- Кинг Райли Би Дата рождения: 16 сентября 1925 года Дата смерти: 14 мая 2015 года
Биография Райли Би Кинга
Повсеместно признанный, титулованный король блюза - легендарный Би Би Кинг, без сомнений, самый уникальный и наиболее знаковый электрогитарист уходящего столетия. Современное, блюзовое гитарное соло просто немыслимо без, как минимум, пары узнаваемых Кинговских фраз. Он остается и в высшей степени одаренным певцом, передающим каждый нюанс исполняемой песни.
До сих пор Би Би Кинг остается по сути подлинно народной суперзвездой, совершенно доступным для всех кумиром, который приглашает посетителей в свою гримерную с шиком скромного изящества. С 1951 по 1985 год, Кинг постоянно занимал верхние позиции в чартах наиболее популярных исполнителей ритм-энд-блюз журнала Billboard. И он стал одним из немногих блюзменов, прекрасным аранжировщиком популярных хитов, когда его потрясающий шлягер "The Thrill Is Gone" превзошел рекордный успех незабываемого Эда Салливана (The Ed Sullivan Show and American Bandstand).
Корни выдающегося таланта Кинга глубоко спрятаны в блюзовых местах Дельты Миссисипи. Если говорить точнее, Райли Би Кинг был рожден в Итта Бена, штат Миссисипи. Его детство не было простым. Молодой Райли "болтался" между домами матери и бабушки. Юность проходила в долгих днях работы на хлопковых полях и пении псалмов в церкви до переезда в 1943 году в Индианолу, другой город расположенный в самом сердце Дельты.
Кантри и госпел музыка оказали решающее влияние на формирование творческих пристрастий Кинга вместе с такими великими стилистами исполнения, как Ти-Бонк Уолкер (T-Bone Walker) и Лонни Джонсон (Lonnie Johnson) и джазовыми гениями Чарли Крисченом и Джанго Рейнхардтом ( Charlie Christian, Django Reinhardt). В 1946 году Кинг посетил Мемфис чтобы повидаться со своим кузеном - кантри-блюзовым гитаристом, стариной Букка Уайтом (Bukka White). В течение десяти бесценных месяцев Уайт терпеливо объяснял своему нетерпеливому молодому родственнику тонкости техники игры на блюзовой гитаре. После короткой поездки в Индианолу и неизменной стычки с женой Мартой, Кинг опять в конце 1948 года уехал в Мемфис. На этот раз он остался там надолго.
Вскоре Кинг появился со своей музыкой на радио радиостанции WDIA - это был концерт в честь города Мемфис. В своих первых выступлениях Кинг придумал прозвище для себя "The Peptikon Boy", потом "Beale Street Blues Boy", и вскоре Blues Boy или сокращенно В.В.
1949-й стал для Кинга годом звездного прорыва. Он записал свои первые 4 трека для Jim Bulleit's Bullet Records, затем подписал контракт со студией RPM в Лос Анжелесе. В течение 2-х последующих лет жизни в Мемфисе Кинг написал множество композиций для RPM. Многие из них спродюсированы его родственником - начинающим продюсером Сэмом Филлипсом, чья Sun Records была просто недостигаемой мечтой в то время. Филлипс самостоятельно продюссировал записи для фирм Biharis и Chess; он также записывал Ховлина Волфа (Howlin' Wolf), Роско Гордона (Rosco Gordon) и Руфуса Томаса (Rufus Thomas).
"Biharis" также записала некоторые ранние вещи Кинга, монтируя переносное оборудование для звукозаписи везде, где они могли его установить. Первый национальный чарт Кинга в категории ритм-анд-блюза - "Three O'Clock Blues" (записанный впервые на граммофонную пластинку Лоуэлом Фулсоном) вышел в Мемфисе на YMCA в 1951 году. Партнерами Кинга в Мемфисе на то время были вокалист Бобби Блэнд (Bobby Bland), барабанщик Эрл Форест (Earl Forest) и пианист Джонни Эйс (Johnny Ace).
Когда Кинг занимался "раскруткой" "Three O'Clock Blues", он играл с группой Эйса, известной под именем Beale Streeters. В это время Кинг впервые нарек свою любимую гитару "Гибсон" именем "Lucille". Это произошло в маленьком городке Твист, штат Арканзас. На концерте Кинга завязалась драка между двумя ревнивыми поклонниками одной леди. Драчуны опрокинули наполненное керосином ведро - помещение заполыхало. В безумной толчее, убегая от пожара, Кинг оставил гитару внутри помещения. Кинулся обратно, чтобы спасти гитару, и чуть было не погиб. Когда дым рассеялся, Кинг узнал, что имя леди, из-за которой разразились столь неистовые страсти, было Люсиль (Lucille). Большое количество "Люсиллей" прошло через его руки с тех пор, фирма "Гибсон" даже продавала некоторые модели гитар с маркировкой B.B.
