It Hurts Me Too, - "Мне тоже больно"..
Любовный четырехугольник "он любит ее, она любит другого, а тот любит третью" является лирической темой еще одного знаменитого блюзового стандарта - "It Hurts Me Too" . Достаточно походящий перевод названия - "Мне тоже больно".
Один из наиболее подвергающихся интерпретации по тексту и музыке, впервые с таким названием он был записан Тампой Редом (Tampa Red) в 1940 году, хотя песня часто ошибочно приписывается Элмору Джеймсу, который записал ее гораздо позже .
Подлинное авторство этого стандарта и его происхождение уходит в более ранние времена, трудно уловимо и поиск оригинала очень напоминает процесс открывания и доставания матрешек.
Базой для мелодии у Тампа Реда послужила другая песня , "Things 'Bout Comin' My Way", записанная им в 1931 году, авторство которой принадлежит Уолтеру Винсону (Walter Vinson), а та, в свою очередь, повторяет мелодическую линию песни Винсона "Sitting on Top of the World", записанной еще раньше, в 1930. Обе песни, впрочем, местами сильно скопированы с еще более ранней песни Лероя Карра "You Got to Reap What You Sow" (1928-1929).
Следущей остановкой и прародителем музыкальными археологами признана мелодия "How Long, How Long Blues" Лероя Карра и Скрепера Блэквелла ( Leroy Carr and Scrapper Blackwell), блюз, написанный в 1928 году. Считается, что он послужил калькой для другого, столь же знаменитого позже стандарта Роберта Джонсона "Come On in My Kitchen"
Но самое раннее мелодическое воплощение этой песни - блюз Иды Кокс 1925 года "How Long Daddy, How Long"
You say you hurting, you almost lost your mind
The man you love, he hurts you all the time
When things go wrong, go wrong with you
It hurts me too
Ты говоришь, что тебе больно, что ты почти голову потеряла
Тот, кого ты любишь, все время доставляет тебе боль
а ведь когда у тебя плохи дела, - мне тоже больно
You love him a little more, when you should love him less
Why lick up behind him and take his mess?
'Cause when things go wrong, wrong with you
It hurts me too
Любишь ты его слишком, стоило бы любить его поменьше
Чуть не зад ему лижешь, все прощаешь
Но когда тебе паршиво, - мне тоже больно
He love another woman, yes, I love you,
But, you love him and stick to him like glue.
When things go wrong, oh, wrong with you,
It hurts me too.
Он любит другую женщину, я люблю тебя
Но ты любишь его , просто как приклеилась к нему
Когда все у тебя так плохо, - мне тоже больно
Now, he better leave you or you better put him down.
No, I won't stand to see you pushed around.
But, when things go wrong, oh, wrong with you,
It hurts me too.
Лучше бы ему тебя бросить или ты бы его бросила
Видеть не могу, как он над тобой издевается
но когда все у тебя так плохо, - мне тоже больно
В 1949, Тампа Ред записывает новый вариант "It Hurts Me Too", который называет "When Things Go Wrong with You" . Песня была переделана в стиле ставшего модным чикагского блюза, с электрогитарой и более современной на 1949 год аранжировкой. Песня стала хитом и достигла отметки 9 в Billboard R&B списке того года. Текст песни тоже был немного изменен, но рефрен остался .
Позже много артистов меняли текст куплетов, оставляя неизменным припев.
Несколько версий "It Hurts Me Too" были записаны в 1940х и 1950х, ( Stick McGhee , Big Bill Broonzy). Текстовую определенность установил Элмор Джеймс Elmore James в 1957 , с тех пор текст реже подвергается изменениям. Версия 1957 года в списки популярности не попала, но он записал ее вновь в начале 1963 , она наконец стала хитом в 1965 (25 место), уже после его смерти , отличаясь от предыдущей версии более совершенной партией слайд-гитары.
Количество исполнителей этой песни огромно, практически ни один из блюзового букета мимо нее не прошел :
John Mayall and the Bluesbreakers ( "Crusade" ,1967, сам Мэйолл спел простенько и без затей),
Chuck Berry (Chuck Berry In Memphis) , скромно но со вкусом, с духовыми и с винтажным звуком конца 1950х в духе Ти Боун Уокера),
Savoy Brown (Blue Matter 1968)- одна из самых "размеренных" версий,
Bob Dylan (Self Portrait 1970 в своем репертуаре, получился -фолк),
Hound Dog Taylor (Hound Dog Taylor and the HouseRockers 1971, лучше бы вообще не пел),
Grateful Dead (Europe '72 1972),
Foghat (Stone Blue 1978), широкая и раздольная получилась версия, помпезная даже
Eric Clapton (From the Cradle 1994) и еще несколько концертных версий разного темпа и темперамента от этого исполнителя,
Susan Tedeschi (Better Days 1995),
Gov't Mule with Little Milton (альбом Mulennium 1999, Уоррен Хейнс и Литл Милтон весьма энергично и вдохновляюще пели на концерте, меняя друг друга),
Keb Mo (The Door 2000, интересная версия, выдает кантри-акустику, переходящую в ритмичный lay down),
Mick Jagger (jamming with Edward, 1972) ,Gaye Adegbalola.
Robert Palmer (тоже госпел с уклоном в фортепиано, одна из самых мне симпатичных),
буги версия The Steve Miller Band,
John Primer спел традиционно,
концертная довольно свирепая и помпезная слайд-версия у Лютера Эллисона,
"луизианская лирическая " получилась у Mike Bloomfield, John Hammond & Dr. John
хорошо поет песню Eric Burdon - It Hurts Me Too на альбоме "Crawling King Snake",
1994, Buddy Guy в начале своей карьеры поет песню с другими куплетами,
Насчет четырехугольника - спорный вопрос. Три связи есть, так что, для того, чтобы четырехугольник замкнулся, в цепочке Петя-Оля-Коля-Ляля, надо чтобы Ляля запала на Петю, а про это в песне ничего нет, или куплет утерян.
Стандарт шикарен, трактовок тьма - есть что выбрать. Что-до меня, я твердо был знаком только с исполнением Палмера, остальные варианты безымянным фоном вертятся в голове. Могу вспомнить еще Foghat - их диск мне нравится ещё парой песен, но это по моему не блюзовый диск.
Количество приведенных примеров впечатлило и заинтересовало. Что выбрал.
1) Палмер,
2) Hans Theessink & Terry Evans - всегда приятно, когда люди бережно к звуку относятся,
3) Оставлю свободным - подожду Джо Кукера :)
Как всегда, просто прет от желания добавить что-нибудь личное. Лазил-лазил... Все возможные вариации и аранжировки приведены. Вот только такое нашел, не могу сказать, что сильно нравится, но, вроде как стоит особняком.
Еще одна Диланновская аранжировка. Симпатичные ребята. Затянуто, но это ведь концерт - надо же было гармошечнику наиграться. Может он у них главный и собрал их вместе именно для этого.
Тут все спорно. Я бы сказал, скучно. Ближе к самодеятельности.
Слышала этот блюз-ик, названия не знала, нравится:)Спасибо!!! Иногда и блюз...ох как к месту....
А за эстетичность оформления этого альбомчика-еще много +++++Олегу:)
Красота!Поучиться только можно:)И нужно:)