Jim Gordon
"Голоса", жизнь и судьба Джима Гордона, барабанщика и пианиста, шизофреника и параноика,...
В своей юности и молодости только его партию барабанов я узнавал всегда безошибочно и сразу мог сказать в компании авторитетно: на барабанах - Джим Гордон. Да, и если не лукавить, его трудно было не узнать :такие эффектные переходы по "томам" больше ни у кого я не слышал. Ярче всего особенности его игры заметны в альбоме "Layla And Other Assorted Love Songs", но и на тройнике Харрисона - "All Things Must Pass", да и на "Extra Texture"; "Living in the Material World" он - всегда эффектен и узнаваем. Пишут, что он использовал 15 различных томов при записи "Stone Soul Picnic" группы 5th Dimension
Я всегда стараюсь узнать побольше о своих любимых артистах и музыкантах. И о нем узнал я побольше и судьба его показалась мне в рок-музыке самой трагической, даже по сравнению с судьбами тех, кто ушел, не дожив до тридцати, даже до двадцати пяти. А ведь Джим Гордон - еще жив... "Голоса". Жизнь и судьба Джима Гордона, барабанщика и пианиста, шизофреника и параноика. Часть первая Сан Луис Обиспо, Калифорния. Федеральная мужская колония, плюс психиатрическая лечебница особого режима.
Рано утром заключенный № C89262 в сопровождении охраны прибывает в скромно обставленный конференц -зал административного крыла. Одет в голубой нейлоновый комбинезон тюремного покроя, седые волосы топорщатся вверх немного,похоже, скоро снова пора подстричься. Немного осунувшийся, но симпатичный, можно сказать - красивый мужик. Гостей у него было за время пребывания здесь немного, может шесть-семь человек.Он в приветствии застенчиво протягивает руку, впихивает свое большое, но тощее тело в деревянное кресло, отъезжает на пару метров назад от серого небольшого столика перед ним и явно собирается при встрече держаться сдержанно и солидно.
Но во время беседы иногда не сдерживается, появляется мальчишеская улыбка, а то и просто нескрываемое ликование. Он вспоминает о годах, проведенных в музыке. Кто-то его еще помнит. Сотни сессий записи, которые породили десятки Топ-10 хитов, его работа в качестве одного из самых востребованных сессионных барабанщиков эпохи представлена в ошеломляющем количестве альбомов, многие из которых сейчас считаются классическими. Они приведены в конце этой статьи. Джон Леннон, Джордж Харрисон, "Эверли Бразерс", Фрэнк Заппа, Леон Расселл, "Траффик", Гордон Лайтфут, Джексон Бруни, "Брэд" - Гордон создал характерный барабанный удар для всех этих звезд, играя во множестве стилей.
Один из самых ярких барабанщиков в роке начала 1970х, более шести футов ростом, исключительно мускулистый, он привлекал внимание на сцене, играл с силой и вдохновением и был лучшим среди своего поколения и вторым после Хала Блэйна по востребованности на сессиях студий Калифорнии. Делани и Бонни наняли его себе в тур после того, как Джим Келтнер ушел от них довольно внезапно. С ветераном бас-гитаристом Карлом Рэдлом они составляли ритм-секцию около двух лет.
В составе тогда появился и Эрик Клэптон. Клэптон был впечатлен их игрой и записи с ним и Харрисоном сделали Джима Гордона звездой, когда состав, помогавший на записи тройного альбома Харрисона превратился в конце концов в "Дерек и Домино". Большинство из нас считает, что песню "Лэйла" сочинил только Эрик Клэптон. Нет, у песни - два автора, первая запись песни состоит из двух частей и автор второй части - Джим Гордон. По крайней мере у главной версии песни (с Дуэйном Оллмэном на гитаре), фортепианная вторая часть сочинена Гордоном и исполнена им.
Немного отвлечемся на "Лэйлу". Клэптона познакомил с темой персидского безумца в любви его приятель Иэн Даллас, молодой тогда шотландский драматург и актер, аристократ, а ныне шейх, доктор Абдулькадыр ас-Суфи, автор многочисленных книг по исламу, суфизму и политике.
Трогательная история вдохновила Клэптона, он сочинил текст о неразделенной любви и мелодическую линию в форме медленной баллады.Так ее он и исполняет сейчас. Но тогда в 1970 все было совсем по-другому. Она стала "рок" композицией. Основной гитарный рифф был "сочинен" Дуэйном Оллмэном, то есть откровенно позаимствован у Элберта Кинга с песни «As the Years Go Passing By» с альбома 1967 года Born Under a Bad Sign.
Продюсер Том Доуд записал песню, наложив одновременно шесть (!) гитарных дорожек: ритм-гитара Клэптона, три гармонических линии, сделанных на противоходе основному риффу Оллмэна, дорожка слайд-гитары Оллмэна и сдвоенное соло гитар Клэптона и Оллмэна.
Больше того, Клэптон ночью услышал, как Джим Гордон играет на фортепиано свою мелодию и впечатленный ею, убедил того включить ее как неотъемлемую часть - заключительную фортепианную коду. Вторая часть была записана спустя неделю после первой, Гордон там играет на фортепиано, Клэптон - на акустической гитаре и слайде, Оллмэн - на электрослайде.
Вернемся к несчастной судьбе Гордона. Он жил жизнью, достойной рок-н-ролльной фантазии любого подростка. У него были красивые женщины и перелеты на реактивных самолетах между Лондоном и Лос-Анджелесом. На вершине своей карьеры он был настолько востребован, что каждый день летал из Лас Вегаса, где в 8 вечера участвовал в концерте в Цезарь-Паласе, в Лос Анжелес, где ночью делал две-три сессии звукозаписи. Он гулял на вечеринках, как рок-звезда, но распоряжался своими деньгами умело и скаредно, как преуспевающий дипломированный бухгалтер. Он был известен, как чрезвычайно надежный профессионал, которому платили втрое больше, чем платят обычному сессионному музыканту.
Но ночью 3 июля 1983 года он убил свою собственную мать. Сначала он бил ее по голове молотком, пока она не потеряла сознание. Потом он трижды вонзил ей меж ребер нож для резки мяса. "Чтобы прекратить ее мучения", как он позже сообщил полиции. Вот такая музыка, такие барабаны. Его шансы на освобождение всегда были призрачны. Сегодня его уже опять забыли.Его было вспомнили на короткий момент 24 февраля 1993 года, когда вместе с Клэптоном он был награжден "Грэмми" за "Лэйлу".
Впервые песня прозвучала в 1971 году, когда Гордон выступал с Клэптоном, как участник "Дерек и Домино", затем была перезаписана в 1992 году, как трек на альбоме Клэптона Unplugged . Став поразительно популярным, Unplugged был продан в количестве свыше семи миллионов экземпляров. Но Клэптон не упомянул Гордона в своей инаугурационной речи. Продолжение следует...