В 1950 году Кинг был основным создателем настоящих хитов в жанре ритм-энд-блюза. Записываясь главным образом в Лос Анжелесе для RPM и ее приемника - фирмы Kent, Кинг победил в 20 номинациях. Он написал такие незабываемые хиты как "You Know I Love You" (1952); "Woke Up This Morning" и "Please Love Me" (1953); "When My Heart Beats like a Hammer," "Whole Lotta' Love," и "You Upset Me Baby" (1954); "Every Day I Have the Blues", романтические блюзовые баллады "Sneakin' Around," и "Ten Long Years" (1955); "Bad Luck," "Sweet Little Angel," и песню в духе "Platters" "On My Word of Honor" (1956); и "Please Accept My Love" (1958). Гитарная атака Кинга стала более агрессивной и заостренной, все более прогрессирующей и оказывающей влияние на легион начинающих и практикующих гитаристов в стране.
В 1960 году страстное взволнованное исполнение Кингом старой песни "Sweet Sixteen" Джо Тернера стало другим гигантским бестселлером, и его "Got a Right to Love My Baby" и "Partin' Time" также были близки к подобному успеху. Но фирма "Kent" не могла удержать такую звезду как Кинг на постоянной привязи. В 1962 году Кинг начал работать с ABC-Paramount Records, которая выпускала пластинки таких знаменитых исполнителей, как Ллойд Прайс (Lloyd Price), Рэй Чарлз (Ray Charles), и Фэтс Домино (Fats Domino).
В ноябре 1964 года гитарист выступил со своим новаторским концертным альбомом "Live at the Regal" в легендарном чикагском театре "Chicago" и его великолепно сыгранный концерт произвел настоящий фурор. Альбом стал истинным шедевром современного блюза. В этом же году он порадовал поклонников минорным шедевром -песней "How Blue Can You Get" - ставшей одной из его ключевых мелодий.
Cпустя 2 года в 1966 году песни "Don't Answer the Door" и "Paying the Cost to Be The Boss" возглавили первую десятку чартов в категории ритм-энд-блюз.
Окончательный статус сверхзвезды в конце концов пришел к гитаристу в 1969 году, когда он разрушил привычное понимание композиции Роя Хопкинса "The Thrill Is Gone". Он исполнил эту песню с потрясающе выразительным мощным вокалом, предложив величественную и пронзительную скрипичную трактовку в минорном ключе. В конце концов, поп аудитория слушателей убедилась, что им следует узнать Кинга лучше: не только как исполнителя хитов в категории ритм-энд-блюз.
Кинг стал одним из самых любимых блюзменов, возглавляющих рейтинг популярности в 1970 году, и в хорошем смысле, он никогда не боялся экспериментировать. В 1973 году в Филадельфии он рискнул записать пару колоссальных бестселлеров "To Know You Is to Love You" и "I Like to Live the Love" с такой же мягкой ритм - секцией, которая сопровождала хиты Spinners и O'Jays. В 1978 году он объединил силы с щегольской группой "Crusaders", чтобы создать восхитительный фанк шлягер "Never Make Your Move Too Soon" и зажигательную песню "When It All Comes Down". Время от времени он делал дерзкие отступления, менял курс, делал виражи, иногда сбивался.
Хотя его концерты в течение долгого времени неизменно доставляют радость зрителям как и ни у какого другого исполнителя, работающего в этой области (и он напоминает странствующего рыцаря удивительно быстро восстанавливающего свои силы; иногда он давал 300 концертов за год!), Кинг умело регулирует свою студийную работу. Кроме того, его диск 1993 года "Blues Summit" возвращается к формам стандартов, когда Кинг пел в дуэтах с равными по положению исполнителями (John Lee Hooker, Etta James, Fulson, Koko Taylor). В 1999 году вышел еще один выдающийся альбом "Let the Good Times Roll: The Music of Louis Jordan".
История жизни Би Би Кинга
Моментально узнаваемый гитарный стиль Кинга, его фирменная вибрирующая трель, которой он научился в Мемфисе у своего кузена Букка Уайта много лет назад, выделяют его из рядов современных гитаристов. Добавьте к этому его призывный взволнованный вокальный стиль и вы получите наиболее влиятельного и новаторского блюзмена за весь послевоенный период. Не может быть никаких сомнений, что Кинг будет господствовать как бесспорный король жанра (и посланник доброй воли) на всю оставшуюся жизнь.
Похожие по стилю артисты: Bobby "Blue" Bland, Little Milton, Albert King, Freddie King, Buddy Guy, Luther Allison, Michael Bloomfield, Lowell Fulson, Otis Rush, Muddy Waters.
