Итальянская коллекция 1950-х.
Эстрада Италии 1950-х – это нескончаемый поток песен с проходившего с 1951 года фестиваля в Сан-Ремо, и редкий певец или певица, обративший на себя внимание аудитории, появился в ее поле зрения иным путем. Однако в СССР лауреаты фестиваля не имели приоритетов, и на пластинки попадали итальянские песни в исполнении артистов, которые не соревновались за призы, а существовали, как говорится, «на своей волне», хоть и не чурались мейнстрима при записи аранжировок своих песен. Скажем, голландец Питер Ван Вуд, который известен экспериментами в звучании электрогитары, или канадец Альдо Конти, который покинул свою родину – Милан, не дождавшись приглашения в Сан-Ремо. Или «народный итальянец» Советского Союза – иммигрант Гуальтиеро Мизиано, который как певец был неизвестен нигде, кроме нашей страны. Наконец, прекрасные исполнители итальянских песен - советские теноры Анатолий (реже) и Михаил (чаще) Александровичи. Эти имена и были на слуху.
Но наряду с этими именами было еще одно, которое с советских пластинок звучало на протяжении всего десятилетия и принадлежало таки истинной звезде из Италии. Это был голос №1 на итальянской сцене середины века – Клаудио Вилла.
Первые пластинки Виллы вышли в СССР в 1960-м, когда он был уже дважды лауреатом санремовского конкурса, притом было выпущено «залпом» более десятка штук – но двух песен, взявших первые места – «Buongiorno tristezza» и «Corde della mia chitarra» мы на них не услышали. Тем не менее, песни в полной мере продемонстрировали великолепный голос и творческий почерк певца.
Клаудио Вилла - Весел я (Vivere) из фильма “Quanto sei belle Rome” (Bixio)
Клаудио Вилла - У фонтана (Il Mio Amore A Fontana Di Trevi) (C.Villa)
Клаудио Вилла - Железная дорога (Binario) (C.Villa)
Попала песня Клаудио Виллы и в компанию перечисленных выше иностранцев на пластинку «Концерт итальянской эстрады», песни которой были характерны для итальянской поп-сцены; записи на ней скорее всего были сделаны пиратским путем с привезенного каким-то моряком диска американо-канадского оркестра под руководством аккордеониста Джо Бэзила…
Peter Van Wood Quartetto – Baby Bu
Jo Basile, Accordion - Orchestra and chorus — Maruzzella (Enzo Bonagura – Renato Carosone)
А вот следующий (и последний) выпуск этой серии уже содержал записи, которые в итальянских списках занимали первые места. Призер Сан-Ремо-1953 Фло Сандон’с, «продавец трубы», как его называли на родине - Гастон Париджи, будущий саксофон №1 Италии Фаусто Папетти и оккупировавший прилавки музыкальных магазинов Марино Марини приблизили советского слушателя к музыкальной атмосфере Италии 50-х, несмотря на то, что для этого одной пластинки было ничтожно мало…
Gastone Parigi Ed Il Suo Quintetto – Donna (Kramer, Garinei, Giovannini)
Fausto Papetti - Estate violenta (Nascimbene-Pazzaglia)
Marino Marini - Sei bella (M. Marini)
Эти пластинки, изданные огромным тиражом, слушают до сих пор – именно их находят в сети те, кто желает поностальгировать о музыке своей молодости. Но сегодня мало кто помнит, что итальянских исполнителей – притом высокого класса - записывали в СССР и раньше. В середине 50-х в Москве выступил «Нью-Орлеанский джаз» из Рима под руководством Карло Лоффредо, солисты которого исполняли неаполитанские песни. Несколько их пластинок было выпущено в 1958 году.
Карло Лоффредо - Roman New Orleans Jazz Band / Д. Фойани*Лети, Голубка - Vola, colomba
Карло Лоффредо - Roman New Orleans Jazz Band / Г. Донди*Дорога В Лесу - Strada del bosco
Карло Лоффредо - Roman New Orleans Jazz Band / А. М. Валлин*Старый Рим - Vecchia Roma
В 1957 году на Московский фестиваль молодежи приехал поющий композитор Армандо Ромео, автор эвергрина “Malatia”, чьи исполнения были выпущены как на сольной пластинке, так и на сборнике с другими гостями фестиваля.
Armando Romeo – Malatia (Armando Romeo)
Armando Romeo - Cumpagna D' 'A Luna (Armando Romeo - Ugo Calise)
Итальянские песни можно было обнаружить и на различных тематических сборниках – таких, как «Мелодии экрана», «Эстрадное обозрение», «Вокруг света». Не обошли вниманием в СССР и главное действующее лицо на итальянской эстраде и все же напечатали две главные песни Доменико Модуньо.
Наталино Отто - Раскройте Окна - Aprite le finestre (V. Panzuti – Pinchi) Из х.ф. "Сто серенад"
Нунцио Галло - Вернись Ко Мне - Torna 'a vucà (R. Murolo)
Доменико Модуньо — Летаю – Volare (Nel blu dipinto di blu) (D. Modugno)
Доменико Модуньо — До свиданья, бамбина - Piove (Ciao Ciao Bambina) (D. Modugno – Dino Verde)
На этом выпуск записей итальянских песен 1950-х годов был завершен, и в дальнейшем – в отличие от французского шансона – не возобновлялся. Если, конечно, не считать временного всплеска интереса к певцам, гастролировавшим в Советском Союзе – Доменико Модуньо (1962), Марино Марини (1964) и Клаудио Вилла (1966), на концертных записях которых попадались и старые песни.
Доменико Модуньо — Si Si Si (D. Modugno)
Об итальянской эстраде впервые я узнала , когда популярность Робертино Лоретти достигла Стран Восточной Европы и СССР , где были выпущены его пластинки . Намного позже радио Ретро FM открыло нам многие запоминающиеся голоса итальянских звёзд . Собранная коллекция 50-х весьма любопытная , потому как имена многих исполнителей мне незнакомы , ровно как и представленные композиции. Нунцио Галло - Вернись Ко Мне - Torna 'a vucà (R. Murolo) - умеют они вложить особое очарование в каждую мелодию и извлечь интонационно все сокровенные эмоции. Послушала всё с большим удовольствием . Спасибо , Анатолий !