После революции семья вернулась на родину отца — в Лудзенский край. Кем только не приходилось работать Константину в юности: на лесопилках, кочегаром, грузчиком… В 1926 году, после прохождения военной службы, приехал в Ригу. Устроился на фанерную фабрику грузчиком и поступил в вечернюю школу. Парень был веселый: пел в ученических концертах, играл в пьесах. Как–то он решил попробовать себя и на профессиональной сцене. 9 сентября 1928 года в зале кинотеатра на окраине Риги рабочие фанерной фабрики собрались послушать выступавшего в кинодивертисменте своего товарища, грузчика Костю. Выступление прошло удачно, и будущая звезда решает серьезно заняться пением. Он завершает общее образование, оканчивает вокальное отделение Первого Рижского музыкального института в 1933 году.
01 - Сердце.
02 - Ха-ча-ча.
03 - Когда друзья встречаются.
04 - По диким степям Забайкалья.
Через несколько месяцев Сокольский (кстати, тогда и возник творческий псевдоним) уже выступает в центральном рижском инотеатре "Сплендид Палас", сейчас он называется "Рига". Первые концертные программы Сокольского состояли из песен Пьеро (подражание Вертинскому), русских, цыганских, итальянских, испанских, польских, кавказских песен, а также песен каторжан, которые исполнялись с оркестром или под гитару в соответствующих сценических костюмах.
В начале 30-х гг. Константин Сокольский подружился с известным композитором Оскаром Строком, став на многие годы первоисполнителем большинства его знаменитых танго и фокстротов.
06 - Чужие города.
07 - Ванины частушки.
08 - Лихая полечка.
В это же время для фирм грамзаписи "Бонофон" и "Беллаккорд-электро"
Константин Сокольский напел 46 песен, романсов и куплетов. Большинство из них,
в том числе "Сердце" и "Дымок от папиросы" Исаака Дунаевского,
"Голубые глаза", "Лейтенант, не забудь!", "Не надо вспоминать", "Полли"
и "Свадебная тройка" Оскара Строка, "И кто его знает" В. Захарова,
"Катюша" М. Блантера, "Гостинцы-прянички", "Скажи, где ты?",
"Вино любви" М. Марьяновского, шлягеры тех лет "Мурка", "Гитара любви",
"Скажите, девушки" и многие другие, пользовались большим успехом
и разошлись в граммпластинках по всему миру.
10 - Песня балалайки.
11 - Дымок от папиросы.
12 - Когда любовь волнует кровь.
13 - Нашей молодости дни.
14 - В пожарной команде.
Как–то в театре миниатюр "Бонзо" заболел артист. Кто–то предложил директору пригласить Сокольского,
который хорошо исполняет арии из оперетт. Успех был таким, что после спектакля директор предлагает
Константину работать в театральной труппе. Только с этого момента он ставит крест на работе грузчика
и полностью отдает себя профессиональной эстраде. С этим театром в 1934 году Константин Сокольский
впервые выезжает на зарубежные гастроли - в Чехословакию и Румынию. В Румынии Константином
Тарасовичем заинтересовался один из известнейших импресарио Европы, Соломон Яковлевич Бискер —
антрепренер Ф. И. Шаляпина. С его подачи Сокольский начинает самостоятельную концертную деятельность.
16 - Снилось мне.
17 - Чайник.
"В 1931 году от директора театра "Бонзо" Александра Вернера получаю предложение работать в его труппе. Предложение принимаю с удовольствием. Прекращаю работу грузчиком и всецело посвящаю себя искусству.
Работа в этом театре была большой школой - каждый артист должен петь, танцевать, играть скетчи, конферировать программу. Летом с труппой театра "Бонзо" выезжаю на гастроли в Чехословакию и Румынию."
Константин Сокольский с певицей рижского кабаре Верой Вравиной (фото 1935 год, г. РИГА).
В Кишиневе, выступая в театре "Колизей", труппа сразу завоевала большой успех. Всюду большие афиши:
В театре "Колизей"
Выступления Вернера, Сокольского и
Дагмары Дагаровой.
В течение трех дней Сокольским исполняются "Песни каторги". Они буквально завоевали Кишиневскую публику. Билеты все распроданы. Всюду говорят об артистах из Риги. Это признание большого успеха.
