- Иуда Искариот
Биография Иуды Искариота
Ватикан намеревается реабилитировать Иуду Искариота
Два высокопоставленных чиновника Ватикана задались благородной целью: исправить образ Иуды Искариота, чье имя стало синонимом предательства для христиан с подачи Римско-католической церкви, и, в частности, евангелиста Луки.
Иуда Искариот, ученик, который предал Иисуса за 30 серебряников в Гефсиманском саду, возможно, будет оправдан ватиканскими учеными.
Христиане издавна связывали имя Иуды с пособничеством и соучастием в распятии Христа, его имя стало нарицательным, синонимом слова предательство. Апостол Лука свидетельствует в своем евангелии, что Иуда "был одержим дьяволом", сообщает газета The Times.
Монсиньор Вальтер Брандмюллер, глава папского совета по вопросам истории, и писатель Виттори Масури - оба близкие друзья Папы Римского Бенедикта XVI - намерены продвигать в массы идею, что Иуда Искариот вовсе не был предателем, а лишь исполнял волю Божью.
«Поцелуй Иуды», фрагмент фрески Джотто ди Бондоне (XIV век)
Напомним: в Новом завете говорится о том, что Иуда согласился за 30 серебренников поцеловать Иисусу Христа и тем самым выдать его римским солдатам. Масури считает что пришло время пересмотреть эту историю, сообщает NEWSru Israel.
Виттори Масури сказал в интервью газете La Stampa, что в соответствии с христианской традицией Иуда был прощен Иисусом, который велел ему уйти в пустыню и там "духовными упражнениями" достичь очищения.
Однако мнению ряда специалистов по Новому завету, образ Иуды стал жертвой "теологической инсинуации", которая послужила затем толчком к появлению с развитием антисемитизма. Но первые христиане верили, что Иуда лишь исполнял возложенную на него Богом миссию - как и остальные участники этой истории.
Сам понтифик одобряет этот проект, который может оказать серьезную помощь в налаживании отношений между христианами и евреями, которое нынешний Папа считает одним из главных приоритетов своей каденции.
Самоубийство Иуды. Великолепный часослов герцога Беррийского
"Евангелие от Иуды"
С целью продвижения изложения первоначальной трактовки образа Иуды, Масури и Брандмюллер намерены впервые опубликовать "Евангелие от Иуды" на английском, французском и немецком языках. Это произведение было написано представителем одной из христианских сект во втором веке нашей эры и не включено в Новый завет. 62 истрепанных папирусных листка находятся сейчас в одной из частных коллекций в Швейцарии.
Как сообщает сайт Inopressa.ru, найденный в 1970-е годы, древний манускрипт был продан нелегальными искателями египетскому торговцу, некоему Ариану (вероятно, имя вымышленное), который вместе с другом греком привез ценную находку в Европу для продажи.
В 1983 году эта парочка пыталась продать манускрипт за 3 млн долларов группе академиков, которые, к сожалению, не располагали такими средствами. Тем не менее, один из них, Стефен Еммель (в настоящее время доцент университета Мюнстера, Германия), проводя первую экспертизу рукописи, сумел прочитать часть диалога между Иисусом и Иудой. Взволнованный, он поспешил записать в переводе то, что он прочитал.
Вокруг этого загадочного манускрипта начали циркулировать туманные слухи, и, основываясь на путаном отчете Еммеля, эксперты начали думать, что это "Евангелие от Иуды Дидима Фомы" - самый известный гностический текст из Наг-Хаммади. После нескольких лет отсутствия на антикварных рынках в 1991 году манускрипт появился в Соединенных Штатах, куда его привез Ариан, чтобы надежно спрятать от возможных похитителей.
«Поцелуй Иуды»
(Чимабуэ, конец XIII века)
Рукопись лежала в ячейке банка на Лонг-Айленде и была изучена Хедриком (Чарльз Хедрик - американский ученый. - Прим. ред.), которому тайно удалось сфотографировать несколько страниц. Он попытался убедить норвежского магната, увлекающегося искусством, выкупить документ. Но Ариан не пришел на встречу с Хедриком и его меценатом: Буш-старший только что объявил первую войну в Персидском заливе, и египетский антиквар официально не захотел покидать свою семью в начале "третьей мировой войны" и вести дела с американцами, заклятыми врагами арабским стран.
Но, тем не менее, рукопись оказалась на рынке, вызывая аппетит у всех. И вот вмешался голландец Майкл Ван Ризн, торговец произведениями искусства, лишенный каких-либо принципов (далекий родственник Рубенса), официально разыскиваемый Интерполом, но в действительности работавший на ФБР и Скотленд-Ярд, выполняя задачу по выявлению контрабандистов. Ван Ризн хотел передать ценный документ в руки Фонда, который при содействии National Geographic сумел постепенно собрать необходимую сумму.
