Тамара (Тамрико) Михайловна Гвердцители ( род. 18 января 1962, Тбилиси, Грузинская ССР) — советская, российская, грузинская эстрадная певица (контральто), пианистка, композитор, актриса, Заслуженная артистка Грузинской ССР (1989), Народная артистка Грузинской ССР (1991), Народная артистка России (2004)
Отец Тамары— из древнего грузинского дворянского рода Гвердцители. Мать — еврейка, внучка одесского раввина.
Благодаря матери — учительницы русского языка и литературы, уроженки Одессы, Инне Владимировне Кофман,Тамара в семь лет начала учиться музыке, поступила в специальную музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В начале 1970-х годов стала солисткой детского эстрадного ансамбля «Мзиури», в составе которого объездила с гастролями весь бывший Советский Союз, гастролировала в 12 странах мира.
В ансамбле =Мзиури=
Весенний праздник.
Была и певицей, и пианисткой, и гитаристкой, исполняла с ансамблем народные грузинские, армянские, русские, украинские и современные эстрадные песни. В одиннадцать лет участвовала в музыкальном спектакле «Наш друг — Буратино» (муз. А. Рыбникова) в роли грустного Пьеро[.
После школы в 1979 году Тамара поступила в Тбилисскую консерваторию и окончила её по классу фортепиано и композиции, а также окончила специальный колледж по вокалу. Ещё на 3 курсе стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио Грузии[4].
В 19 лет заняла второе место на всесоюзном фестивале в Днепропетровске и победила на международном конкурсе «Красная гвоздика» в Сочи. Песни «Музыка» (В. Азарашвили, М. Поцхишвили) и «Цвети, земля моя» принесли известность молодой певице.
В 1982 году принимала участие в конкурсе популярной музыки в Дрездене, в 1988 году победила на конкурсе «Золотой Орфей», выступала в качестве приглашённого артиста на фестивалях в Сопоте и Сан-Ремо. А с 1987 года молодая певица уже сама выступала в роли члена жюри музыкальных фестивалей.
В 1989 году Гвердцители стала Заслуженной артисткой Грузинской ССР, в 1991 году — Народной артисткой Грузинской ССР, а в 2004 году — Народной артисткой РФ.
В 1991 году Гвердцители была приглашена своим французским агентом в Париж, где познакомилась с Мишелем Леграном и Жаном Дрежаком. Тогда же был заключён контракт с Мишелем Леграном и состоялся её первый концерт в парижской «Олимпии». Легран, представляя Гвердцители трёхтысячному залу, сказал: «Париж! Запомни это имя». И Тамара покорила Париж.
В репертуаре песни гражданского звучания («Зову Икара» Ю. Саульского, Р. Рождественского и другие) соседствовали с песнями элегическими, лирическими («Как молоды мы были» А. Пахмутовой, Н. Добронравова, «Осенний романс» Ермишева, А. Дементьева, «Памяти Эдит Пиаф» О. Тевдорадзе, И. Резника, «Виват, король, виват» Ю. Рыбчинского, Г. Татарченко). Постепенно появлялось все больше песен её собственного сочинения: «Посвящение женщине» на ст. М. Цветаевой, композиция «Моя любовь Пиаф». Поет в сопровождении оркестров под упр. А. Михайлова, М. Кажлаева. Из крупных событий её творческой жизни надо назвать сольный концерт в «Олимпии» (Париж, 1994), с ансамблем А. Козлова в Карнеги-холл (Нью-Йорк, 1995), «Мишель Легран представляет Тамару Гвердцители» (Нью-Йорк, 1996— дуэты с Леграном, песни из к/ф «Шербурские зонтики», русские и грузинские народные песни, романсы: «Только раз бывают в жизни встречи» и др.). В 2001—2003— цикл сольных программ «Музыка без границ» в сопровождении ансамбля «Музыка». Некоторые песни исполняет под собственный аккомпанемент на фортепиано.
Тамара Гвердцители исполняла партию Кармен на сцене Днепропетровского оперного театра с миланским баритоном Джованни Рибикьезу, готовила постановку оперы в Москве с дирижёром Владимиром Зивой, снималась в кино, играла в Театре Российской Армии в мюзикле «Человек из Ламанчи» с Владимиром Зельдиным, выступала с сольными концертами и совместной программой с Дмитрием Дюжевым, а в 2010 году блестяще дебютировала в новом для себя жанре моноспектакля.
