874
2
ID 189366
Спасибо, админы , "...этот сайт для меня просто жизнь..." - написала marina в другом посте. Лучше не скажешь.
1
01.07.2025 13:19
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Дожили мы и до июльского утра... И нет лучшей
традиции, чем отметить наступление макушки лета легендарной песней Uriah
Heep «July Morning», ставшей одним из самых популярных западных хитов
на просторах СССР. По материалам Игоря Цалера Яндекс Дзен, Николая Солдатенкова «Аргументы Недели» - argumenti.ru, Н. Старикова
Когда-то, во времена
Советского Союза, магнитофонные записи этой группы были – наравне с «Дип Пёрпл»
и «Лед Зеппелин» – у каждого уважающего себя меломана. Поразительно, но спустя
многие десятилетия эта любовь по-прежнему сильна.
«Золотой состав»
В 1969 году в одной
из несчётных лондонских рок-групп, выступавших, как правило, за спасибо в
пивных и клубах, играл на гитаре 22-летний паренёк по имени Мик Бокс.
Группа меняла названия, участников, перепевала самые популярные на тот момент
песни, но не была интересна никому, кроме подвыпивших посетителей. А всё
потому, что отсутствовал певец, который одновременно умел бы петь и нравился
девочкам. После нескольких претендентов барабанщик группы предложил прослушать
своего двоюродного брата. Который в результате всем и понравился. Единственное
но: Дэвид Гэррик – так его звали – был невысокого роста, имел
заурядную внешность (по сравнению с тем же красавцем Яном Гилланом из «Дип
Пёрпл») и сильно волновался, выступая перед людьми. Но эту проблему парни
решили быстро: пара стаканов – и страха как не бывало. Второй раз им
«подвезло», когда в клуб, где они играли, зашёл Джерри Брон (Бронштейн),
сын известного музыкального издателя. Брон (тогда ему было 35 лет) послушал
ребят и предложил себя в качестве менеджера и студийного продюсера. В
подтверждение того, что теперь у группы «всё будет зашибись», он заключил
контракт на выпуск пластинки с крупной фирмой и порекомендовал клавишника и
гитариста Кена Хенсли, который очень скоро напишет почти все знаменитые
песни «Юрай Хип» (отрицательный персонаж романа Чарльза Диккенса «Дэвид
Копперфилд»). Правда, на первом диске Хенсли как автора почти не было. Зато там
были качественный хард-рок и песня «Gypsy» («Цыганка»), которую заметила
публика. Певец Дэвид Гэррик взял себе псевдоним Байрон (эту
фамилию носил известный английский поэт прошлого) и попробовал себя в качестве
поэта. В следующем альбоме половина композиций принадлежала Кену Хенсли, и тут
был не только хард, но и фолк (баллада «Женщина в чёрном») и симфорок со струнными
и духовыми инструментами (16-минутная композиция «Солсбери»). Третья пластинка
с бессмертным «Июльским утром» («July Morning») только закрепила успех.
Певец Дэвид Байрон на сцене был артистичен, брал очень высокие ноты, что
добавляло драматизма даже в средние композиции, а ещё «Юрай Хип» – это
красивое многоголосие (в группе пели почти все), эксперименты с нетипичными для
рока инструментами и не просто песни, а эпические произведения... Вскоре к
группе присоединились барабанщик Ли Керслэйк и басист Гари Тэйн,
сформировав «золотой состав» Uriah Heep. Именно тогда, как признавали
впоследствии сами музыканты, в группе возникла некая магия, когда сочинялось и
игралось легко и от души, когда творчество не превратилось в обязаловку.
Жизнь по контракту
Но вскоре всё
поменялось. Вместо свободы появился график: альбом, гастроли, толпа, лимузины,
фанатки. Через год – ещё альбом, гастроли, толпа, лимузины... И так –
на годы вперёд. Это только из зала кажется, что на сцене они – боги, на
самом же деле эти «боги» находились в полной зависимости от контрактов с
фирмами звукозаписи на очень жёстких условиях. В результате музыканты
столкнулись с обычными проблемами почти всех рок-групп. Брон как продюсер (к
тому времени он уже организовал собственную фирму) отбирал для записей
композиции Хенсли – объективно они были и остаются лучше и коллективных
творений участников, и песен гитариста Мика Бокса. Соответственно, Хенсли раз
за разом становился богаче остальных, что вызывало у последних естественное
чувство зависти и несправедливости. Но если в группе всё пишет один человек, а
у остальных – только роль статистов, в итоге это плохо работает на общий
результат.А тут ещё концертные
туры длиной и в год, и в два, которые постепенно стали изматывать их физически
и морально. В итоге те спасительные «сто грамм для храбрости» превратили Дэвида
Байрона в алкоголика – он уже не просто забывал слова, а падал на сцене,
не видя и не слыша никого, с каждым таким падением становясь агрессивнее. Из-за
того что Байрон требовал, чтобы на сцене было как можно темнее (в надежде, что
так зрители не заметят, что он пьян), однажды Мик Бокс, споткнувшись, сначала
вывихнул, а потом и сломал руку и доигрывал концерт на обезболивающих уколах.