Другая афиша гласит:
На сцене "Колизей" звучали шутки, сверкалось и искрилось веселое настроение. Принцип артистов - это здоровый смех, и этот смех артисты оперетты и кабаре сумели создать. Это сказалось во всем: в песне, в танцах, в скетчах и в той легкости, с которой они в течение короткого срока захватили публику.
В другой афише:
В театре "Колизей".
Новая выдающаяся программа при участии
Веры Дагаровой и Константина Сокольского.
Я помню день.
Купальщица.
Умирающие анекдоты.
Цыганский табор.
Модные шлягера и песенки.
Сколько у меня детей?
Кошка на крыше.
Русские мелодии исполняет К. Сокольский.
"Театр "Бонзо" - это театр экспромта, где постоянно выступали всего шесть актеров: комик, певица, драматическая актриса, танцевальный дуэт и я, как конферансье и исполнитель романсов. Для участия в представлениях приглашались и местные артисты. Концерты всегда превращались в комические импровизации на любую тему, заданную зрителями. Например, - мы все выходим на сцену и рассаживаемся на стульях, а Вернер громко и весело спрашивает публику: "Ну, что будем показывать?" Из зрительного зала кричат: "Суд! Суд!" - "Суд так суд. А кого будем судить?" - "Приказчика." - "Приказчика так приказчика..." - и так далее. Представление получалось настолько ярким и забавным, что не только публика покатывалась от смеха, но и актеры едва сдерживали себя. Вернер был мастером своего дела! Работа с ним помогала становиться настоящим артистом."
В Румынии Константином Тарасовичем заинтересовался один из популярных импресарио Европы, Соломон Яковлевич Бискер (антрепренер Ф. И. Шаляпина) и Сокольский начинает самостоятельную концертную деятельность. В Бухаресте он выступает с оригинальным певцом Виктором Хенкиным. Здесь же ему посчастливилось познакомиться с Федором Ивановичем Шаляпиным. Затем концерты в Белграде, Загребе, Берлине и снова в Бухаресте. Когда же в Румынию приезжает труппа артистки МХАТа Елены Александровны Полевицкой, Константин Тарасович с большой радостью принимает ее предложение и поступает в ее театр. Пребывание в творческой атмосфере этого коллектива, неповторимая игра Е.А. Полевицкой... Сокольский с успехом поет Данилу в "Веселой вдове", Бони в "Сильве", Фирфакса в "Гейше", а возвратясь в Ригу, на сцене Русского драматического театра он поет Пиппо в "Маскотте" и главную партию (цыгана Дмитрия) в музыкальном обозрении "Век нынешний и век минувший". Работа с режиссером-постановщиком Юрием Ильичем Юровским была и интересна, и плодотворна. Почти во всех музыкальных обозрениях, созданных под его режиссерским руководством и шедших на сцене театра, Сокольский принимает участие.
В это же время, по просьбе румынского посольства Сокольский выступает по радио. С оркестром рижского радиофона он исполняет на румынском языке произведения крупных румынских композиторов.
Радио сообщало:
Сегодня абоненты рижского радиофона получат возможность ознакомиться с румынскими народными песнями. Для исполнения песен приглашен певец Константин Сокольский, хорошо ознакомившийся с колоритом и духом румынской народной песни во время своих гастролей в Румынии.
Концерт этот состоялся в 1932 году 17 апреля в 20 часов и длился сорок минут. Находясь в Риге, Константин Тарасович был приглашен на студию грамзаписи фирмы "Бонофон" напеть несколько шлягерных песенок. С трудом Сокольскому удается уговорить хозяина, чтобы в первую пластинку вошло танго "Сердце", которое он только что выучил, слушая в фильме "Веселые ребята", шедшее в это время в Риге. Пластинки расходились молниеносно, весь город пел "Сердце". Исаак Дунаевский, похвалив певца за талантливое исполнение, прислал еще одну песню, "Дымок от папиросы", которая имела не меньший успех.
Юрий Сосудин. Незабываемые певцы
19 - Давай по-русски.
20 - До встречи с вами.
21 - Весело было там.
