- Ильинский Игорь Владимирович Дата рождения: 24 июля 1901 года Дата смерти: 13 января 1987 года
Биография Игоря Владимировича Ильинского
Игорь Владимирович Ильинский был и навсегда останется комиком № 1 в советском немом кино. А после выхода на экраны звуковой кинокомедии «Волга-Волга» Игорь Ильинский, в числе других артистов, был приглашен в Кремль на праздничный концерт. Он тогда читал со сцены рассказ Чехова. Люди в зале сидели за столиками по четыре человека. Подальше стоял длинный стол, за которым сидели члены Политбюро, в центре — Сталин. Ильинский так волновался, что читал почти механически и от волнения непрерывно вертел пуговицу на животе. Все ели, пили, переговаривались, и его никто не слушал.
Дочитав до конца, совершенно потерянный, с ощущением полного провала Ильинский сел за столик рядом с певицей Шпиллер. Подошел Молотов, поблагодарил за выступление, Ильинский немного успокоился.
Вдруг к столику приблизился Сталин. Он похвалил Шпиллер за выступление, потом повернулся к сопровождающим его лицам и строго спросил, показывая на Ильинского
— А это кто такой
— Известный артист Ильинский, товарищ Сталин.
— Кому известный Мне не известный!
Игорь Ильинский, 1926 год.
Растерянный Ильинский сказал, что он артист театра и кино. Но Сталин не унимался.
— Кто это Как он сюда попал
— Это, товарищ Сталин, актер Ильинский... Он только что удачно сыграл в кинофильме «Волга-Волга»...
И тут Сталин расплылся в улыбке
— Товарищ Бывалов! Здравствуйте! Мы, бюрократы, всегда поймем друг друга... — и подал Ильинскому руку.
Игорь Владимирович Ильинский родился 11 (24) июля 1901 года в Москве, в семье зубного врача.
Подростком он смотрел в Художественном и Малом театрах спектакли по пьесам Чехова, Островского, был потрясен игрой Южина, Ермоловой, Садовской, Станиславского, Москвина, Качалова, Давыдова, Михаила Чехова, — особенно Давыдова и Чехова. Наивный, трогательный, проникнутый национальным духом талант Давыдова, его склонность призывать «милость к падшим» чрезвычайно тронули юного Игоря. А острая сценическая графика Михаила Чехова, его импровизационный дар, его умение схватывать и передавать на сцене трагикомические гримасы жизни Ильинского просто покорили. Так наметилась линия преемственности, связующая Ильинского с русской школой актерской игры.
«В шестнадцать лет театр уже безгранично владычествовал надо мной», — вспоминал Игорь Владимирович.
Перед революцией Ильинский самозабвенно бегал по театрам, забросив гимназию, спорт и товарищей. «Одной лишь думы власть» знал он в юности. Он был захвачен театром безраздельно и потому, должно быть, в ту пору оставался, по собственному признанию, «глухим к политике», к дальним и грозным раскатам войны, к крику буревестника, предвещавшего близость бури. Зато решение стать актером созрело рано. В иной профессии он себя и не представлял.
Громадную роль в духовном и творческом становлении Ильинского сыграл отец, скромный интеллигент — зубной врач, о котором сын написал через много лет «В своей жизни он должен был бы быть художником. Должен был быть и имел на это большее право, чем я. А между тем всю жизнь провел у зубоврачебного кресла».
Игорь Ильинский в роли Бывалова в фильме «Волга, Волга» (1938)
Когда Ильинский, будучи уже известным артистом, сыграл Аркашку в мейерхольдовском «Лесе», ему довелось услышать от одного из старых друзей дома «Хорошо, Игорь, играешь, но до отца тебе далеко!».
Ильинский-старший был одаренным комедийным актером-любителем. Кроме Аркашки, отец сыграл Кочкарева и Расплюева. Ильинский вспоминает о том, как играл его отец «В очень мягкой манере, с тончайшими юмористическими оттенками, нюансами и интонациями, в старой благородной манере мастеров Малого театра, вроде замечательного Михайла Провыча Садовского».
Ильинский-старший писал пейзажи и первым показал сыну неброскую прелесть русской природы. Он был мастером «выразительного чтения», открывшим будущему артисту Гоголя, Чехова, Толстого, Никитина, Лескова, Диккенса, Марка Твена. Все это впоследствии принесло плоды.
