Jane's Addiction альбом Nothing’s Shocking (1988)
"К концу 1980-х в мейнстриме американского рока доминировали одетые в переливающуюся лайкру клоны с лакированными волосами, исполнение которых было совсем не тяжелым, и вовсе не металлом. Между тем, группы андеграунда, такие как «Sonic Youth», не имели большого коммерческого успеха. Альбому «Nothing's Shocking» («Ничто не шокирует») удалось привлечь оба лагеря, проложив путь к частичному принятию «альтернативной» музыки на MTV и успеху группы «Nirvana».
«Jane's Addiction» уже в 1987 году привлекла внимание околомузыкальной молодежной тусовки Лос- Анжелеса своим одноименным дебютным концертным альбомом. Альбом свидетельствовал, что ярко выраженная психосексуальность и высокие амбиции не умерли с «Led Zeppelin». Серьезный мейджор- лэйбл группы Warner Bros. в дальнейшем способствовал росту популярности солиста и автора текстов Перри Фаррела, гитарного бога Дэйва Наварро, многогранного басиста Эрика Авери и барабанщика-виртуоза Стивена Перкинса среди слушателей по всей стране.
Композиция с подходящим названием «Ocean Size» («Размером с океан») демонстрирует сверхчеловеческую удаль, сценический динамизм, усиленный текстами о защите окружающей среды, и «широкоэкранную» постановку. «Ted, Just Admit It...» сочетает пост-панковый размах, риффы в стиле фанк и «первобытные» грохочущие звуки, при помощи которых противопоставляются реальный серийный Убийца Тед Банди и его образ в средствах массовой информации, в то время как «раскаленные» хард-роковые композиции «Mountain Song» и «Pigs In Zen» звучат одновременно торжественно и энергично.
Группа создает призрачные образы в медленной психоделической композиции «Summertime Rolls» и акустической «Jane Says» - горько-сладкий портрет наркотической зависимости, показывающий как гнусавые, отражающиеся эхом вопли Фаррела могут передавать и сострадание и гнев. В конце концов, рок- н-ролл снова стал опасен." (Маниш Агарвал, плодовитый рецензент для альманаха "1001" и для большинства лондонских музыкальных изданий, от респектабельных до маргинальных.)
Nothing's Shocking - дебютный студийный альбом американской рок-группы Jane's Addiction, выпущенный 23 августа 1988 года на лейбле Warner Bros. "Ничего шокирующего" было хорошо воспринято критиками, но достигло только 103-го места в Billboard 200. Сингл "Jane Says" занял шестое место в Billboard Modern Rock Tracks в 1988 году. Rolling Stone поставил его на 312-е место в списке "500 величайших альбомов всех времен".
Warner Bros. дал группе перед началом работы по контракту целый список продюсеров на выбор. Они выбрали Дэйва Джердена, чью работу в качестве инженера у Дэвида Бирна и Брайана Ино "Моя жизнь в гуще призраков" фронтмен Перри Фаррелл оценил по достоинству. Джерден сказал, что сам он "ухватился" за возможность поработать с группой. “У меня была демо-запись из 18 песен, - вспоминал Джерден, - и я слушал ее каждый вечер все лето. Я выбрал девять песен из кассеты и разложил их в своём порядке. А потом я сказал группе: "Давайте споем эти девять песен. Вы будете репетировать их в этом порядке и мы запишем их в этом порядке". Так мы и сделали”.
Во время сессий записи Фаррелл вдруг заявил, что хочет получить 50% от гонорара за публикацию текстов песен группы, плюс четверть оставшейся половины за написание музыки, что составило бы 62,5%. Басист Эрик Эйвери сказал, что он и другие участники – гитарист Дэйв Наварро и барабанщик Стивен Перкинс – были ошеломлены такими требованиями. В один из дней Джерден приехал в студию и обнаружил, что Фаррелл, Наварро и Перкинс оттуда уходят; Фаррелл сказал ему, что группа распалась и пластинки не будет. Warner Bros. созвал экстренное совещание для разрешения ситуации. Фаррелл получил тот процент, который он хотел, а остальные музыканты получили по 12,5% каждый. Эйвери позже сказал, что этот инцидент оказал глубокое влияние на группу, создав внутренний раскол.