В 1936 году — снова зарубежные гастроли. Сокольский записывается на пластинки таких фирм, как «Одеон», «Колумбия» и «Беллакорд»; выступает в Бухаресте, встречается с Петром Лещенко, с Аллой Баяновой. В это же время в столицу Румынии приезжает Федор Иванович Шаляпин.
Константин Тарасович вспоминал: «В Бухарест приехал Шаляпин и дал один концерт в пассаже «Эфория», партию фортепьяно исполнял Каламкарян. Выйдя на сцену, Шаляпин был прямо зол: стоя у фортепьяно, он пытался оттолкнуть ногой ковер, который был постлан по всему полу специально в честь высокого гостя. Но, видимо, не учли, что ковер заглушает звуки фортепьяно — это и взволновало Шаляпина. Но концерт прошел под бурные аплодисменты. Когда он закончился, на сцену выбежало много народу — кто пожать руку великому артисту, кто получить автограф. Шаляпин любезно спрашивал: «Как вас зовут?» — «Николай. «Коля, друг ты мой сердечный! Как я рад, что мы встретились с тобой! — примерно такие автографы получали те счастливцы. После концерта в честь Шаляпина бухарестская общественность решила устроить банкет в ресторане «Континенталь». С. Я. Бискер уже предоставил мне пригласительный билет, как вдруг - приходит ко мне в гостиницу Лещенко и говорит: "Банкет в честь Шаляпина состоится в моем ресторане и я приглашаю тебя..." Я был удивлен... но, видимо, Петр сумел уговорить Бискера. Вечер тот прошел удачно, Федор Иванович был в прекрасном настроении.Илья Дименштейн, «Семь секретов»
23 - Степкин чубчик.
24 - Волшебная ночь.
25 - Хорошо и плохо.
А 7 февраля 1937 года я поехал на гастроли в Югославию. По дороге в Белград выступал в одном из больших пражских ревю, демонстрируя свое искусство исполнителя романсов и в качестве танцора, исполнителя модного степа. Уже в Праге получаю телеграмму - вызывает Рига напеть несколько пластинок. Еду через Берлин.
Там, в гостинице, ко мне подошел человек и сказал: "Вас хочет видеть Александр Николаевич Вертинский и будет ждать в таком-то кафе."
...Когда я вошел в кафе, Александр Николаевич поднялся, подошел ко мне, и мы сели за стол. Ничего не говоря, подает мне пластинку, на которой не указано ни фирмы, ни названия песни, а только два слова: "Александр Вертинский": "Пожалуйста, свезите это в Ригу. Я вас считаю певцом и даю вам свои песни... Только имейте в виду, что это я пою, что это - мой жанр и я автор этих песен..." Ничего не понимая, я взял пластинку и мы расстались.
Приезжаю в Ригу, рассказываю своему шефу, Хелмару Рудзитису. Слушаем пластинку - он подумал и говорит: "Так ведь Вертинский дал ее тебе, чтобы ты напел ее в Риге."
Я тогда еще не знал, что за песню "В степи молдаванской" Вертинского уже не пускали в Бессарабию. И в Латвию тоже за что-то въезд был закрыт..."
Пластинки из Риги быстро попадали в Россию. Интересно, что Сокольский так напел эту пластинку, включавшую песни "Чужие города" и "Палестинское танго", что спекулянты затирали фамилию исполнителя и продавали ее поклонникам Вертинского как авторскую и даже знатоки, слушая, ничуть не сомневались, что поет Вертинский.
Однажды, в середине восьмидесятых, в квартире ленинградского коллекционера Юрия Борисовича Перепелкина, как обычно, по средам, был устроен "вечер редко звучащих пластинок". Юрий Борисович поставил диск, заиграла музыка, затем послышалось пение:
Принесла случайная молва
Милые, ненужные слова:
Летний сад, Фонтанка и Нева...
Вы, слова залетные, куда?..
С мест стал доноситься шепот: Александр Николаевич, Александр Николаевич... Когда песня окончила звучать, Юрий Борисович поднял адаптер граммофона и объявил: "песню "Чужие города" исполнял Константин Тарасович Сокольский, находящийся среди нас на этом вечере." Это было в один из приездов Константина Тарасовича в Ленинград - так прекрасно была выполнена просьба Вертинского... Юрий Сосудин. Незабываемые певцы
27 - Не надо вспоминать.