Но остается загадка: действительно ли рукопись в первоначальном виде состояла из 60 страниц, и куда подевалась отсутствующая часть? Когда она исчезла - во мраке прошедших веков или в последние годы? Кто ее изъял и почему? Что было на недостающих 30 страницах?
Традиционное христианское представлении о личности Иуды Искариота
Иуда Искариот (Иуда - "Бог да будет восславлен"; Искариот - "человек из Кериота", где Кериот - обозначение населённого пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу; выдвинута также версия: Искариот-"красильщик"), в христианских религиозно-мифологических представлениях один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа.
Иуда Искариот ведал общими расходами общины учеников Христа, нося с собой "денежный ящик" для подаяний (Ио. 12, 6); этот род служения часто ассоциировался с корыстным характером его устремлений (евангельский текст прямо обвиняет Иуду в недобросовестном исполнении обязанностей казначея). Резкое осуждение со стороны Иуды вызывает щедрость Марии из Вифании (в средневековой западной традиции отождествлена с Марией Магдалиной), в ритуальном акте помазавшей ноги Христа драгоценным нардовым миром (Ио. 12, 2-6; у Матф. 26, 8-9 и Мк. 14, 4-5 в этой сцене такая реакция приписывается и другим ученикам). Христианская традиция связывает именно с этим моментом созревание в душе Иуды воли к предательству, вложенной в него дьяволом.
Джотто ди Бондоне. Иуда, получающий плату за предательство
Далее евангельское повествование сообщает, что Иуда пошёл к "первосвященникам" и предложил свои услуги: "что вы дадите мне, и я вам предам его?" (Матф. 26, 15; ср. Мк. 14, 10, Лук. 22, 4). Назначенная цена - тридцать сребреников (ср. Зах. 11, 12-13). На Тайной вечере Иуда возлежит, повидимому, в непосредственной близости от Христа, он слышит его слова: "один из вас предаст меня" (Ио. 13, 21). В знак того, что это сделает именно Иуда, Христос подаёт ему обмокнутый кусок хлеба (13, 26).
Иуда остаётся нераскаянным, и дьявол (сатана), вложивший в сердце Иуды помысел о предательстве, теперь окончательно "входит" в Иуду (13, 27). После слов Христа: "что делаешь, делай скорее",- он выходит из освещённой горницы в ночь (выразительный символ извержения себя самого из сакрального круга во "тьму внешнюю".
Иуда ведёт толпу, посланную схватить Христа, на известное ему место к востоку от Иерусалима, за потоком Кедрон, и помогает своим поцелуем быстро опознать Христа в ночной темноте: "Кого я целую, тот и есть, возьмите его". Это была ценная услуга; и всё же существует несомненный контраст между её сравнительной малостью и духовным значением, которое традиция признаёт за событием предательства одного из избранников.
Однако после совершения "дела предательства" дьявольская инспирация оставляет Иуду; узнав об осуждении Христа судом синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда в раскаянии возвращает тридцать сребреников своим нанимателям со словами: "согрешил я, предав кровь невинную" (Матф. 27, 4). Эта "цена крови" создаёт казуистическую проблему: деньги выданы из храмовой кассы, но не могут быть в неё возвращены по причине лежащей на них скверны. Для решения этой проблемы (и, как намекает евангельский текст, во исполнение пророчеств, Иерем. 32, 9 и Зах. 11, 12) их выплачивают за земельный участок некоего горшечника, на котором устраивают кладбище для иноземцев (Матф. 27, 6-7). Иуда же в отчаянии удавился (27, 5).
Самоубийство Иуды. Cathédrale Saint-Lazare, Autun.
В соответствии с древним принципом "проклят пред Богом всякий повешенный на дереве" (Втор. 21, 23), восходящим к архаическим ритуалам казни как заклания в жертву, повешенный на древе креста Христос, принявший на себя проклятие человечества, и повесившийся Иуда, несущий бремя собственного проклятия, представляют собой многозначительную симметричную антитезу, не раз дававшую пластический мотив для изобразительного искусства. Фольклор даёт различные идентификации дерева, на котором повесился Иуда ("иудино дерево", осина, которая с тех пор не перестаёт дрожать).
По другому новозаветному сообщению о смерти Иуды, "когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его" (Деян. 1, 18). Оба сообщения обычно примиряли, принимая, что Иуда Искариот сорвался или был снят с дерева ещё живым, после чего умер от какой-то таинственной болезни (традиция, зафиксированная ок. 130 христианским автором Папием Гиерапольским, говорившим о страшном распухании тела Иуды.). Место Иуды в кругу двенадцати апостолов было по жребию передано Матфию (1, 25-26).
Нетрадиционный взгляд на предательство Иуды мы также можем встретить у братьев Стругацких "Отягощенные злом" и в знаменитом мюзикле Э.Л.Веббера "Иисус Христов Суперзвезда". Спасибо за тему!