Ханума
ХАНУМА. |Из цикла рассказов "Жизнь моя - дорога"
Пару слов (пару сотен..слов) за этот пост.
1973 год. Я, на МАЗе с двумя полуприцепами (на фото) - ухожу в рейс Орёл - Душанбе с грузом радиоэлектронного оборудования на один из душанбинских заводов. Расстояние - 3900км.
Сразу напомню: в те годы дороги были совсем не такими, как сегодня. Многих современных дорог тогда вообще не было, а те, по которым мы ездили - были как бы и не дороги, а так - направления. Особенно в Средней Азии. Путь от Уральска, например, через Гурьев, Кульсары, Бейнеу, Нукус, до Бухары (2000км. из них - 500 км. чрез пустыню), занял почти четверо суток.
Ладно, доехал. Выгрузился. Погрузка на следующий день. Хлопчатобумажная пряжа. 16 тонн. на Мурманск-порт. Расстояние - 5800км. Нормально... Хммммм...скать..... таки дошёл и туда. Из Мурманска -- стекло на Ленинград. Дальше - начинается самое интересное.
Мурманское шоссе. До Ленинграда -километров 20 . На обочине стоит
Москвич-407 , с поднятым капотом и багажником. А я притормозил перед обгоном трактора и не успел ещё разогнаться. Останавливаюсь. В Москвиче - женщина и двое махоньких пацанов. Водитель бежит ко мне - "Парень, помоги, мотор заглох, не заводится, не знаю, что делать". Оказался - пустяк, справился минут за 15. Водитель с пятёркой - Спасибо, спасибо! Надо же - молодой, а как машину знаешь! ..... И сам - вона какую длиннющую гоняешь! И со смехом: Алиментщик? А третий прицеп где потерял? В общем - наш человек! С юморком! Я и денег не взял, посмеялись, распрощались, разъехались.
На следующий день, после разгрузки в Ленинграде еду грузиться на Орёл, Васильевский остров, ЛСПЗ. Загрузился 17 тонн, сердцевиной для канатов на ОСПЗ. Двигаюсь по Фонтанке на выезд из города, промахиваюсь с поворотом на Моск. просп. и тут же меня догоняет машина ГАИ, инспектор машет палкой - "двигайся за мной" .Проезжаем метров 700, останавливает меня на каком-то пятачке на берегу, засыпанным щебнем - стройка. Насилу уместился на этой площадочке. (Автопоезд-то мой длиной 24 метра). Подходит: "Ну, и куда мы летим на этой ********? В центре-то города?". Я объяснил. Он мне: "Так. СтоИм здесь до 12 ночи, не двигаемся. После 12ти - уезжаем. Первый мост направо, по Ломоносова и до Лиговки. Дальше знаешь? Я ему, с трояком: "да знаю, знаю". "Смотри, парень, я проверю!" И граждАне, довольные друг другом, разошлись по своим машинам.
Сходил до магазина за продуктами. Возвращаюсь к машине. А около неё стоит мой вчерашний знакомец - водитель Москвича. Узнал мою машину - Оооо! Привет, спаситель! Я в нескольких словах рассказал, что почём. Он - тёзка мой оказался -"Толя, я работаю вот в этом театре осветителем, иду на работу, давай со мной! Сегодня "Хануму" даём, посмотришь, посмеёшься! А после 12 ночи поедешь. Уговорил. Пошли. А это оказался Большой Драматический театр им. Горького. (Ныне - ЛБДТ им. Товстоногова). И до него от машины - всего 100 м.
Что сказать? Отомстил мне Анатолий за вчерашнее сверЬх всякой меры!
Удовольствие я получил - неописуемо! Артисты, режиссура, музыка Гия Канчели, песни, танцы, грузинский колорит, сцена, сам театр.... Восторг - бесподобный!