28 - Лейтенант, не забудь !.
29 - Скажите девушки.
30 - Песня о Волге.
Процитируем журнал "Календарь театрала": "Константин Сокольский снова уехал в Югославию, где его хорошо знают как талантливого исполнителя цыганских романсов. Он приглашен в Белград, где уже несколько лет выступает "Баян русской песни" и цыганского романса Юрий Морфесси, возглавляющий артистическую программу в своем собственном ресторане."
Константин Сокольский получил ангажемент на несколько месяцев, справедливо ожидая при этом, что контракт будет продлен и артист снова проведет в Белграде не менее года, а то и более, как это было в первый его приезд.
Около четырех лет находился Сокольский в Югославии и очень подружился с выступавшим там Морфесси, несмотря на то, что Юрий Спиридонович был на двадцать два года старше. Сокольский любил этого великого певца за его неповторимую способность увлекать аудиторию, за то, что тот не терпел, когда, как ему казалось, русскую песню слушали не с подобающим вниманием. Дружба с Морфесси очень обогатила Сокольского как певца...
В мае 1940 Сокольский возвращается в Ригу. После утраты Латвией независимости, Константин Тарасович (несмотря на отсутствие восторга по поводу установления Советской власти) - один из организаторов Союза артистов эстрады и цирка, солист концертной бригады Рижского дома Красной армии. Ведет и музыкальные программы на рижском радио.
В дни фашистской оккупации уехать ему, как и многим другим артистам, не удалось, работал в деревне. В 1944 был пойман немецкой жандармерией и посажен в лагерь для отправки в Германию.
В лагере многие знали Сокольского и назначили между собой его старшим. Через некоторое время, благодаря смекалке, Константину Тарасовичу вместе с группой заключенных удалось вырваться из плена... До прихода советских войск жили в лесу, в землянках.
После освобождения Риги Сокольский - член военно-шефской бригады при Рижском театре русской драмы, артист Латвийской филармонии, солист Малого симфонического оркестра окружного дома Красной армии. В то время Сокольскому присваивается первая категория как солисту-вокалисту и первая категория как артисту разговорного жанра.
32 - Катюша.
33 - Гоп со смыком.
34 - Развеселые частушки.
Герой Советского Союза, бывший летчик-истребитель, инженер-полковник в отставке Е. А. Глущенко вспоминал (см. Лейтенант О. Ростовцев. "Дающий крылья песне." // газета "Боевой призыв", N40, 2 апреля 1985 (Г-577738)): "Во время войны пластинки К. Сокольского кочевали со мной по воздушным просторам над истерзанной землей... Хранил я их в коробке из под пулеметных лент. В полетах, при выполнении заданий К. Сокольский был всегда со мной в кабине самолета...
Закончив полет, я всегда уносил их (пластинки) с собой, как самую большую ценность... В узком кругу моих фронтовых друзей я часто закручивал ручку старого патефона. Мы слушали К. Сокольского. Это была... связь с прошлой жизнью, печаль по ней..."
В 1945 году, возглавляя творческую группу лучших артистов латвийских театров, выступает в Москве перед воинами-участниками Парада Победы. В клубах, концертных залах столицы, воины-победители, прошедшие с боями пол-Европы, затаив дыхание слушали такой до боли знакомый, задушевный голос певца.
После концертов в Москве, Сокольский с той же бригадой выступает в Сталинграде, Ростове-на-Дону, в Сочи и в других городах...
В 1946 на одном из концертов некое влиятельное лицо попросило артиста спеть песню Оскара Строка. Ничего не подозревая, спел. И был уволен их филармонии. Оказалось, что О. Строк, композитор, которого весь мир называл "королем танго", в нашей стране был объявлен в те годы чуждым народу, якобы и песни писал "не те", и не так, как требовалось...
