Jamiroquai альбом Emergency On Planet Earth (1993)
Услада для любителей фанка, соула, джаза и Стиви Уандера, Emergency on Planet Earth (Чрезвычайное положение на планете Земля)- дебютный студийный альбом английской фанк и эйсид-джаз группы Jamiroquai, выпущенный 14 июня 1993 года под лейблом Sony Soho Square. До своего релиза группа дебютировала в 1992 году с песней "When You Gonna Learn" на лейбле Acid Jazz Records, а фронтмен певец Джей Кей после её очевидного успеха подписал контракт с крупным лейблом Sony Music. Альбом был спродюсирован, когда Кей сформировал группу и характеризуется своими эйсид-джазовыми основами, многослойными инструментовками и социально заряженными текстами.
Критические отзывы об альбоме были в целом положительными и отмечали интерес Кея к стилистике 1970-х годов. Он занял первое место в британском чарте альбомов и разошелся тиражом более 1 200 000 копий по всему миру. Сингл "Too Young to Die" достиг 10-го места в UK Singles Chart.
Джей Кей сочинил песню "When You Gonna Learn", черпая вдохновение в философии американских и канадских индейцев. Он поссорился со своим продюсером., который взял половину текста и спродюсировал песню на основе того, что было в чартах в то время. Когда трек был восстановлен в соответствии с его предпочтениями, это помогло Кею понять, что ему "надо организовать настоящую живую группу с правильным живым звуком". Он решил, что группа будет называться "Jamiroquai", смесь слова "jam" и названия индейской конфедерации ирокезов.
Кей нанял Уоллиса Бьюкенена, игравшего на диджериду* и Стюарта Зендера, который стал басистом группы. Менеджер Кей разыскал ему клавишника Тоби Смита, который присоединился к группе в качестве партнера Кея по написанию песен. Вместе они написали второй трек "Too Young to Die", песню, также вдохновленную гневом Кея по отношению к войнам, которые он видел по телевизору.
Тоби Смит
На обложке альбома изображен логотип Jamiroquai — «Buffalo man» («человек-бизон»), придуманный Кеем и также связанный с культурой североамериканских индейцев.
В Соединенных Штатах альбом был выпущен под лейблом Columbia. Его внутренний вкладыш содержит манифест Кея об окружающей среде. Альбом достиг 1-го места в UK albums chart и был сертифицирован как платиновый, что указывает на то, что в стране было продано 300 000 копий. Он стал самым быстро продаваемым альбомом в стране со времен Faith (1987) Джорджа Майкла. В целом альбом был продан тиражом 1 200 000 копий.
Критики отметили многослойность инструментовок Emergency on Planet Earth, включая аранжировки для духовых и струнных, а также диджериду, которую, по словам Джей Ди, "использовали немногие соул-артисты 70-х". Похвалив вокал Кей, Кристофер Доус из Melody Maker сказал, что "Стиви Уандер и Аарон Невилл были очевидными ориентирами". Entertainment Weekly описал альбом как помогающий группе "с энтузиазмом создавать грубые органические грувы". Журнал Q magazine дал альбому 4 звезды из 5, описав его как "обалденную и красивую пластинку, претендующую на звание лучшего британского соул-альбома 90-х и, честно говоря, лучшую, чем что-либо, сделанное Стиви Уандером со времен Hoter Than July". Майк Цверин из New York Times назвал альбом "редким сокровищем, современной поп-музыкой с огромным потенциалом, заслуживающим внимания". Тони Парсонс из Daily Telegraph заявил, что группа "берет любое клише из справочника по соулу и каким-то образом превращает его в нечто прекрасное. [Кей] называет женщин "сексуальными леди" и говорит такие вещи, как "ты сводишь меня с ума" и "больше никаких войн", но каким-то образом эти устаревшие тексты становятся свежими, ароматными и действительно довольно замечательными".
Рецензент журнала Billboard утверждал, что "хотя Кей пытается привнести современную атмосферу в свою музыку, в основном он работает в рамках параметров 70-х". Марк Дженкинс из The Washington Post усомнился в социально заряженных текстах группы и написал об альбоме: "Взятое из сочного, шелковистого фанка и соула 70-х Philadelphia International и Стиви Уандера, звучание Jamiroquai столь же революционно, как невозвратная бутылка Pepsi".
Через год после выхода альбома Jamiroquai были номинированы на премию Brit Award за лучшего нового исполнителя, лучшую британскую группу и лучший британский танцевальный номер. Emergency on Planet Earth был номинирован на лучший британский альбом, а клип на песню "Too Young to Die" был номинирован на лучшее британское видео. В 1996 году Mixmag поместил альбом на 17-е место в списке 50 лучших танцевальных альбомов всех времен.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die", Дэвид Кроуфорд (DC) провел много лет своего становления, слоняясь по музыкальным магазинам. Он писал рецензии для Screen International, Televisual, Radio Times и Ассошиэйтед Пресс:
"Jamiroquai вышли из британской эйсид-джазовой сцены начала 1990х, благословленные харизматичным фронтменом Джей Кеем — все в огромных шляпах, энергично выступающие, с политизированными текстами, с вокалом, напоминающим Стиви Уандера и дебютным альбомом, полным неотразимо фанковых мелодий.
Группа попала в британские чарты со своим первым синглом "When You Gonna Learn" в 1992 году и ее заразительная смесь грува, диджериду*-брейкдаунов, аранжировок Джея Кея и Тоби Смита и экологически чистых текстов произвела на Sony такое впечатление, что они предложили группе контракт сразу на восемь альбомов.
Emergency On Planet Earth задает темп большинству последующих работ Джамироквая — от силуэтного образа Джея Кея в роли "Человека-буйвола" до фанковых танцевальных грувов 1970-х годов и настроений "назад к природе".
"Too Young To Die", написана в ответ на первую войну в Персидском заливе, звучит жестко, с ревущими рожками и буйным разбрасыванием Jay Kay, подслащивающим пилюлю гневного послания.
Кей перестает политизировать ради фанкового "Что бы это ни было, я просто не могу остановиться" и даже показывает свою более мягкую сторону в проникновенной "Blow Your Mind", в то время как зажигательная "Music Of The Mind" (возможно, дань уважения Стиви?) позволяет группе великолепно показать своё "рубилово". Это - радостный звук группы, который заставляет людей задуматься и, что не менее важно, выводит их на танцпол."
Я родился не в то время. Мне не хочется слушать сегодняшнюю чушь. Я не думаю, что кто-то из нас так же хорош, как те, кто был раньше". Джей Кей, 2001
*Диджериду — амбушюрный духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Разновидность натуральной трубы, на которой методом передувания извлекают звуки натурального звукоряда.
Label - Sony Producer-Jay Kay • Mike Nielson *Toby Smith Art Direction-Creative Minds Nationality- UK RunningTime-55:18