Часто на юного Игоря нападали приступы отчаяния и неверия в свои силы, но он никогда не сомневался в главном, в том, что сцена — его родной дом. Эта уверенность привела его осенью 1917 года на порог театральной школы в Настасьинском переулке, руководимой известными режиссерами Ф. Ф. Комиссаржевским и В. Г. Сахновским.
Свои первые этюды «на импровизацию» Игорь Ильинский начал делать как раз в те дни, когда грянул залп «Авроры». В театральной студии Ильинский провел полтора года, но уже через несколько месяцев пребывания в студии он совмещал учебные занятия с профессиональной актерской работой.
Настоящая же учеба началась не в школе и даже не в руководимом Комиссаржевским театре имени В.Ф. Комиссаржевской, куда студиец Ильинский был привлечен, как сказали бы теперь, в порядке производственной практики. Настоящая учеба началась тогда, когда семнадцатилетний актер отважно бросился в волны кипучего театрального моря тех лет, играя все, что только можно, и всюду, где удавалось.
Ильинский долго не прибивался ни к одному берегу. Непрестанное творческое беспокойство, охота к перемене мест владели им многие годы подряд, толкая порой не только к серьезным театрам, но и к сомнительным начинаниям. Даже когда он уже был связан с Мейерхольдом, его так и подмывало «забежать» в свободную минуту еще в какой-нибудь театр, сыграть подвернувшуюся роль, попробовать свои силы в чем-то новом.
Молодой актер был чрезвычайно жаден до ролей. Пребывание на сцене доставляло ему такую радость, что он не отказывался ни от чего и совершенно не знал устали. Трудно становилось лишь тогда, когда возникал вопрос «или — или» и ему приходилось выбирать.
Разобраться в маршрутах его театральных скитаний непросто. Когда сопоставляешь между собой пьесы, образы, театры и даты, просто диву даешься, как физически хватало на это Ильинского в те голодные и холодные годы, как он успевал не только запоминать, но и отделывать свои сценические работы. Здесь не обойдешься без скучного перечня.
История жизни Игоря Владимировича Ильинского
21 февраля 1918 года Ильинский сыграл свою первую дебютную роль — старика в «Лизистрате» Аристофана, поставленной Комиссаржевским в театре имени В.Ф. Комиссаржевской. Летом того же года Ильинский выступил в старинном французском фарсе Табарена «Каракатака и Каракатакэ» («Театр четырех масок», постановка Н.М. Фореггера). Сыграл одного из шутов или слуг просцениума в опере Николаи «Виндзорские проказницы» и был занят в массовых сценах оперы Бетховена «Фиделио» (Театр Совета рабочих депутатов, бывшая опера Зимина).
В организованном под руководством той же В.Ф. Комиссаржевской театре Художественно-просветительского Союза рабочих организаций (ХПСРО) предстал в опере Моцарта «Похищение из гарема» в образе паши Селима, потом сыграл Антонио в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» Бомарше. Затем доктора Панкраса в комедии Мольера «Брак по принуждению» и духа Ариеля в «Буре» Шекспира — все с Ф. Ф. Комиссаржевским на протяжении сезона 1918-1919 года.
Таков первый «залп». В дальнейшем радиус действий Ильинского еще расширился.
Ильинский проводит летний сезон у Балиева в «Летучей мыши» (играет портного Петровича в «Шинели» Гоголя и кое-что другое, менее увлекательное). Пробует свои силы в оперетте, не без успеха дублируя роли Г.М. Ярона в так называемом Никитском театре. Участвует в спектаклях губернского Пролеткульта. Вновь встречается с Фореггером в «Близнецах» Плавта. Становится любимцем малышей, играя в Детском театре медведя Балу («Маугли» по Киплингу). Участвует в бесчисленных концертах «за пайки», передвигаясь пешком через заснеженную Москву и увозя домой на саночках скудное вознаграждение (иногда — несколько березовых поленьев).
Наконец, по рекомендации Е.К. Малиновской вступает в труппу Художественного театра, но через месяц его оставляет, для того чтобы в только что организованном Театре РСФСР первым начать под руководством Мейерхольда репетировать в «Зорях» Верхарна небольшую роль фермера Гислена (1920).
