного диапазона. Как с сим бороться? Что делать? И здесь мне попался в руки журнал «Моделист-конструктор» за 1976 год, там было написано: «Предлагаем вашему вниманию простейший преобразователь спектра электрического сигнала, или «FUZZ»-устройство. Двухкаскадный усилитель низкой частоты с большим коэффициентом усиления ограничивает сигнал по максиму и по минимуму. Чистая синусоида искажается. Звучание электрогитары обретает при этом самые различные оттенки, подражая «голосам» язычковых и смычковых инструментов или создавая совершенно новые синтетические звуки». Схема была проста и базировалась на двух транзисторах МП42, пяти резисторах и трёх конденсаторах.
К этому времени я уже спаял детекторный приёмник, а посему принципиальная схема «fuzz» – меня абсолютно не пугала! Я жутко возжелал лишь одного - чтобы моя гитара делала и «фузз» и «вибрато» и создавала «синтетические звуки». Ух, как мне замечталось…
Купив радиодетали и разогрев паяльник, я быстро спаял «приставку звуковых эффектов». Прибежал на репетицию и дрожащими руками подключил электрогитару к новоявленному фузз-устройству, а от него уже протянул шнур к усилителю… затаив дыхание…. рубанул по струнам! O, mamma mia! Таких замечательных искажений я в жизни не слыхивал! Скрежет был такой, что динамики тошнило! Мы с парнями решили так, если технологические предпосылки уже имеются, то пора менять стиль музыки. Говоря по-простому, мы сделали рывок от простецкой бит-музыки к серьезному панк-року. Вот так, кучка правильно спаянных радиодеталей могут в корне изменить мировосприятие рок-музыкантов!
Пришло время ответить на вопрос: «Кто отец этого замечательного звукового эффекта?». Фузз изобрел в 1961 году американский звукоинженер Гленн Снодди. Как и все великие изобретения – легендарный гитарный эффект «образовался» случайно. Гленн записывал в студии в Нэшвилле известного исполнителя кантри Марти Робинса. Во время записи песни «Donʼt Worry» произошел перегруз басового усилителя и разорвалась мембрана низкочастотного динамика. Но, Снодди предпочел не останавливать процесс звукозаписи. В итоге в песне (с 1:20 мин.) звучит совершенно революционная перегруженная бас-гитара! Песня стала хитом, необычный эффект заприметили многие музыканты. Началось победоносное шествие фузза по планете. Эффект определил звучание рок- и поп-музыки на десятилетия вперед…
Предлагаем послушать песню, с которой начался фузз Marty Robbins - «Donʼt Worry».
И конечно, "Мочалкин блюз"
Наша промышленность в 1980 году освоила серийный выпуск педали "звуковых эффектов", среди которых был и фузз. Выглядела примерно так:
видимо да были и раньше, но я свою купил в 1981 году и была она покрасивше, чем на фото
"Купив радиодетали и разогрев паяльник, я быстро спаял «приставку звуковых эффектов»." - радиодетали в те времена купить не получалось, их надо было "достать".
Интересные были времена, творческие.