- Го Си Дата рождения: ок.1020 год Дата смерти: 1090 год
Биография Го Си
Наивысшего расцвета китайская средневековая культура достигла в VII-XIII веках во времена образования двух крупных государств - Тан (618-907) и Сун (960-1279). А высшим достижением искусства стала живопись, охватившая многообразный круг жизненных явлений, отразившая преклонение людей перед красотой природы.
Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651-716), Ли Чжаодао (670-730) и Ван Вэй (699-759).
«Их творчество показывает, насколько разнообразными были пути пейзажной живописи, - пишет Н.А. Виноградова. - Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, которая делает картину похожей на драгоценность. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушное. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и тихой. Его картины были так поэтичны, что современники говорили «Его стихи - картина, его картины - стих».
Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.
Го Си. Ранняя весна. 1072 г. Гугун, Тайбэй
Разработанные еще в танское время своеобразные законы перспективы, построения пространства и колорита достигают высокого совершенства в пейзажах Го Си, вошедшего в историю искусства завершителем традиции монументального пейзажа Х-XI веков.
Художник продолжал творчески развивать черты, присущие пейзажам Цзин Хао и Дун Юаня, Ли Чэна и Сюй Даонина. Го Си подчеркивал вред слепого копирования «Великие люди и ученые не ограничиваются одной школой, а непременно совмещают, сравнивают, широко обсуждают, тщательно изучают (все существующее), чтобы создать свою собственную школу, и только тогда достигают нужного».
О жизни Го Си известно немного. По всей вероятности, он родился между 1020-1025 годами и умер до 1100 года. Вот что сообщает современник художника Го Жосгой, закончивший свои «Записки о живописи» в 1082 году «Го Си родом из уезда Вэпь в Хэяне. Ныне занимает должность наставника в искусстве в Императорском ведомстве Шу-юань. Пишет пейзажи зимнего леса. Картины его искусны и разнообразны, композиции - пространственно глубоки. Хотя он изучал и восхищался Ин-цю, но смог выразить свои собственные чувства. Огромные ширмы и высокие стены с его росписями намного сильнее, чем у предшественников. В нынешнем поколении он - единственный».
Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт. 11в. Гугун, Пекин.
Известно, что между 1078 и 1085 годами Го Си расписывал двенадцать больших ширм для даосского храма и, несмотря на преклонный возраст, сила его кисти не ослабла. В старости он особенно любил делать стенные росписи. Дэн Чунь, автор «Записок о живописи» XII века, рассказывает, что однажды Го Си увидел выполненные на рельефе росписи одного мастера VIII века, в которых были использованы неровности стены. Го Си самому захотелось написать «рельефный» пейзаж. Он попросил не заглаживать штукатурку на стене строящегося здания и по непросохшей поверхности руками наметил план будущей росписи, используя выпуклости и впадины. Когда стена высохла, он расписал ее тушью и красками, и пейзаж выглядел будто «созданный самой природой».
История жизни Го Си
О творческом методе художника рассказал его сын Го Сы «В те дни, когда мой отец брался за кисть, он непременно садился у светлого окна, за чистый стол, зажигал благовония, брал тонкую кисть и превосходную тушь, мыл руки, чистил тушечницу. Словно встречал большого гостя. Дух его был спокойный, мысли - сосредоточенными. Потом начинал работать».
Из произведений Го Си сохранились двенадцать свитков и знаменитый трактат «О высокой сути лесов и потоков», который после смерти художника составил Го Сы, собрав высказывания отца об искусстве живописи. Сыну принадлежит введение и последний раздел, отцу - три основные части, куда вкраплены комментарии Го Сы. Трактат этот - лучшее, что было написано в Китае об искусстве пейзажной живописи.
Го Си в своем трактате требует от современников умело и точно воспроизводить реальную действительность, настойчиво изучать природу, порицая тех, кто, не имея длительной теоретической и практической подготовки, считает себя живописцем.
Го Си. Осень в долине реки. Фрагмент свитка. 11в. Галерея Фрир, Вашингтон.
Живописец должен быть хорошо знаком с правилами перспективы «Гора вблизи имеет определенную форму. Если смотреть на расстоянии нескольких ли, гора имеет другую форму; если смотреть на расстоянии нескольких десяткой ли - опять иную. Каждое удаление вносит различие. Вот почему говорят, что форма горы с каждым шагом другая».
Мало увидеть, надо уметь видеть, уметь выбрать «существенные темы» «Тысячи ли гор не могут быть всюду одинаково прекрасными, а разве могут быть везде красивы десять тысяч ли вод!»
Проводя ряд философских идей своего времени, Го Си сопоставляет природу с человеком, одухотворяет ее, наделяет ее человеческими качествами «Природа живая, как человек. Отдельные ее органы имеют свои функции. Камни - кости природы, они должны быть сильными, вода - кровь природы, она должна быть текучей».
Дошедшие до нас немногие картины - величественные монохромные пейзажи Го Си, написаны черной тушью. «В качестве примера можно привести картину Го Си «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами». На длинном горизонтальном свитке шелка художник располагает фантастические причудливые горы, поднимающиеся бесконечно высоко, так, что самые высокие вершины уходят за пределы картины. Горы окаймляют широкие водные пространства.
Го Си. Деревья и ровная даль. Деталь. 11в. Нью-Йорк, музей Метрополитен.
Основное внимание Го Си уделяет передаче воздушной среды, в изображении которой художники сунского времени достигли высокого совершенства. Неясные и нечеткие горы, несколькими планами расположенные в глубине картины, словно вырастают из тумана, скрадывающего их очертания у подножия и отдаляющего их на гигантское расстояние от первого плана. Грандиозность просторов Го Си подчеркивает сопоставлением масштабов.
Сосны, расположенные у самого края свитка, являются как бы единицей измерения; с ними соотносятся масштабы всех остальных предметов. Цветовая гамма, построенная на тонкой вибрации тонов черной туши, мазки которой подчас еле уловимы для глаза, подчас сочны и смелы, способствует большой цельности картины», - пишет Н.А. Виноградова.
Впечатление от другой картины художника «Осень в долине Желтой реки» хорошо передает высказывание самого Го Си «Виденное чередой проходит в груди, так что глаза не видят шелка, руки не чувствуют кисти и туши; громады камней катятся лавиной, таинственное и безбрежное - на моей картине!»
Го Си. Осень в долине реки. деталь. 11в. Галерея Фрир, Вашингтон
В «Ранней весне» Го Си изображает одну гору, возносящуюся над водой. Как пишет художник, «горы без светлого и темного лишены солнца и тени. Где есть солнце - светло, где нет солнца - мрачно, поэтому светлое и темное - обычное состояние гор. Как же можно не различать светлое и темное!»
В начале XII века монументальные пейзажи Го Си вышли из моды. Предпочтение стало отдаваться художникам, писавшим цветы и птиц. Одним из свитков художника просто накрывали стол, работы Го Си, украшавшие дворец, заменили новыми. Но традиции его возрождаются позднее в эпоху Мин и Цин.