Фаррелл задумал обложку, на которой изображена скульптура обнаженных женщин-сиамских близнецов в кресле-качалке с горящими головами. Он нанял сотрудников Warner Bros. которые начали создавать скульптуру, внимательно понаблюдал за их работой , а потом, выяснив , как все делается, уволил их и создал это "произведение искусства" сам. Идея пришла Фаррелу во сне. Две женщины, раскачивающиеся на стульях из стороны в сторону соединены в бедрах и плечах и их волосы - в огне.
Из-за этой обложки девять из одиннадцати ведущих торговых сетей магазинов звукозаписи отказались продавать альбом "Ничего шокирующего". Он был выпущен первоначально в обертке из коричневой бумаги.
"Горная песня" была выпущена как сингл, однако MTV отказалось транслировать клип на песню из-за сцены, содержащей наготу. Отсутствие эфира на MTV и на рок-радиостанциях означало, что Nothing's Shocking разошелся тиражом от 200 000 до 250 000 копий в первый год. Однако в дальнейшем он был продан более чем миллион экземпляров и сертифицирован RIAA как платиновый в США.
Ниже приведена статья Пола Эллиотта в журнал Classic Rock:
"Со своей группой Jane's Addiction Перри Фаррелл создал культовый шедевр арт-рока Nothing's Shocking и открыл новый вид рок-музыки
Перри Фаррелл был одним из ночных обитателей Лос-Анджелеса. Как и следовало из названия его группы, он был наркоманом, ... – худой, как жердь, и белый, как привидение, с прищуренными глазами, длинными и потрепанными дредами. Со своим огромным носом и широким ртом он немного походил на куклу мистера Панча.
Он был одет в причудливый шик из благотворительного магазина на Мелроуз-авеню: футболка "Лос-Анджелес Лейкерс" с обрезанными рукавами, клетчатые брюки и плетеная шляпа, похожая на бабушкин абажур. Он протянул для рукопожатия свою костлявую руку, прежде чем представить остальных участников группы. Гитарист Дэйв Наварро, по-девичьи симпатичный, весь в черном, в темных очках и широкополой шляпе, держался независимо. То же самое делал и басист Эрик Эйвери, чья военная куртка и берет придавали ему вид студента-революционера. Более общительным был барабанщик Стивен Перкинс, загорелый, как серфер, с копной темных кудрей. Но почти все разговоры вел Фаррелл.
Мрачные истории определенно нравились Перри Фарреллу. И во время последовавшего разговора у него были другие тревожные истории, которые он мог рассказать – правдивые истории, которые послужили основой для песен с нового альбома, который только что записала . Jane Says, написанная о женщине, в честь которой была названа группа: ее неспособность избежать жизни, полной наркотиков и домашнего насилия. Тед,Ted, Just Admit It… песня о серийном убийце Теде Банди, в которой Фаррелл произносит название альбома: "Ничего шокирующего".
Nothing's Shocking, по отзывам критиков, была самой мощной записью рок-н-ролла со времен Guns N’ Roses’ Appetite For Destruction годом ранее. Но у "Зависимости Джейн" был совершенно другой музыкальный подход. В основе альбома "Ничего шокирующего" лежал интерес к арт-року, пристрастие к странностям и экзотике. Их палитра простиралась от риффов, вдохновленных Led Zeppelin до пост-панка Joy Division, The Cure и Public Image Ltd, от готического рока до фанка, даб-регги и свингующего джаза.
В это время было множество групп, исследующих новые формы рок – музыки-Pixies, Butthole Surfers, Red Hot Chili Peppers, Ministry, Sonic Youth, Dinosaur Jr., Faith No More и группы на зарождающейся сцене Сиэтла. Но этот альбом станет знаменосцем подъема альтернативного рока.
Более четверти века спустя после выхода "Ничего шокирующего" жизнь Перри Фаррелла сильно отличается от того, что было в 1988. В возрасте 55 лет певец-богатый человек, который живет со своей женой Этти Лау и двумя маленькими сыновьями, Хезроном и Иззадором, в престижном районе Лос-Анджелеса в прекрасном доме недалеко от океана.
У Фаррелла больше нет привычки к наркотикам, но он не выступает против наркотиков, как это делают большинство постаревших рок звезд.