Казалось бы, якорь брошен. Ведь Ильинский работает уже в серьезном коллективе, и не как гастролер на один спектакль, а как едва ли не главное упование Мейерхольда, в которого Ильинский поверил сразу же. Он играет самозабвенно, страстно, и его талант изливается в такие серьезные образы-вехи, как меньшевик в «Мистерии-буфф» (1921), Брюно в «Великодушном рогоносце» (1922) и Аркашка в «Лесе» (1924).
Но, несмотря на то, что Ильинский был увлечен Мейерхольдом, его пора степенной оседлости еще не пришла. Инерция предыдущего разбега заставила актера остаться совместителем еще на несколько лет. Жажда нового гонит Ильинского из театра в театр, от одного режиссера к другому, от сцены к эстраде и с эстрады в кино. И театральный нэп развертывает перед актером обилие соблазнов.
Гастрольная поездка по Украине со сборным коллективом летом 1921 года (Ильинский играет мольеровского «Лекаря поневоле»). Снова оперетта, на этот раз «Славянский базар». Транжирин в «Полубарских затеях» Шаховского на сцене Московского Драматического театра, руководимого Сахновским, и у него же — Тихон в «Грозе» Островского (по признанию Ильинского, это был самый большой его успех в жизни). В 1922 году — генералиссимус Барбуз в «Ночи» Мартинэ (Театр Революции) и через месяц после премьеры «Великодушного рогоносца» — Тапиока в пьесе Нотари «Три вора» (театр «Аквариум», постановка А. Я. Закушняка).
В эту пору у Ильинского впервые возникают разногласия с Мейерхольдом. Порвав с ним временно, актер поступает в Первую студию МХАТа, где исполняет главную роль в «Герое» Синга и Грумио в «Укрощении строптивой» (1923). Помирившись с Мейерхольдом, играет и у него и в Первой студии, попадая порой в труднейшее положение, когда оба театра в один и тот же день назначают Ильинского участвовать в спектакле. Вместо того чтобы извлечь уроки из этого неудобства, становится актером... трех театров сразу, сыграв вдобавок ко всему у Сахновского роль генерала Пралинского в возобновленном «Скверном анекдоте» Достоевского (театр снова называется — имени В. Ф. Комиссаржевской).
Репетируя Аркашку в «Лесе», снимается в своем первом фильме «Аэлита», где играет сыщика Кравцова. Вместе с пятью ролями, исполненными в мейерхольдовском «Д.Е.», появляется на экране в «Папироснице от Моссельпрома».
Вскоре он сыграл роль закройщика Пети Петелькина в фильме «Закройщик из Торжка» (1925). Создавая свои образы в кино, Ильинский часто использовал буффонаду и эксцентрику. Мелкий вор в фильме «Процесс о трех миллионах» (1926) и бездомный бродяга Франц Шульц в фильме «Праздник святого Йоргена» (1930).
Всего Ильинский снялся в десяти немых фильмах. Наиболее яркие и запоминающиеся его роли Никодим Митюшин в фильме «Папиросница от Моссельпрома» (1924), клерк Гопкинс в «Мисс Менд» (1926), Гога Палкин в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927).
В 1925 году, накануне премьеры «Учителя Бубуса» Файко, где Ильинский был занят в центральной роли, происходит его второй разрыв с Мейерхольдом, и он неожиданно уезжает в Ленинград, в Академический театр драмы (бывший Александринский), где успевает сыграть Гулячкина в «Мандате» Эрдмана и того же Кристи в «Герое» Синга. Но в 1927 году он вновь возвращается к Мейерхольду, чтобы начать репетировать «Горе уму». И только здесь круговорот прекращается.
Порой на имя Ильинского ложилась тень — его считали неразборчивым, жаждущим легкой славы, равнодушным к творческому окружению. И для таких разговоров были основания. В период, когда он особенно много «бродяжничал» (1919-1920), он понял, что сборные спектакли со случайными партнерами и «разводящей» режиссурой могут губительно сказаться на его актерском будущем, и надо принимать радикальные меры. (Позже за участие в бездумном фарсе «Мой бэби», на сцене летнего театра «Эрмитаж», его раскритиковали газеты.)
