- Гюго Виктор Дата рождения: 26 апреля 1802 года Дата смерти: 22 мая 1885 года
Биография Виктора Гюго
Виктор Гюго был тем сумасшедшим, который и сам поверил в то, что он Виктор Гюго", — сказал поэт Жан Кокто, подводя таким образом итог описанию человека, чья экстравагантная жизнь и противоречивая натура отразились и в его литературных произведениях, и в его любовных связях. Этот чрезвычайно эгоцентричный литературный гений всю жизнь боролся за права нищих и униженных, а на стенах своего дома начертал свой девиз: "Я - Гюго".
Он владел огромным состоянием, но настаивал на том, чтобы его похоронили в одном из гробов, бесплатно выделявшихся умершим нищим. Гюго был необыкновенным человеком. Энергия била в нем ключом, он отличался завидным здоровьем, спал обычно 4 часа в сутки, писал свои литературные шедевры стоя и хвастал тем, что любые его идеи, мысль, теория или ощущение не могут не принести ему литературного дохода. В 1851 году он был не в силах более терпеть режим личной власти, установленный во Франции Луи Наполеоном, и выехал из страны, сам назвав свой отъезд ссылкой. Во Францию Гюго вернулся лишь через 20 лет. И до, и после возвращения писатель активно занимался политической и литературной деятельностью. В словах, которые произнес Гюго перед самой смертью, отразились все противоречия его жизни. Он прошептал: "Я вижу черный свет".
Когда Гюго женился, ему было 20 лет и он был еще девственником. В первую брачную ночь Гюго имел со своей молодой и совершенно не готовой к таким испытаниям женой Адель Фуше девять половых актов подряд. Через 8 лет совместной жизни, во время которой у нее было 5 чрезвычайно сложно протекавших беременностей, Адель, полностью измотанная такой атлетической сексуальностью Гюго, совсем отказалась от сексуальных отношений с ним. Затем их брачному союзу был нанесен еще один удар. Адель влюбилась в литературного критика Сент-Бева, друга Гюго. Сексуальных отношений между ними, по всей вероятности, не было, но Гюго едва не вызвал Сент-Бева на дуэль. Разрыв с Адель приостановил сексуальную жизнь Гюго лишь на некоторое время.
Виктор Гюго в молодости
Наоборот, это лишь пробудило в нем еще больший сексуальный аппетит. Женатый 11 лет и всемирно известный благодаря своему роману "Тени над Нотр-Дам", Гюго в 1833 году завел связь с красавицей Жюльстт Друэ, актрисой, любовницей многих известных и богатых мужчин своего времени. Именно она раскрыла ему некоторые сексуальные секреты, и вскоре Гюго уже мог сказать о себе так: "Женщины считают, что я просто неотразим". Так оно, по-видимому, и было. Началась так прославившая Гюго чрезвычайно активная сексуальная жизнь. Для него не было ничего необычного, например, в том, что он мог заниматься сексом с молодой проституткой рано утром, с какой-нибудь актрисой перед обедом и с известной куртизанкой вечером. Но это было лишь прелюдией к тому, что вся ночь затем посвящалась столь же неутомимой Жюльетт. Сексом Гюго продолжал заниматься почти до последних дней жизни. Записи в его дневнике рассказывают о том, что за последние четыре месяца перед смертью 83-летний Гюго 8 раз имел сексуальные отношения с женщинами.
История жизни Виктора Гюго
Гюго предпочитал женщин, которые были умными и страстными, но он не отказывался и от тех женщин, которые не обладали этими качествами. Его личность и слава были сильными афродизиаками, и для него всегда и везде находилось достаточное количество партнерш, готовых ради него на все. Как правило, они были молоды, а когда он постарел, они часто были так молоды, что годились ему во внучки. Он соглашался на сексуальные отношения и с замужними женщинами, но отказывал им, если узнавал, что они в данный момент живут в семье со своими мужьями.
Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра
Жюльетт, самая большая любовь в его жизни, терпеливо сносила сексуальную активность Гюго. Когда ей исполнилось 40 лет, ее красота стала заметно увядать. В 1944 году ее временно заменила молодая дворянка Леони Д'Оне. Связь Леони с Гюго закончилась страшным скандалом, когда ревнивый муж Леони нанял полицейских, чтобы они следили за его женой. Леони и Гюго были схвачены на месте преступления. Гюго избежал наказания, поскольку принадлежал к сословию пэров, а Леони была посажена в тюрьму за прелюбодеяние.
