- Гейнсборо Томас Дата рождения: 14 мая 1727 года Дата смерти: 2 августа 1788 года
Биография Томаса Гейнсборо
Джон Констебл так охарактеризовал творчество Гейнсборо «Ему не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого полностью достиг». Герои английского художника - люди утонченной души, они близки героям литературы английского сентиментализма конца восемнадцатого столетия.
Томаса Гейнсборо крестили 14 мая 1727 года в селении Садбери (Суффолк, Восточная Англия), точная дата его рождения неизвестна. Томас был младшим девятым сыном обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.
Гейнсборо был прирожденным живописцем. Он вспоминал впоследствии, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть».
В 13 лет он уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Ученические годы художника связаны с Лондоном, где он обучался сначала серебряных дел мастерству, а затем у Френсиса Хаймена, посредственного, но популярного портретиста. Заметное влияние на Гейнсборо оказал французский рисовальщик и гравер Гюбер Гравело, познакомивший его со стилем французского рококо. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись Антуана Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 века. Его первыми опытами были маленькие пейзажи, которые он часто продавал за гроши торговцам. Потом Томас занялся портретами.
Одна из самых ранних подписных картин Гейнсборо датируется 1745 годом. Он выполнил портрет бультерьера Бампера на фоне пейзажа, а на обороте картины написал «Замечательно умный пес». Тогда же был написан и портрет хозяина Бампера, некоего Генри Хилла.
Пейзаж в Саффолке (1746-1750)
Надо было зарабатывать на жизнь, и Томасу приходилось всячески изощряться. Так он работал на известного гравера и издателя гравюр Бойделла. Серебряных дед мастер и торговец картинами Пантэн Бэтью рассказывал :
«До переезда Гейнсборо в Бат в моей витрине перебывало множество его рисунков, и он часто бывал радешенек получить семь-восемь шиллингов от меня за те из них, что я продал».
«Портрет дочерей, преследующих бабочку»
Похоже, Томасу удалось добиться определенных успехов, так как в 1745 году восемнадцатилетний художник поселяется в своей собственной мастерской. 15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с красивой девушкой Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора, закрепившего за ней пожизненную ренту 200 фунтов в год.
История жизни Томаса Гейнсборо
В 1748 году Томас принимает участие в украшении приемной детского приюта пишет один из восьми видов госпиталей Лондона «Чартерхаус». В том же году Томас вернулся в Садбери, где вскоре умирает его отец и рождается первая дочь - Мари. Примерно в 1750 году Гейнсборо с семьей переезжает в Ипсвич. Там в 1752 году родилась вторая дочь - Маргарет.
«Возвращение крестьян с рынка» (1767–1768)
Основной заработок художнику приносила работа над портретами. В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека. Кроме того, Гейнсборо хотелось добиться наибольшего слияния модели с окружающей природой, хотя это и не всегда ему удавалось.
Особую популярность Гейнсборо завоевывает с начала шестидесятых годов, после того, как в 1759 году поселяется в курортном городке Бат. Здесь он продолжает работать как портретист, выполняя большое количество заказов столичных и местных аристократов. В это время он испытывает влияние Ван Дейка. Но постепенно художник выдвигает собственный идеал, создает особый тип портрета. Его произведения, не утрачивая репрезентативности и парадности, кажутся более легкими, изящными и утонченными.
«Возвращение с жатвы»
С 1761 года Гейнсборо регулярно выставляется в Лондоне, а в 1768 году его избирают членом-учредителем Королевской Академии. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на картинах Гейнсборо этого периода «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768), «Портрет дамы в голубом» (1770-е годы).
Около 1770 года Гейнсборо пишет знаменитый портрет Джонатана Батолла, известный как «Голубой мальчик». Этот портрет Гейнсборо писал не на заказ, а для собственного удовольствия. Художник прибегает к эффектному сопоставлению фигуры мальчика в голубом костюме с пейзажем, написанным в теплых коричневатых тонах.
«Дама в голубом»
В 1774 году Гейнсборо окончательно перебирается в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и отдает явное предпочтение перед именитым соперником Джошуа Рейнолдсом. Среди лучших работ этого периода - эффектный портрет миссис Грехем возле колонны, на фоне далекого пейзажа (ок. 1777), «Портрет герцогини де Бофор» (между 1775 и 1780) и, наконец, портрет знаменитой актрисы Сиддонс (1784). Следует отметить, что в портретах Гейнсборо пейзаж играет гораздо более важную роль, чем у остальных английских портретистов.
Среди лучших пейзажей семидесятых годов особую известность получил «Водопой» (1775-1777). «Наиболее органичного слияния человека с природой мастер достигает в пейзажах, где показывает крестьян за обычными их занятиями, - отмечает Ю.Г. Шапиро. - Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост - «Воз» (1786), «У дверей фермы» (1778)».
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785-1787)
В последние годы жизни Гейнсборо охотно писал «воображаемые сцены». В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782; «Девочка, собирающая грибы») - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные.
В 1784 году Гейнсборо получил возможность оставить должность в Академии художеств и начать работать вполне независимо. К портретам и пейзажам добавились теперь жанровые сценки, чем-то напоминающие сцены в тавернах Адриана Браувера.
Художник умер 2 августа 1788 года от рака горла.