Новая волна неодобрительных откликов на выступления Ильинского относится к 1926-1927 годам, когда он, — уже первый комик советского кино — предпринимает собственные гастроли по стране, главным образом, как чтец и эстрадный рассказчик. Афиши той поры красноречивы «Игорь Ильинский в своем репертуаре»; «Во вторник 23 августа — единственная гастроль знаменитого киноартиста, живого Игоря Ильинского»; «К нам едет король экрана! Нас посетит закройщик из Торжка, похититель трех миллионов, личный друг Мисс Менд и возлюбленный Аэлиты — Игорь Ильинский! Ждите! Скоро!» А на другой день в газетах «Игориада или халтуриада», жалобы, что знаменитый артист не показал ни одной серьезной работы.
Сам Ильинский считал несправедливыми эти обвинения. Но все же дыма без огня не бывает. Слишком много было гастролей, афиш, много бьющего на эффект в его гастрольных эстрадных рассказах.
Но все эти театральные странствия Ильинского оказались подлинным университетом актера. Ему довелось испытать свои силы в разных жанрах, проникнуться обаянием старой оперетты, побывать в варьете, ощутить природу эстрадной пародии, ее «сиюминутность» и хлесткость. Пришлось научиться петь куплеты, танцевать канкан с профессиональным блеском, доводить клоунаду до акробатической легкости. Пребывание (пусть и кратковременное) в коллективе Первой студии МХАТа, а потом — Ленинградского академического театра драмы обогатило Ильинского, дало радость общения с мастерами высшего класса.
Тогда Ильинский еще не был Ильинским-Бываловым из «Волги-Волги». Его герои оставались фигурами во многом условными. Впечатление от его игры, по словам П.А. Маркова, исследователя раннего творчества Ильинского, было ударно, мгновенно и преходяще. Характеры, тщательно вылепленные актером, отмеченные свежестью и новизной, не имели развития — они оставались неизменными на протяжении всего спектакля. Он «выпаливал» образ, едва появившись на сцене. Его характерность была сгущенной, выпуклой, близкой к гротеску.
В звуковом кино незабываемо исполнение Ильинским роли Бывалова в фильме «Волга-Волга» (1938). За эту роль Ильинский получил Сталинскую премию (1941). Бывалов сразу же стал нарицательным именем для бюрократов и маловеров и других подобных им типов.
В 1939 году актер снялся в роли Глеба Глебовича в фильме «Хирургия» по рассказу А. Чехова. В 1940 -1950-е годы Игорь Владимирович много выступал на эстраде.
В 1950-е годы артист снимается в нескольких фильмах-спектаклях в таких ролях, как Мурзавецкий «Волки и овцы» (1953), Крутицкий «На всякого мудреца довольно простоты» (1952), Загорецкий «Горе от ума» (1952).
В 1952 году был снят фильм «Малый театр и его мастера», в фильм вошли фрагменты из спектакля «Ревизор», в котором Ильинский играл Хлестакова, Юсова в «Доходном месте», Шибаева в спектакле «Незабываемый 1919-й год» и другие.
В 1956 году — вновь потрясающий успех — Ильинский снимается в комедии «Карнавальная ночь» (1956) в роли Огурцова. На Первом всесоюзном кинофестивале в Москве (1958) Ильинскому за участие в фильме «Карнавальная ночь» была присуждена первая премия.
В 1962 году актер сыграл роль М.И. Кутузова в фильме «Гусарская баллада».
За театральные работы Ильинскому были присуждены две Сталинские премии, в 1942 и 1951 годах.
О самом Игоре Ильинском в 1963 году был снят фильм «Встречи с Ильинским». Он написал книгу воспоминаний, под названием «Сам о себе».
Игорь Владимирович Ильинский — Народный артист СССР (1949) и Герой Социалистического Труда (1974).
Одна из последних ролей Ильинского на театральной сцене — роль Архипа во «Власти тьмы» Л. Толстого. Спектакль был поставлен режиссером Б. Равенских.
Могила Ильинского на Новодевичьем кладбище Москвы.
Последней театральной ролью Игоря Владимировича, сыгранной в Малом театре, стала роль Льва Толстого в спектакле по пьесе Иона Друце «На круги своя».
В конце жизни Ильинский довольно много выступал на эстраде, часто записывался на радио. Он читал и детские стихи, и рассказы Зощенко, «Старосветских помещиков» Гоголя, и историю Карла Ивановича из толстовского «Детства».
Скончался Игорь Владимирович Ильинский на 85-м году жизни, 13 января 1987 года в Москве.
Хороший артист...что тут скажешь.
Замечательный.
Игорь Ильинский-М.Зощенко-БАНЯ(1924)
БА