Кен Хенсли, устав от такой «творческой обстановки», поставил менеджеру
условие – либо кто-то заставит Байрона бросить пить, либо он уходит. Певцу
на исправление дали два месяца, но это, конечно, ни к чему не привело. Вокалист,
который несколько лет был образцом для подражания хард-роковым вокалистам
следующих поколений, окончательно спился и умер, в общем-то, от алкоголизма,
хотя непосредственная причина смерти не была связана с алкоголем. 28
февраля 1985 года Дэвид Байрон был найден мёртвым в своей квартире в Рединге;
причиной смерти стал сердечный приступ. Он скончался не от алкоголизма, но
долгосрочные его последствия были очевидны. К этому времени Байрон бросил пить;
алкоголя в крови обнаружено не было; более того, в доме певца не нашли ни капли
спиртного. Вскрытие показало, однако, что печень его была полностью разрушена. В довершение ко всему на одном концерте басиста
ударило током так, что он пролежал в больнице несколько месяцев. Прерванные
из-за этого гастроли и недополученная прибыль плюс расходы на больницу и
страховка – и менеджер Джерри Брон банально «включил Бронштейна»,
распрощавшись со ставшим слишком «затратным» музыкантом. А через несколько
месяцев оказавшийся не у дел 27-летний Гари Тэйн умер от передозировки героином . Пригласили нового вокалиста. После очень серьёзного отбора (была
отвергнута даже кандидатура бывшего диппёрпловца Дэвида Ковердейла)
юрайяхиповцы остановили свой выбор на Джоне Лоутоне, с которым в 1977 году
записали 10-й студийный альбом, получивший очень нежное название – «Светлячок»
(«Firefly»). За ним последовали ещё два альбома, после чего Лоутон покинул
группу. На этот раз – cherchez la femme – причиной была жена Лоутона, которая
«достала» всех членов группы, таскаясь за мужем всюду буквально по пятам. Группу
«Юрайя Хип» безостановочно трясло вплоть до 1980 года, когда из неё, полностью
потеряв взаимопонимание с другими членами коллектива, ушёл Кен Хенсли. Его уход
вызвал лавинообразный процесс перехода оставшихся музыкантов «Юрайи Хип» в
другие рок-групы. Мик Бокс остался один и… формально распутил группу, которая и
так уже перестала существовать de facto.
Можете себе представить как переживал всё это человек, который был реальным
основателем «Юрайи Хип» (хотя тогда группа носила пока ещё другие названия)?!
Очень тяжело переживал. Пару месяцев пребывал в тяжелейшей депрессии.
Но Мик Бокс справился с депрессией. Позвонил Ли Керслейку (Lee Kerslake) –
барабанщику самого знаменитого состава «Юрайя Хип» (1971–1979) – и предложил
ему начать всё сначала. Вдвоём они пригласили ещё парочку музыкантов, и «Юрайя
Хип» снова «тронулся в путь» и идёт по нему до сих пор… Но это уже другая группа.
Эпохальная баллада вышла на альбоме «Look at Yourself» в
1971 году. В нашей стране она произвела немалый эффект не только распевностью,
размахом и выдающими музыкальными достоинствами, но и продолжительностью.
Под «Июльское утро» можно было на всех законных основаниях
танцевать медленный танец больше десяти минут! Кен Хенсли с самого начала
понимал, что «July Morning» станет для группы крайне важной
песней. Написав большую часть, он чувствовал себя более чем готовым — и
определённо способным — сыграть все необходимые партии. Хенсли был огорчён,
когда продюсер/менеджер группы Джерри Брон пригласил исполнить партию
синтезатора «Муг» музыканта со стороны — Манфреда Манна. Тот
поначалу категорически отказался, заявив: «Это один аккорд, что я могу
с ним сделать?» Но уговоры Брона подействовали, и Манфред Манн вышел
из контрольной комнаты, спустился по лестнице до студии и сделал дубль. Как
оказалось, это была не единственная прогулка вверх или вниз по лестнице в тот
день. Манн сыграл на синтезаторе пять разных соло. Иногда, знаете ли, звёзды
удачнее всего складываются по утру... Три фрагмента из разных репетиционных
записей в Си-миноре, приглашённый Манфред Манн слились в потрясающе цельном и
логически безукоризненном шедевре! И ведь Бронштейн его не просто пригласил, он
его упрашивал, уламывал, задабривал и в конце просто обманул, имея, по его
собственным словам, в виду не неспособность Кена Хенсли, о таланте которого он
был высочайшего мнения, сыграть своё же собственное сочинение, но, чтобы развеять
наметившийся застой в окончательном оформлении композиции. Хитрый, как ему и
положено, менеджер рассорил коллег, подставил ничего не подозревавшего Manfred
Mann ( настоящее имя Майкл Сепсе Любовиц) под негодование и
обиду авторов шедевра, зато каков итог! В своих самых смелых мечтах Кен Хенсли
не предполагал, что песню, которую он начал писать со скуки в автобусе, ждёт
такая счастливая судьба: «Сорок с лишним лет спустя я всё ещё играю
эту песню и вижу радость на лицах людей. Я могу поехать в Россию или Болгарию,
чтобы сыграть для 10 тысяч человек, которые не говорят по-английски, но могут
спеть каждое слово. Это феноменально. Это просто замечательно, что песня,
которую я написал много лет назад, всё ещё жива и настолько значима».
Кена Хенсли уже нет
с нами. Как и многих других. Но их песни — не только «July Morning»,
но и десятки других — живут в памяти тех, кто впервые услышал их хоть в далёкие
1970-е, хоть в наши дни.