Jay-z альбом The Blueprint (2001)
До некоторой степени попсовый, то есть его некоторое время может слушать с любопытством простая "лягушка", а не продвинутый и привычный к такой музыке фанат рэпа и хип-хопа, The Blueprint - шестой студийный альбом американского рэпера Jay-Z, выпущенный 11 сентября 2001 года лейблами Roc-A-Fella Records и Def Jam Recordings.
Сессии записи альбома проходили в течение 2001 года в Manhattan Center Studios и Baseline Studios в Нью-Йорке. В отличие от привычного для радио звучания предыдущих работ Jay-Z, The Blueprint включает сэмплирование и продюсирование на основе соула, этим в основном занимались Канье Уэст, Just Blaze и Бинк, при участии Тимбалэнда, Trackmasters и Эминема, который является единственным приглашенным участником альбома.
На момент записи альбома Jay-Z был стороной обвинения в двух уголовных процессах, один открыли за хранение оружия, а другой за нападение. Он стал одним из самых дискредитируемых артистов хип-хопа, получая оскорбления от таких рэперов, как Nas, Prodigy и Jadakiss. Канье Уэст спродюсировал четыре из тринадцати треков альбома, включая песни "Izzo (H.O.V.A.)" и скандальную "Takeover", в которую вошли тексты, направленные против рэперов Nas и Prodigy, Just Blaze спродюсировал три трека: "Girls, Girls, Girls", "Song Cry" и "U Don't Know".
The Blueprint получил широкое признание музыкальных критиков, его хвалили в основном за тексты и соул-саундскейп. Он многими считается одним из величайших хип-хоп альбомов всех времен. Несмотря на то, что его релиз совпал с терактами 11 сентября, за первую неделю было продано более 427 000 копий и он дебютировал на первом месте в США, удерживая первую строчку в течение трех недель. Позже он был сертифицирован RIAA как 3-кратный мультиплатиновый. В 2019 году альбом был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре звукозаписей Соединенных Штатов за "культурную, историческую или эстетическую значимость", став первой записью в библиотеке, созданной в 21 веке.
Фотография на обложке альбома, сделанная Джонатаном Мэннионом, была вдохновлена серией "The Firm" Джослин Бэйн Хогг об организованной преступности в Великобритании. Только вместо телефона и кастета, которые были рядом с пепельницей на оригинальном снимке, появились сигара, пачка сигар и микрофон.
Популярность и коммерческий успех The Blueprint сделали Канье Уэста и Just Blaze двумя самыми знаменитыми продюсерами хип-хопа. Уэст, в частности, позже подписал контракт с мощным Roc-A-Fella Records в 2002 году. И Уэст, и Just Blaze продолжили успешную музыкальную карьеру. Кроме того, Blueprint ознаменовал серьезный стилистический сдвиг в хип-хоп-продюсировании в сторону более соулцентричного и основанного на сэмплах звучания, создав ряд подражателей такому свежему атмосферному стилю альбома.
До появления Blueprint мейнстримные хип-хоп продюсеры в значительной степени избегали сэмплирования музыки из-за финансовых и юридических проблем, связанных с законами об авторском праве и предпочитали клавишное звучание , которое в частности, активно разрабатывал Timbaland (меняющийся синкопированный ритм, похожий на самбу или музыку джунглей)
The Blueprint возродил музыкальный сэмплинг, как обычную практику в хип-хоп музыке и вытеснил стиль производства, основанный на цифровых клавишных в качестве доминирующего звука в хип-хоп музыке. Позже Уэст включит некоторые методы продюсирования и сэмплирования, которые он использовал на этом альбоме, в свои собственные сольные альбомы.
Еженедельник Entertainment Weekly включил альбом в свой список "лучших" на конец десятилетия, заявив: "Один из величайших поэтов, когда-либо взявших в руки микрофон, выпустил свой magnum opus в 2001 году. Это в любом случае его звездный час".
В 2003 году The Blueprint занял 464-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone; в пересмотренном списке 2012 года он занял уже 252-е место; а в списке 2020 года альбом занял 50-е место. Pitchfork назвал The Blueprint вторым лучшим альбомом 2000-2004 годов, а в 2010 году, он занял пятое место в их списке 200 лучших альбомов 2000-х годов. Он занимает 4-е место в списке "100 лучших альбомов 2000-х" журнала Rolling Stone.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
“Выпущенный 1 сентября 2001 года, The Blueprint, как ни странно, был именно тем, в чем нуждался этот горячий на то время поджанр музыкального Нью-Йорка. Тогда рэп в Нью-Йорке был историей о двух разных направлениях. Хип-хоп/соул-саунд, пионерами которого были Шон "Паффи" Кумбс, Ma$e и 1 12, был коммерчески успешным, но он оскорблял пуристов, которые отстаивали не в меру серьезный хип-хоп компании Flow и Mos Def. Джей-Зи не подходил ни под то, ни под другое, но на этом, своем шестом альбоме, ему удалось совместить истории простого городского люда и рэп о головокружительной роскоши, не прибегая к безвкусному высокомерию, женоненавистничеству или демонстрации фальшивых драгоценностей.
Опираясь на сентиментальный стиль, пионерами которого были Ghostface Killah, такие номера, как "Blueprint (Momma Loves Me)", лишний раз подчеркнули уязвимость привычного и уже надоевшего хвастовства рэпа. Благодаря таким продюсерам, как Канье Уэст и Just Blaze появилась теплота, которую нигде в музыке не слышали со времен соул-эры восьмидесятых.
Остроумие Джея отличает этот альбом от других, поскольку он органично манипулирует рассказами о реалиях пентхаусов и историями из многоэтажек бедняков. По словам рэпера, если бы ему была дарована сверхспособность, он бы выбрал возможность "взять всех богатых людей и переселить их в гетто, а бедных отправить туда, где живут богатые люди, чтобы все могли понять, как друг другу живется. После этого мы разберемся с остальным". На схеме его желание почти сбывается. "Али, который мне нужен" описывает образ жизни миллиардера так же лаконично, как и сам Старина Голубые глаза; "Blueprint (Momma Loves Me)" повествует о воспитании в бедности в манере Чарльза Диккенса, в то время как "Never Change" демонстрирует головокружительный переход Джея от одного поджанра к другому.”
Label - Rok-A-Fella
Producer - Various
Art Direction - Jason Noto
Nationality - USA
Running Time - 63:50