Исполняет песни на более чем десяти языках: грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, иврите,идише, украинском, армянском, немецком и др.
Альбомы:
Гвердцители, Тамара Михайловна
1982 — Дебют. Тамара Гвердцители (миньон)
1985— Музыка: поёт Тамара Гвердцители
1991— Белая ворона (рок-опера, партия Жанны д’Арк)
1992— Тамара Гвердцители поёт свои песни
1994— Виват, Король!
1996— Спасибо, Музыка, тебе!
2000— Лучшие песни разных лет
2001— Посвящение Женщине
2002— Виват, Любовь, Виват!
2002— Мне вчера приснилось небо
2003— Избранное 2004— Музыка — Храм Души
2008— Воздушный поцелуй
2008— MP3-альбом «Избранное»
2009— The Best (2 CD)
2016— Тамара Гвердцители[28]
2017— Момеле (мамочка, песни на идише)
Предлагаю послушать несколько песен из альбома 2017 года =МАМЕЛЕ=
My Yiddishe Momme
Tamara Gverdtsiteli, Moscow Male Jewish Cappella, A.Tsaliuk, F. Aranovskiy, Crocus Hall, FULL VERS.
Ефим, какой замечательный пост!!!!! Фото прекрасные!!! Обожаю Тамару, обожаю ее песни, особенно на идиш, естественно)))
Спасибо тебе огромное
В среду 1 июня 2016 года в Карнеги-холле прошел концерт народной артистки России Тамары Гвердцители. Легендарный нью-йоркский зал был полон. Новую программу «Mamele. Мамины глаза» встречали восторженно: цветами, овациями и просьбой публики спеть на бис.
Тамара Гвердцители вышла на сцену в сопровождении большого симфонического оркестра и Московской мужской еврейской капеллы под управлением дирижера Александра Цалюка. В роскошном белом платье, расшитым узорами, Гвердцители была статна, как настоящая грузинская царица Тамара.
”Эта музыка…в ней сны… воспоминания. Посвящается нашим вечно молодым и вечно красивым мамам,” — обратилась она к залу и исполнила “Мамэле”.
Первая часть программы состояла из песен на идише. Звучали шедевры ашкеназской еврейской музыки. Это непростой репертуар, и Тамара глубоко переживала и проживала каждую песню, в том числе задорные «Чирибим», «Халевай», «Тум Балалайка».
Интересно отметить, что в России Тамара Гвердцители воспринимается исключительно как дочь грузинского народа, а о том факте, что мама Тамары — чистокровная еврейка, дочь одесского раввина — мало кто знает.
Не обошлось и без эксцессов: в середине концерта некая дама стала что-то выкрикивать из зала. Тамара гордо стояла на сцене и ждала, пока закончится невнятная тирада. Никто толком не расслышал, что и к чему было в этой речи, а Тамара только негромко воскликнула: ”Мы в Одессе?” — и зал обрушился смехом и аплодисментами.
Вторая часть концерта прошла в другом, более привычном для публики, жанре. Гвердцители, казалось, чувствовала себя гораздо комфортнее в джазовом и более интернациональном амплуа. Прозвучали композиции Эдит Пиаф, ведь неспроста Тамару Гвердцители NYTimes назвал “Русской Пиаф”. Помимо французских мелодий, прозвучали произведения американского композитора Джорджа Гершвина и итальянца Вальтера Мальгони.
Гвердцители пела на русском, испанском, итальянском, английском. А исполняя на грузинском «Сулико» и «Тбилисо», Тамара аккомпанировала себе на рояле. И, конечно, на бис — обожаемые всеми песни “Мамины Глаза” и “Молитва” Булата Окуджавы.
Закончился концерт песней, посвященной вечному Иерусалиму — «Иерушалаим Шель Захав»:
Иерусалим из золота,
из меди и света,
Не правда ли я — скрипка для всех твоих песен…
Правда, прекрасная царица Тамара! Вы — и скрипка, и голос, и душа