Он был одиноким ребенком, который обратился к музыке как к спасению; чувствительным художником, который развил огромное эго в качестве лидера своей группы; гедонистическим интеллектуалом, чье дикое творчество много сделало для переопределения рок-музыки; неудачником с желанием стать легендарной звездой рок-н-ролла. “Я хотел, чтобы меня любили и восхищались”, - говорит он. - Я хотел, чтобы меня считали Великим.”
Фаррелл пережил тяжелое детство. Перри Бернштейн родился 29 марта 1959 года в Квинсе, штат Нью-Йорк, ему было всего четыре года, когда его мать, художница, покончила с собой. “На самом деле у меня мало воспоминаний о ней", - говорит он.
По словам Фаррелла, в то время, когда его мать покончила с собой, его отец был вовлечен во внебрачные отношения. - Женщина, с которой у моего отца был роман, в конце концов стала моей мачехой.”
В юности он находил утешение в музыке. Фаворитами были The Beatles, Led Zeppelin, Sly & The Family Stone и Дэвид Боуи. “Ценность, которую я придавал музыке, была очень высока”, - говорит он. - Для меня это было все. Взрослея, я нуждался в музыке, чтобы погрузиться в нее. Я был тощий мальчишка, у меня не было друзей, которых я мог бы выбирать сам, мне не нравилось тусоваться в компаниях. Я видел в большинстве детей - болванов. Мне не нравилось, как они относились к женщинам. Поэтому я слушал пластинки. Я был одиночкой.”
Его семья переехала в Майами, где Фаррелл учился в средней школе. А после окончания университета он сбежал в Калифорнию. Какое-то время он жил в машине. Он любил заниматься серфингом и зарабатывал деньги на стройке, но главным его увлечением была музыка. В 1981 году он стал вокалистом Psi Com, пост-панк-группы, которая выступала в Лос-Анджелесе с другими музыкантами андеграунда, такими как Chili Peppers и X. Но к 1985 году Psi Com выпустила всего один EP.
Затем он нашел Эйвери и после различных изменений в составе, Перкинса и Наварро. Группа была названа в честь Джейн Бейнтер, с которой Фаррелл делил дом в Голливуде. “Она была абсолютной наркоманкой",-говорит он. - Все в том доме были. У нас там жило шестнадцать человек – в основном музыканты и их подружки. Дом был таким кривым, что можно было положить мяч на пол, и он покатился бы в другой конец комнаты. Я жил на чердаке, а в гараже мы устроили джем-зал, где репетировала группа. Мы выложили вдоль стен коробки из-под яиц и ковер, но это не совсем заглушило звук. Полицейские приходили в дом через день из-за жалоб на шум. Но нам было так весело в том месте. Это было одно из самых счастливых времен, которые я могу вспомнить.”
В течение трех лет "Зависимость Джейн" играли в клубах. Группа была, как и их первоначальный вариант, Psi Com до нее, частью того, что Фаррелл называет “андеграундным Лос – Анджелесом” - богемной фрик-сценой, в которой музыканты смешивались с артистами всех мастей. “Подполье было тем местом, где я хотел быть”, - говорит он. “Вот где была интеллигенция, вот где были геи, сумасшедшие и наркоманы и я любил их всех.”
Перри Фаррелл хотел, чтобы его новая группа произвела революцию в рок-музыке. “Рок-н-ролл существует уже тридцать лет", - говорит он. “Было почти невозможно придумать новый звук, новый подход. Но я должен был его получить. Мы должны были это сделать."
Фаррелл любил тяжелый рок 70-х: Zeppelin, Black Sabbath, Bad Company. “Великая, истинная рок-музыка”, как он теперь это называет. И это влияние классического рока было очевидно на первом альбоме, записанном "Зависимостью Джейн". Выпущенный независимым лейблом Triple X в мае 1987 года, одноименный альбом был записан вживую в голливудском клубе The Roxy и включал в себя версии the Rolling Stones "Sympathy For The Devil" и рок-н-ролла the Velvet Underground. Также были спеты две песни, которые будут переделаны для Nothing's Shocking: Pigs In Zen и Jane Says. Концертный альбом был маркером. Как сказал Фаррелл в 1988 году: “Мы смогли создать свой стиль и звукозаписывающие компании поняли, кто мы такие.”