Корни ивлияние: Lonnie Johnson, T-Bone Walker, Bukka White, Charlie Christian, Django Reinhardt.
Последователи: Michael Bloomfield, Larry Davis, Z.Z. Hill, Larry McCray, Son Seals, Walter Washington, Roy Buchanan, Chris Thomas, Joe Walsh, Larry Carlton, Buster Benton, Maria Muldaur, Doug MacLeod, Andrew Brown, Backtrack Blues, Band Mem Shannon Jim Byrnes
Исполнял песни: Jules Taub, Joe Josea, Rick Darnell, Riley King, Roy Hawkins, Sam Ling, Will Jennings, Peter Chatman, Joe Sample, Fleecie Moore, Dave Crawford, Jules Bihari, Leonard Feather, R. Hawkins, Louis Jordan, Luther Dixon, Syreeta Wright , Stevie Wonder Doc Pomus.
Cотрудничал с: Sonny Freeman, Bobby Forte, Ron Levy, Wilbert Freeman, Bill Szymczyk, Dean Parks, Joe Sample, Hugh McCracken, Milton Hopkins, Wilton Felder, John Browning, Joe Zagarino, James Toney, Stewart Levine, Duke Jethro, Louis Hubert, Paul Harris, Dr. John, Johnny Pate
B. B. KING
За свою длинную творческую карьеру король блюза Би Би Кинг около ста раз побывал в чартах "Billboard", записав десятки интереснейших композиций типа "Payin' The Cost To Be The Boss", "The Thrill Is Gone", "How Blue Can You Get", "Everyday I Have The Blues", "Why I Sing The Blues", "Three O'Clock Blues", "You Don't Know Me", "Please Love Me", "You Upset Me Baby", "Sweet Sixteen", "Don't Answer The Door", "Got a Right to Love My Baby", "Partin' Time", "Please Accept My Love". Райли Би Кинг родился 16 сентября 1925 года в местечке Итта Бена, расположенном в дельте "блюзовой" реки Миссисипи. В детстве парнишке пришлось послушать немало музыки кантри и госпел, но по мере взросления Кинга стало больше привлекать творчество таких блюзменов как Ти-Бон Уокер и Лонни Джонсон и джазовых гениев типа Чарли Кристиана и Джанго Рейнхардта.
В 1947 году Райли сделал серьезный шаг в своей жизни – он отправился в Мемфис, где проживал его кузен, известный кантри-блюзовый гитарист Букка Уайт. Десять месяцев Уайт потратил на обучение своего молодого энергичного родственника приемам игры на блюзовой гитаре, но эти уроки не пропали даром, а помогли Кингу достичь неимоверных высот в своем творчестве.
В 1948-м Райли удалось пробиться на одну из радиостанций Мемфиса, "WDIA", и с тех пор он все чаще и чаще стал появляться в эфире. Теперь ему потребовался псевдоним, и музыкант стал именовать себя Бил Стрит Блюз Бой. Затем прозвище сократилось до Блюз Бой Кинг, и, наконец, он стал Би Би Кингом. В середине 50-х годов получила имя и гитара Кинга. На одном из концертов возник пожар, и выскочивший было из огня музыкант вспомнил о своем инструменте и вернулся за ним. Когда Кинг узнал, что вся заваруха началась из-за женщины по имени Люсиль, он так же нарек свою гитару. С тех пор его каждая новая модель "Гибсона" тоже звалась "Люсиль".
В 1951 году Би Би выдал свой первый ритм-энд-блюзовый чарт-топпер "Three O'Clock Blues", и вскоре после этого его гастроли приобрели общенациональный характер. Один из рекордов был установлен в 1956-м, когда Кинг со своей командой отыграл за год 342 концерта, которые проходили в различных местах от маленьких кафешек до больших площадок. За годы своей карьеры Би Би Кинг выработал свой уникальный стиль, ставший образцом для подражания таким рок-героям как Эрик Клэптон, Джордж Харрисон, Джефф Бек. Его вибрато, выдаваемое левой рукой, и точная и сложная техника обращения со струнами, заставляющая их звучать как человеческий голос, стали неотъемлемыми приемами, осваиваемыми рок-гитаристами.
Кстати, Кинг не замыкался на традиционном блюзе, а привносил в него элементы джаза, свинга, мэйнстрим-попа и других стилей. В 1968 году Би Би был участником фолк-фестиваля в Ньюпорте, в 1969-м открывал американские концерты "Rolling stones", в 1978-м сотрудничал с джаз-фанкерами "Crusaders", в 1989-м записывался с "U-2", а в 2004-м с Эриком Клэптоном. Его одинаково почитали как в блюзовых кругах, так и среди рокеров. Примером тому может служить введение Кинга в "Blues Foundation Hall of Fame" в 1984-м и в "Rock and Roll Hall of Fame" в 1987-м.
