Giacomo Meyerbeer: Le prophète - Lewis (1970)
Джакомо Мейербер (1791-1864) - Пророк или Иоанн Лейденский (1849)
"Завтра дают эту оперу в сороковой раз, и уже сегодня все места разобраны, и,
как гласит афиша: «Бесплатный вход прекращен…» – успех, как видите, огромный.
... сама музыка «Пророка» вполне оправдывает энтузиазм публики. Она достойна творца «Роберта» и «Гугенотов».
Правда, в богатстве, свежести и разнообразии мелодий «Пророк» не может равняться с «Робертом»; в потрясающей силе драматического выражения он
не достигает «Гугенотов», которых я считаю лучшим произведением Мейербера;
но он весь ровнее, выдержаннее; на нем лежит печать строгого и ясного величия. Это произведение человека уже не молодого, даже стареющего, но человека, вполне овладевшего всем богатством собственного таланта”, - так отзывался об опере Джакомо Мейербера Иван Сергеевич Тургенев, присутствовавший на первом ее исполнении 1849 года в Париже, где великая Полина Виардо пела партию Фидес.
Знакомство с этим малоизвестным произведением Мейрбера, которое нечасто увидишь на оперной сцене, именно в 2017 году представляется уместным и поучительным. События, положенные в основу оперы, перекликаются с важнейшими юбилеями года: 500-летием Реформации, даты раскола западного христианства и появления протестантизма, и 100-летием Российской революции. Судите сами: в центре сюжета “Пророка” — борьба анабаптистов с властью аристократии, разделившая страну на “своих” и “чужих, сопутствующие ей жестокие кровавые бои, сомнения в правильности избранного пути и размышления на тему: “Что есть истина, приближающая меня
к Создателю?”.
Исторические события, положенные в основу оперы, как обычно у Скриба и Мейербера, трактованы более чем свободно. В XVI в. Германия была объята восстаниями
и религиозными войнами. Главный герой оперы, Иоанн Лейденский, он же Иоганн Боккольд или Беккельзон (1510-1536), – один из вождей религиозной секты анабаптистов, или "перекрещенцев", вместе с Яном Матисом после изгнания местного епископа захватил власть в Мюнстере. Следуя учению Матиса, Иоанн пытался основать в городе «царство Божье» – своеобразную коммуну. Она просуществовала 14 месяцев
в 1534–1535 гг. и была подавлена. После пыток, перенесенных с поразительным мужеством, Иоанн был казнен. Этой неординарной личности посвящена опера
В. Альсдорфа «Анабаптисты» («Иоанн Лейденский», 1838), не оставившая заметного следа в истории музыкального театра. Появившаяся позднее опера Мейербера, напротив, имела огромный успех. Немалую роль сыграла ее актуальность после революций, прокатившихся по Европе в 1848 году
Предлагаю послушать эталонную запись "Пророка" с Мэрилин Хорн в партии Фидес,
с великолепным Николаем Геддой и отдаться чарам этой благородной, элегантной и проникновенной музыки, насыщенной драматическими контрастами и психологизмом.
Либретто оперы см. здесь: http://www.belcanto.ru/prophete.html
-----------------------------
Fidès - Marilyn Horne, mezzosoprano
Jean de Leyde - Nicolai Gedda, tenor
Zacharie - Robert El Hage, bass
Jonas - Fritz Peter, tenor
Berthe - Margherita Rinaldi, soprano
Mathisen - Boris Carmelli, bass
Comte d`Oberthal - Alfredo Giacomotti, bass-baritone
Orchestra Sinfonica e Coro di Torino della RAI
Henry Lewis, conductor
Recorded in Torino - 11 July 1970
-----------------