В 1947 Сокольский руководит латвийским Домом культуры. С 1951 - снова на сцене, работает в Латвийской, Белорусской, Ленинградской областной, Новгородской филармониях. Выступает в Казахстане, Узбекистане, Туркмении... но по семейным обстоятельствам оставляет сцену и принимает должность художественного руководителя коллектива Дворца культуры завода "ВЭФ".
С 1965 года - художественный руководитель ансамбля русской песни и танца "Аврора". Ансамбль становится его детищем, работа с ним приносит Константину Тарасовичу большую радость... В городе Юрмала Сокольский руководит и женским вокальным ансамблем. Константин Тарасович - всегда за работой: готовит новые программы, пишет музыку, готовится к выступлениям...
36 - Полли, люблю я….
37 - Вино любви.
В 1984 у Константина Тарасовича был юбилей - исполнялось восемьдесят лет. Во Дворце культуры "ВЭФ" был дан вечер, посвященный юбиляру: зачитывались поздравления из разных городов страны, затем состоялся концерт ансамбля "Аврора". Аккомпанируя себе на гитаре, несколько песен исполнил и сам Константин Тарасович. Выступала и приехавшая на юбилей к своему давнему другу Алла Баянова...
А в апреле 1985 года Сокольский уже выступал перед воинами-железнодорожниками. Где бы вы думали? - На строительстве БАМа!..
"Друзья мои, - обращается Константин Тарасович к слушателям, - я из числа мечтателей, но не из тех, кто мечтает о недостижимом. Я - мечтатель-реалист. Мечтал приехать сюда к вам и приехал..."
Солдаты щедро одаривают выступающего громкими аплодисментами. Они слушают о долгой и интересной жизни талантливого певца и педагога, о его встречах, воспоминаниях. Теплый, задушевный голос Сокольского наполняет каким-то добрым светом лица солдат. Такова сила искусства, сила его влияния на людей <...> И без сомнения, воины-железнодорожники надолго запомнят эту встречу с К.Т. Сокольским. Его песни будут согревать их и в жгучий таежный мороз." (см. Лейтенант О. Ростовцев. "Дающий крылья песне." // газета "Боевой призыв", N40, 2 апреля 1985 )
39 - Гостинцы-прянички.
40 - Скажи, где ты.
Вся жизнь Константина Тарасовича была связана с людьми, с дорогами. В восьмидесятые годы, помимо гастрольных поездок, Константин Тарасович вместе со своей замечательной супругой Теклой Станиславовной охотно ездят по разным местам страны, вспоминают годы жизни, навещают друзей: а вспомнить есть что - скольких довелось слушать певцов, а сколько слушали Сокольского... В тридцатые годы в Югославии его аудиторией были и графы, и князья, и белогвардейцы (сам генерал Шкуро)... Всякое довелось повидать, с разными людьми повстречаться. Репертуар певца был также обширен и разнообразен. В тридцатые, сороковые годы в его исполнении превосходно звучали и "Песня о Волге", и "Скажите девушки", и "Мурка". А в шестидесятые Константин Тарасович так спел "Бухенвальдский набат", что в соперниках ему мог остаться, пожалуй, только Муслим Магомаев...
В 1985 Константин Тарасович выходит на заслуженный отдых - но и дома он всегда окружен гостями: приезжают из разных городов, едут взглянуть на артиста, услышать голос певца, песни которого еще так давно радовали и волновали. Много лет (вплоть до его смерти в 1991 году) и я встречался с Константином Тарасовичем и в Риге, и в Ленинграде.
Слушать голос певца мне посчастливилось не только на пластинках и в записях, но и со сцены - в Юрмале, в Риге, в Ленинграде, - а также и в домашней обстановке, под гитару, с которой Сокольский объехал всю Европу. При каждой встрече можно было узнать много интересного из его рассказов: а кому известно, что несмотря на большую занятость, Константин Тарасович был одним из первых в обществе кинолюбов Риги?.. Мы с супругой были просто поражены, посмотрев мультипликационный фильм, поставленный не московской киностудией, а русским певцом Сокольским, в свободное время, - настолько высок был уровень всего, чем занимался Константин Тарасович. Ведь недаром в тридцатые годы рецензенты писали: "Сокольский - это мастер на все руки. Он с увлечением поет русские и цыганские песни, арии из оперетт, танцует, конферирует программу, принимает участие в скетчах и интермедиях, исполняет песни на свои слова и музыку."