Прощание с благодарностями Анатолию - и в 00.20 дёрнул я в сторону города Первого Салюта! На выезде из Ленинграда переночевал, утром двинулся, за день и ночь добежал до Орла ( 1100 км.), раненько под утро был уже на выгрузке. Разгрузился к обеду, подъезжаю к гаражу, а механик КПП не пускает на стоянку: "Машину оставь здесь, а сам бегом в диспетчерскую! Тебя уже ищут". Один с топором, двое с носилками.... ![]()
Прибегаю. А там уже и мой начальник автоколонны, и зам.по эксплуатации.. Диспетчер: Толя, разворачивайся, на УТЭП за накладными и на завод УВМ. там тебе груз на Тбилиси и Ереван. Давай, по старой путёвке получай талоны на топливо и деньги и быстренько! Больше послать нЕкого. Сегодня надо забрать груз, иначе он уйдёт в 18ю автобазу. Делать неч. приехал, загрузился "однорукими бандитами" (Игровые автоматы -"морской бой", "автогонки" и т.п.). Второй прицеп - в Тбилиси - аэропорт, первый - в Ереван - госцирк. После погрузки заехал домой, поменял бельё, постель, помылся, обнял маму с папой, поспал часов пять. и раненько утречком - вперёд!
Ну, о том, как дошёл я до Тбилиси - может быть отдельный рассказ. Как нибудь. Потом. И как убивали меня в районе Армавира, и сколь колёс спущенных перемонтировал, и поломку крупную победил в Орджоникидзе, и что такое "Военно-Грузинская дорога" с Крестовым перевалом в те годы, и стоянка в Пасанаури......
А пока - въехал в город, перепрыгнул на левый берег Куры с тем, чтобы специально проехать через район Авлабари. С удовольствием погулял по улицам, потолкался по местному рынку, отдал червонец за въезд под знак, ГАИшнику, который после расчёта подробно рассказал мне об этом районе, и показал, как проехать до аэропорта. Там разгрузился, переночевал и к обеду уже подъезжал к Еревану, попутно окунувшись в Севане. Собрал за собой половину ереванских ГАИшников, пока доехал до цирка. Разгрузили за один целый день! Там же и ночевал.
А дальше - с попутными загрузками через Сочи (в те годы - не дорога, а испытательный автополигон!!!) - Новороссийск - Люберцы - Орёл!
За весь рейс (по записям в бортовом журнале) прошёл 17 820 км. за 7 недель.
И наконец - компиляция из музыки спектакля "Ханума" 1978 год.Ры комендую сначала посмотреть сам фильм-спектакль (https://www.yandex.ru/video/preview/1246038039719536066),
и уж потом скачать Аудиофайл.
Приятного просмотра и слушания!
З.Ы. ОСПЗ, ЛСПЗ - Орловский, Ленинградский сталепроклятый заводы.
УТЭП - Узловое Транспортно-Экспедиционное Предприятие - организация в системе ГлавМежАвтоТранс, занимавшаяся обратной и попутной загрузкой местных и иногородних грузовиков. Находилась во всех крупных и не очень, городах СССР.
УВМ - Орловский завод Управляющих Вычислительных Машин.
Спасибо, Анатолий, очень интересно !
Спасибо за рассказ!
я пошел в 8 класс, а будушие корифеи Завалинки уже бороздили не только просторы СССР, но и БДТ Горького ...
пысы:
Ну, о том, как дошёл я до Тбилиси - может быть отдельный рассказ. Как нибудь. Потом.
ЖДЁМ-с ...
Мне приятно, Сергей, что Вас заинтересовал рассказ 
Валера, до Тбилиси-то я,мож, и напишу скоро, а вот с Душанбе до Мурманска - это ж цельный повесть получится! Рассказывать подробно - это и долго, и читателей пугать, а коротко - уже готово!
Пусь останется, как есть?
Как жизнь, Валера? В личку? или звони?
Привет, Валера! Взойди в Приват.

Толя, спасибо!