Работоспособность музыканта поражала своими масштабами – на протяжении почти всей карьеры он давал порядка 300 концертов ежегодно, успевая при этом посещать студию и выпускать пластинки. Лишь в середине 90-х он немножко сбросил гастрольные обороты, снизив годовую планку до 200 выступлений. Даже когда в силу почтенного возраста у Кинга обнаружились проблемы со здоровьем, он продолжал играть сидя. Число концертов хотя и снизилось, но не снизилось качество исполнения, и Кинг, оправдывая свою фамилию, продолжал оставаться Королем Блюза.
Родился 16.09.1925 г., настоящее имя Riley B.King, а псевдоним "B.B." он расшифровывает как "Blues Boy". Будущий "король блюза" родился в одном из районов Миссисипи, известном под названием Дельта, неподалеку от г. Бена в семье фермеров Альберта и Норы Эллы Кинг. Вскоре после рождения мальчика родители разошлись, и маленького Райли отправили к бабушке, которая была достаточно религиозна и по воскресеньям водила мальчика в церковь. Там будущий "стар" познакомился с первыми гитарными аккордами, которые показал пастор Арчи Фэйр. Мать Кинга скончалась, когда ему исполнилось 9 лет, через некоторое время умерла и бабушка. Кинг стал подрабатывать сбором хлопка и еле сводил концы с концами.
Тем не менее, он находил время для участия в церковной хоровой группе и аккомпанировал певцам на гитаре. Однако пришел день, когда у Кинга возникли серьезные противоречия между церковными песнопениями и его интересом к новому направлению - блюзу. Летом 1946 г. Кинг отправился в Мемфис к двоюродному брату Букке Уайту, который и посвятил его в блюз. Именно благодаря Букке Кинг приобрел те черты, без которых он не стал бы столь колоритной фигурой. Вообще Мемфис оказался счастливым местом для парня - здесь он познакомился с ведущим блюз-шоу на местной радиостанции Сонни Боем Уильямсоном, который включил в свою программу его композицию и представил Кинга как молодой талант.
Сонни Бой в 1947 г. организовал первое выступление Кинга в одном из модных салонов Западного Мемфиса, и с его легкой руки в 1949 г. Кинг получил роль ведущего на новой радиостанции "WDIA". Тогда-то и появился B.B. King. Краткие вехи его многолетней карьеры:В 1950-м мелодия Лоуэлла Фулсона "Three o`clock blues" в его исполнении становится хитом; в 1961-м он начинает записываться на известной студии "ABC Paramount"; С 1969 г. - выступления по национальному телевидению США; 1970-й - дебют в Карнеги-Холл, тогда же журал "Guitar Man" назвал его лучшим блюзовым гитаристом мира (титул носит до сих пор), и тогда же начались поездки по всему миру.
Весной 1979-го вместе со своим оркестром приехал в СССР, и стал - наряду с Элтоном Джоном - первым настоящим монстром западной музыки, прорвавшимся через железный "занавес". Он говорит, что его настоящей женщиной и верной подругой все эти годы остается только "Люсиль" - его черная гитара. Дважды был женат, но "спутницы жизни" не вынесли "походного" графика жизни: долгое время Кинг давал по 250 концертов в год. Однако любовь к хорошей музыке и широкая натура обеспечили музыканту высочайшую репутацию и целый легион друзей-исполнителей разного возраста, с которыми он частенько выступает и записывается.
В 90-х эти опыты вошли в блистательные альбомы "Lucille & friends", "Blues Summit", Deuces wild" - там Би Би Кинг привлек к сотрудничеству Bono, Van Morrison, Tracy Chapman, Diane Schuur, Eric Clapton, Bonnie Raitt, Dr.John, David Gilmour, The Rolling Stones, Robert Cray, Stevie Wonder, John Lee Hooker, The Fleetwood Mac, Ringo Starr, Gary Moore - да разве перечислишь всех, кто "приложился" к этому нестареющему блюзовому божку! Из последних работ стоить отметить альбом "Riding with the King" (2000), где 75-летний чернокожий ухарь отрывается на пару с Эриком Клэптоном.
Би Би Кинг более двадцати лет жил с сахарным диабетом 2-го типа, активно выступал в поддержку борьбы с этим недугом, рекламируя продукты для больных сахарным диабетом.
8 октября 2014 года он был вынужден прекратить концертную деятельность «по медицинским соображениям».
7 апреля 2015 года Би Би Кинг был госпитализирован в Лас-Вегасе в связи с обострением диабета, поступил в больницу с обезвоживанием организма.
14 мая 2015 года в 21:40 по местному времени, в возрасте 89 лет, Би Би Кинг умер в своём доме из-за осложнений сахарного диабета.