Константин Тарасович всегда был не только замечательным артистом, но и жизнерадостным, задушевным человеком, все отдающим людям.
42 - Как хороши вечерние зарницы.
43 - Песня моряка.
44 - Любовь Маруси.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Александр МАЛИНОВСКИЙ Gazetalv
Последняя запись Сокольского
Часто так случается, что какой-нибудь пустяк влечет за собой цепь неожиданных событий, приключений и даже открытий. Совершенно зауряднейшее событие - телефонный звонок! Снимаешь трубку, выслушиваешь приветствие и несколько вежливых фраз-представлений, еще несколько вводных фраз-пояснений... И вот уже понимаешь: началось!
Звонил мне Владимир Михайлович Волков. Мы не были знакомы, а я даже не удивился тому, что незнакомый человек знает номер моего телефона. Владимир Михайлович - филофонист, музыкант и знаток музыки 30- 40-х годов прошлого века. Но это я узнал позже, а пока начало разговора уже заинтриговало меня.
- Я прочитал в газете «Час» вашу статью и разволновался. Дело в том, что я был знаком с Константином Тарасовичем Сокольским и Оскаром Давидовичем Строком. Однажды уговорил их исполнить несколько песен, которые записал на домашний магнитофон...
- Стоп, стоп, стоп!!! Владимир Михайлович! Давайте встретимся и вы мне все подробно расскажете!
Хорошенькое дело: в нашем городе живет человек, который взял и уговорил Оскара Строка сыграть, а Константина Сокольского спеть для домашней магнитофонной записи! Оскара Строка, короля танго! Константина Сокольского, друга Петра Лещенко! Сокольского, которому Александр Вертинский разрешил исполнять свои песни!
И вот я уже еду на встречу с моим телефонным собеседником. Владимир Михайлович к встрече подготовился основательно. Принес пластинки, фотографии из домашнего альбома, газеты, журналы... И потекла неспешная беседа.
С Сокольским Волков познакомился в начале 60-х годов. Любовь к музыке очень сблизила и сдружила этих людей. К тому же выяснилось, что Сокольский - земляк Волкова: их детство проходило в соседних деревнях в Латгалии. Знакомство со Строком произошло позже, в 1968 году.
И, конечно же, у Владимира Михайловича сразу зародилась мечта сделать запись их исполнительского дуэта.
Но понадобился не один год, пока он отважился поговорить об этом с прославленными музыкантами.
Оскар Строк, будучи человеком очень требовательным к качеству исполнения, эту затею не одобрил. Он сомневался, сможет ли почти семидесятилетний Сокольский спеть хорошо. Связки уже не те, и дыхание... Да и Константин Тарасович тоже не был уверен в успехе. Однако ж, поддавшись уговорам Волкова, оба музыканта согласились.
После нескольких репетиций в декабре 1972 года в квартире О. Строка были записаны три песни: «Очарование», «Осенний вальс» и «Пламенные очи».
Каждый участник получил копию записи. Смею предположить, что это вообще последняя запись и короля танго, и первого исполнителя почти всех его песен.
В 1990 году, с некоторым опозданием, к 85-летию К. Сокольского готовился к выпуску второй виниловый диск с песнями в исполнении маэстро. В него-то и вошла любительская запись. А в 1995 году производственное объединение RiTonis, возникшее на руинах фирмы «Мелодия», выпустило две компакт-кассеты, посвященные Оскару Строку, на одной из которых тоже присутствуют волковские записи. В дальнейшем эти песни нигде не переиздавались...
Константин Сокольский - Пламенные очи.
Исчезнувшее захоронение
- Раньше в день рождения и в день смерти я ходил на могилу друга, - продолжал рассказ Волков. - Однажды пришел, а могилки-то нет... А где должна была быть - ряд других надгробий. Сначала думал, что ошибся. И так, и эдак посмотрел - место то, а могилы нет! Видимо, поверху кого-то другого похоронили. Ведь за могилой Сокольского никто не ухаживал, крест деревянный подгнил и упал... А у меня ни сил, ни средств, чтобы привести место упокоения в порядок, не было...