После того, как Леони вновь оказалась на свободе, Гюго стал делить свое время поровну между ней и Жюльетт. В конце концов, Гюго оставил Леони, а Жюльетт опять стала его главной любовью. Это, конечно, ни в коей мере не мешало Гюго искать и находить других сексуальных партнерш. Сама Жюльетт подсчитала, что с 1848 года по 1850 год у Гюго было по меньшей мере 200 сексуальных партнерш. В 70-летнем возрасте Гюго сумел соблазнить 22-летнюю дочь писателя Теофила Готье, и вполне возможно, что в это же время у него была тайная связь с Сарой Бернар.
Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери») — Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время» (1881)
Несмотря на огромное количество женщин, с которыми Гюго имел сексуальные отношения, он всегда называл Жюльетт своей "истинной женой". Их интимные отношения продолжались 50 лет. Большую часть этого времени они прожили отдельно друг от друга. Если это было возможно, Гюго приезжал к ней каждый день. Жюльетт тогда же была ему абсолютно преданна. За все время их знакомства она написала ему 1700 любовных писем. И умерла на руках у Гюго в 77-летнем возрасте. На протяжении оставшихся двух лет жизни Гюго продолжал, как уже известно читателю, активную сексуальную жизнь, но дух его, по-видимому, был все же сломлен потерей Жюльетт.
Еще при жизни Гюго ходили слухи о том, что у него была сексуальная связь с его дочерью Леопольдиной, но убедительных доказательств этого нет. Гюго всегда возбуждали всевозможные интриги и тайны. Он любил, например, проводить в дом своих любовниц через какие-то тайные ходы и заниматься с ними сексом в каких-то отдаленных заброшенных комнатах даже тогда, когда в этом не было абсолютно никакой необходимости.
Иллюстрация Даниеля Вирга во французском издании романа «Человек, который смеётся» (1876)
Своему юному внуку, который однажды вошел в комнату и увидел своего 80-летнего дедушку, обнимавшего молодую служанку, Гюго сказал:
"Смотри, Жорж, вот кого они называют гением!"
Надгробие Виктора Гюго в парижском Пантеоне
Поэзия Виктора Гюго:
Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822)
Оды (Odes, 1823)
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831)
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835)
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837)
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)
Возмездие (Les Châtiments, 1853)
Созерцания (Les Contemplations, 1856)
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)
Грозный год (L’Année terrible, 1872)
Искусство быть дедом (L’Art d'être grand-père, 1877)
Папа (Le Pape, 1878)
Революция (L'Âne, 1880)
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881)
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883)
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886) Бог (Dieu, 1891)
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)
Мрачные годы (Les années funestes, 1898)
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941)
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942)
Драматургия Виктора Гюго:
Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827)
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889)
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829)
Эрнани (Hernani, 1829)
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832)
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833)
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833)
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835)
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838)
Бургграфы (Les Burgraves, 1843)
Торквемада (Torquemada, 1882)
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).
Романы Виктора Гюго:
Ган Исландец (Han d’Islande, 1823)
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829)
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831)
Клод Гё (Claude Gueux, 1834)
Отверженные (Les Misérables, 1862)
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866)
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869)
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).
Публицистика и эссе Виктора Гюго:
Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834)
Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842)
Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852)
Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855)
Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864)
Париж (Paris-Guide, 1867)
Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867)
До изгнания (Avant l’exil, 1875)
Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875)
После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889)
История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877—1878)
Фанатики и религия (Religions et religion, 1880)
Мой сын (Mes Fils, 1874)
Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883)
Что я видел (Choses vues, 1887, 1900)
Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890)
Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892)
Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).
Высказывания Гюго
«Религия шествует в сопровождении всевозможных суеверий».
«Музыка выражает то, что нельзя сказать, но о чём невозможно молчать».
«Время слепо, а человек невежествен».
«Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией».
«Он оказался глухим и слепым одновременно. Вот условие, необходимое для того, чтобы быть образцовым судьей!».
«Из всех восхождений, ведущих из мрака к свету, самое благородное и самое трудное — родиться роялистом и аристократом и стать демократом».
«Будущее принадлежит двум типам людей — человеку мысли и человеку труда, — говорил Гюго. — В сущности, оба они составляют одно целое: ибо мыслить — это значит трудиться».