Когда группа подписала контракт с лейблом Warner Brothers, что, как сообщается, было одним из крупнейших достижений того времени – 300 000 долларов, – "Зависимость Джейн" рекламировалась, как следующая большая группа, которая выйдет из Лос-Анджелеса после Guns N’ Roses. Но Фарреллу это сравнение не польстило. “Честно говоря, - говорит он сейчас, - мы вроде как давали возможность музыкантам Guns N’ Roses задирать нос.”
Для Фаррелла быть просто яркой новинкой в Лос-Анджелесе было недостаточно. “Я видел нас как часть грандиозной линии", - говорит он. - Линия, которая шла от "Битлз", "Стоунз", "Лед Зеппелин" и " Кто " до "Клэш", "Сиукси", "Банши" и "Джой Дивизион".” Фаррелл решил взорвать умы людей. “Мы хотели, чтобы эта запись звучала так, как будто она была из космоса.”
То, что они создали на Nothing's Shocking, было рок-музыкой поразительной оригинальности и эклектики. “Я никогда не хотел писать песню, похожую на чью-то другую”, - говорит Фаррелл. “Я всегда хотел что – то добавить-смешать, например, давайте добавим соль в карамель. . Вы знаете, что когда вы соединяете разные ингредиенты вместе, они легко воспламеняются. Итак, вы сочетаете рок, регги и электронику – вот три основных ингредиента, с которыми я работал над Nothing's Shocking.”
По сути, это была запись рок-н-ролла. В "Горной песне" были отголоски Цеппелина, а в Pigs In Zen, или Jane Says, слышен как простой акустический трек фолк-рока 60-х годов. Влияние регги на Ted, Just Admit It…исходило от таких мастеров даб регги, как Кинг Табби и Ли "Скретч" Перри.
Когда Фаррелл говорит о том, что отличает "Зависимость Джейн" от любой другой рок-группы той эпохи, он утверждает прямо: “У меня очень узнаваемый голос. Это уникальный звук, какая то божественность моих голосовых связок. В этом смысле я одарен этой роскошью. Поэтому все, что я построил вокруг этого, было направлено на защиту целостности голоса.”
С самого начала Фаррелл чувствовал желание делать все по-своему, он этим изолировал себя от остальных. “... в конце концов, я должен был добиться своего. Я должен был быть сольным артистом, но люди любят группы. Я помню, как записывал свой вокал без группы. Уже чувствовалось напряжение и начинался разлад. И это продолжалось, пока мы делали альбом…”
В рецензии в Rolling Stone говорилось: “Группа одновременно великолепна и полна дерьма ” . Но большинство других критиков приветствовали альбом как шедевр современного рока.
"Зависимость Джейн" гастролировало в туре поддержки альбома Nothing's Shocking в течение девяти месяцев. На сцене они могли быть блестящими, что доказало их первое выступление в Великобритании. 24 сентября 1988 года в лондонской Брикстонской академии и в конце их выступления публика потребовала выхода на бис – в этот момент электричество было отключено и в зале зажегся свет. Фаррелл отказался сдаваться, выведя группу на переднюю часть сцены, где они колотили по одному барабану, и он кричал, перекрывая зал без микрофона.
Альбом попал в Топ-20 США в 1990 году. Это сделало "Зависимость Джейн" первой альтернативной рок-группой, добившейся успеха в мейнстриме.
В октябре 1991 года у певца развилась зависимость от крэка и он больше не мог удержать группу вместе. “Твои товарищи по группе любят тебя, когда ты добиваешься успеха”, - говорит он. “Но вражда начинается от усталости – от тяжелой работы и гастролей. "
Внутренние разногласия привели к преждевременному прекращению работы группы в 1991 году. Лоллапалуза, фестиваль музыки и искусств, основанный Фарреллом, станет их лебединой песней. С момента их первоначального раскола произошло несколько воссоединений. За альбомом 2003 года "Strays" с опозданием последовал в 2011 году The Great Escape Artist.
Лэйбл Warner Bros. Продюсер Perry Farrell и Dave Jerden
Арт-директор Perry Farrell и Casey Niccoli Страна США [
Продолжительность 45:12