После услышанного у меня возникло к Волкову сразу несколько вопросов. Почему за могилой никто не ухаживал? У Сокольского нет в Риге родни? Нет детей? А жена? Она умерла раньше? В каком году могила перестала существовать?
Владимир Михайлович задумался и стал рассказывать осторожно, подчеркивая, что ему известно точно, а что - только по слухам. Есть ли в Риге родня, он не знает. Детей у Константина Тарасовича и его жены Теклы Станиславовны не было, а были ли дети от первого брака - ему неизвестно. Текла Станиславовна умерла позже, в доме престарелых... В 2007 году могила Сокольского еще была.
Я не переставал удивляться. Столь быстро исчезнувшая могила... Дважды женат... А кто первая жена? Как звали? Какова ее судьба?
Тут Владимир Михайлович еще раз напомнил, что про первую жену ему известно со слухов, а сам Сокольский никогда даже намеком об этом не упоминал. Однако ж латгальская родня знает, почему...
Короче, мне было предложено съездить в Латгалию и там все узнать. Конечно же, я был готов поехать в мои родные края, чтобы узнать неизвестные обстоятельства жизни Сокольского.
А пока предложил поехать на кладбище Микеля и вместе поискать, где похоронен певец. Приехали, поискали. Не нашли. Обратились в контору. В кладбищенской конторе нас встретили без радости. Молодой мужчина, порывшись в регистрационных книгах эпического размера, нашел-таки запись и выдал координаты. Но сказал, что он здесь человек новый, системы счета не знает и чем мог, тем и помог...
Выданные им координаты нам не помогли. Потом я приезжал на кладбище еще раз, и еще... Ходил меж надгробий, читал надписи, сравнивал года захоронений со всякими своими логическими умозаключениями... Снова обращался в контору... Наконец мне было сказано:
- На кладбище много лет работает старый могильщик, разыщите его. Он может помочь. Если он не поможет, то уже не поможет никто!
Могильщика разыскать оказалось проще. Он взглянул на координаты и уверенно повел меня. И привел совсем в другое место, которое никак не совпадало с приметами, указанными Волковым: и место не то, и похоронены там не те... Дальнейшие поиски были бессмысленны. Некуда больше прийти, некуда положить цветы... Увы, могила Сокольского исчезла.
Полустертый латгальский след
Оставалось поехать в Латгалию и разузнать о первой жене Сокольского. Вы спросите, зачем ехать в Латгалию? Может, в Риге можно узнать? Я бы узнал, да не у кого спросить.
А в Латгалии в свое время жили родители Сокольского. Да и сам Константин Тарасович с отрочества там рос, в школу ходил и только после армии перебрался в Ригу. А деревня не город - там о соседях знают все.
И еще одно обстоятельство меня занимало. Одна из родственниц Волкова, живущая в Лудзе, говорила ему, что Сокольский и родился в Латгалии. И хотя сам Константин Тарасович в автобиографии указывает местом своего рождения Петербург, латгальская версия мне нравилась больше. Земляк! Между нашими деревнями каких-то 25 километров. Мало ли... Но подробности петербуржской жизни из автобиографии Сокольского не оставляли надежд лихо закрутить сюжет.
В Латгалию я ехал к Галине Валентиновне Туник в деревню Ранцены под Лудзой. Отец Галины, Валентин Феофанович, дружил с Сокольским. Вместе озорничали, вместе ходили в школу, на танцы... Потом пути друзей разошлись.
Но после того как бурная артистическая жизнь Сокольского закончилась, он часто навещал друга в его латгальском доме. В этом доме остановился и я.
Сидели с Галиной Валентиновной, вспоминали прежние времена. И, конечно же, говорили о герое моего повествования. Правда, называли его в этих местах настоящим именем: Константином Кудрявцевым: сценический псевдоним не прижился в родных краях певца.
Не на все вопросы я получил ответы, но главное узнал. Да, Константин Кудрявцев был дважды женат. Причина, по которой он об этом никогда не говорил, была в том, что его первая жена покончила жизнь самоубийством. Причина была мне названа, но я не стану об этом писать...
Наутро мне показали камни фундамента дома Кудрявцевых. Сам дом не сохранился. Сводили на кладбище, где похоронены родители Константина Тарасовича. Здесь тоже давно никто из родни не появлялся. Надгробия замшели, и уже не разобрать, кто где покоится.
Возвращаясь в Ригу, в дороге думал о превратностях судьбы. Жил человек, которому рукоплескала Европа, имя которого стояло в одном ряду с именами людей, являющихся славой музыкального мира... И вот - почти полное забвение. Нет даже могилы. Sic transit gloria mundi - так проходит мирская слава.
Такая вот грустная история. Как знать, может, и на этот раз она не закончена и будет продолжение.
Отдавая должное памяти Константина Сокольского, автор приводит в публикациях на портале Gazeta.lv большое число редких фотографий и записей песен в исполнении выдающегося рижского певца.
Александр МАЛИНОВСКИЙ Gazetalv
В заявке использованы следующие источники:
Юрий Сосудин. Незабываемые певцы Илья Дименштейн, «Семь секретов»
А также аудио материал
Муз. Блог Leonidzl и РУТРЕКЕР Константин Сокольский - Записи (30х - 40х годов)
Витя, добрый вечер! По какой-то нелепой случайности в своё время я пропустил этот твой замечательный пост. Спасибо, Валера123 дал ссылку сегодня. Пока только прочитал информацию о Сокольском. Впереди - встреча с его песнями. Ты проделал великолепную работу! Спасибо!
anatol995 пишет:
Витя, добрый вечер! По какой-то нелепой случайности в своё время я пропустил этот твой замечательный пост. Спасибо, Валера123 дал ссылку сегодня. Пока только прочитал информацию о Сокольском. Впереди - встреча с его песнями. Ты проделал великолепную работу! Спасибо!
Толя, у этого поста своя предыстория. Выкладывал диск Сокольского ДЫМОК ОТ ПАПИРОСЫ, а один тип свои права на него заявил. Типа он над ним семь лет трудился, чистил и реставрировал. Требовал возмещения вреда. Пришлось его послать, а альбом удалить. Поэтому и возник вместо удалённого такой вот ПОДРОБНЫЙ пост. :)
Владимир ХВОЙНИЦКИЙ
Константин Сокольский,
популярный эстрадный исполнитель 30-50-х гг.,
артист театров драмы и оперетты.
(07.12.1904 - 12.05.1991)
Его настоящее имя - Константин Тарасович Кудрявцев.
Родился Костя в Санкт-Петербурге, куда его отец, Тарас Акимович, из Латвии
приехал на заработки. Здесь он женился, здесь родились и все пятеро сыновей семьи.
Вот какими трогательными воспоминаниями о своем детстве делится певец:
"Вся наша квартира для нас была разделена на участки, которые мы ежедневно утром
должны были обтереть мокрой тряпкой, независимо от возраста, — вспоминал певец.
— По четвергам мы садились за стол и каждый штопал свои чулки, и стирать их
также каждый должен был сам. Один раз в два месяца ходили в кинематограф.
Вернее, ездили на извозчике — папа специально заказывал извозчика. Этот день
всегда ждали с нетерпением. Посмотреть на комика Глупышкина, который,
вертясь на трапеции, терял свои штаны, или веселую комедию с участием Макса Линдера.
Но однажды случилось то, что оставило во мне след на всю жизнь.
Было мне тогда года четыре–пять. Я первый выбежал на улицу, взобрался на извозчика,
расселся на сиденье чин–чинарем. Выходит папа, держа под руку маму.
Увидев меня сидящим на извозчике, папа посмотрел своим строгим взглядом,
поманил пальцем. Я в недоумении встал. «Костя останется дома!» Я был ошарашен.
Как — дома? Не поехать в кинематограф? Не может быть! Почему?
Но ослушаться нельзя, ведь так папа сказал. Быстро сошел с извозчика,
а они сели и уехали. Стоя на панели, долго не мог понять, чем я мог вызвать гнев отца,
но потом догадался. Мама еще не села, а я сижу развалившись..."
Этот случай навсегда остался в памяти певца. Даже войдя в преклонный возраст
он всегда поднимался в общественном транспорте, чтобы уступить место женщинам.