- Косберг Семен Ариевич Дата рождения: 14 октября 1903 года Дата смерти: 3 января 1965 года
Биография Семена Ариевича Косберга
С. А. Косберг родился 14 октября 1903 г. в г. Слуцке Минской губернии в семье кузнеца-кустаря. С 1917 по 1919 гг. учился в Слуцком коммерческом училище, а в 1922–1924 гг. получил среднее образование на вечерних общеобразовательных курсах. С 1925 по 1926 гг. служил в Красной Армии. В период 1927–1929 гг. учился в Ленинградском политехническом институте, а затем в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г.
В 1931 г. С.А.Косберг был направлен в Центральный институт авиационного моторостроения, где прошел путь от инженера-конструктора до начальника исследовательского отдела, создававшего систему непосредственного впрыска (НВ) топлива в головки цилиндров авиационных моторов. Талантливый инженер и энергичный организатор, С.А.Косберг в 1940 г. был назначен заместителем главного конструктора и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска ОКБ завода №33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП).
В первый год Великой Отечественный войны ОКБ завода №33 было разделено на два самостоятельных предприятия; одно из них (будущее КБХА) было эвакуировано в г.Бердск Новосибирской области на завод №296 НКАП. С 13 октября 1941 г. предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С.А.Косберг.
В суровых сибирских условиях, по существу на голом месте, ОКБ (горстка специалистов из 30 человек) в короткие сроки создало и внедрило в серийное производство агрегат НВ для авиационного мотора АШ-82ФН, применявшегося на истребителях Ла-5 и Ла-7, что позволило получить преимущество в воздушных боях над лучшими немецкими истребителями «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109». Эти моторы устанавливались также на бомбардировщиках Ту-2 и торпедоносцах Ту-2Д, а после войны – на истребителях Ла-9 и Ла-11, пассажирских самолетах Ил-12 и Ил-14. Всего с 1942 по 1949 гг. было сдано в эксплуатацию более 30000 агрегатов НВ.
За большой личный вклад в создание боевой авиационной техники С.А.Косберг награжден орденами «Знак Почета», Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
По окончании войны в апреле 1946 г. ОКБ перебазировалось в г.Воронеж и стало именоваться ОКБ-154.
На смену поршневым двигателям пришли реактивные. ОКБ, продолжая работы по системам НВ, приступило к созданию агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых двигателей В.Я.Климова, А.М.Люльки, А.А.Микулина, П.А.Соловьева, А.Г.Ивченко, Н.Д.Кузнецова. Разрабатывались и внедрялись в серийное производство топливные форсунки, регуляторы подачи топлива в форсажную камеру, системы управления и регулирования двигателей, топливные фильтры, масляные флюгерные насосы и др.
С.А. Косберг проявил инициативу в разработке ряда пусковых стартеров на твердом топливе (порохе), а затем на жидком (унитарном) топливе для мощных авиационных турбореактивных двигателей.
Главный конструктор понимал и предвидел, что для существования и дальнейшего развития руководимого им КБ необходимо осваивать новую тематику, тем более что квалифицированные инженерно-конструкторские кадры и наличие опытного производства позволяли браться за создание более сложной техники. Опыт разработки пусковых стартеров на жидком топливе, включавших значительную часть агрегатов ракетных двигателей (газогенератор, турбину, насосы, органы регулирования и управления), был использован в создании авиационных ЖРД.
В 1954–1958 гг. в ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга были разработаны двигатели Д154 тягой 4 тс и СК1 регулируемой тягой от 4 до 2 тс для самолета-истребителя Е-50А разработки А.И.Микояна. В двигателе СК1 использовалась камера сгорания ОКБ-1 С.П.Королева.
Третий ЖРД (СК1К) регулируемой тягой от 4 до 1.5 тс для самолета-истребителя ЯК-27В А.С.Яковлева явился первым в стране двигателем на топливе жидкий кислород + керосин многоразового использования с ресурсом до 3 час. На нем впервые был применен газогенератор, работающий на основных компонентах топлива.
Приобретенный опыт позволил ОКБ приступить к разработке ЖРД для зенитных управляемых ракет (ЗУР).
В 1957–1960 гг. был создан ЖРД РД-0200 тягой от 6 до 0.6 тс для ЗУР конструкции С.А.Лавочкина. Разработка велась совместно с ОКБ-2 ГКОТ А.М.Исаева и положила начало тесному творческому сотрудничеству обоих коллективов и их главных конструкторов.
В период 1959–1960 гг. был разработан ЖРД РД-0201 регулируемой тягой от 6 до 2 тс для ЗУР П.Д.Грушина.
Успешные работы по созданию ЖРД укрепили авторитет ОКБ. Главному конструктору ракетно-космических систем С.П.Королеву были известны созданные С.А.Косбергом образцы авиационных ракетных двигателей; знал он и о его творческом содружестве с главным конструктором ЖРД А.М.Исаевым.
10 февраля 1958 г. произошла встреча С.А.Косберга и его соратника А.Д.Конопатова с С.П.Королевым, положившая начало их сотрудничеству. Сблизили и подружили этих людей одинаковые свойства ума и характера – одержимость и беззаветная преданность науке.
Двухступенчатая ракета-носитель Р-7 С.П.Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Однако дальнейшее освоение космического пространства было невозможно без третьей ступени, которая должна была завершить разгон аппарата до 2-й космической скорости.
Кислородно-керосиновый двигатель РД-0105 тягой 5.04 тс для третьей ступени РН 8К72 был разработан в 1959–1960 гг. совместно с ОКБ-1 С.П.Королева за рекордно короткий срок – 9 месяцев. Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума.
Применение третьей ступени дало возможность увеличить массу ИСЗ с 1400 до 4500 кг и впервые в мире обеспечить достижение 2-й космической скорости, что позволило осуществить полеты КА в сторону Луны, достичь поверхности нашего естественного спутника и сфотографировать его обратную сторону. За творческий вклад в эти полеты С.А.Косберг был удостоен Ленинской премии, ему также была присуждена ученая степень доктора технических наук.
История жизни Семена Ариевича Косберга
Новой самостоятельной разработкой ОКБ стал кислородно-керосиновый двигатель РД-0109 тягой 5.56 тс для третьей ступени более совершенной и, главное, высоконадежной РН «Восток». Посредством этой ракеты были решены исторические задачи мирового значения, прежде всего запуск КК с первым космонавтом Земли Ю.А.Гагариным. За участие в подготовке этого исторического полета С.А.Косберг был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Очередными разработками ОКБ были более мощные, тягой 30.4 тс, кислородно-керосиновые ЖРД:
- РД-0106 для 2-й ступени боевой ракеты Р-9А;
- РД-0107 для 3-й ступени РН «Молния»;
- РД-0108 для 3-й ступени РН «Восход»;
- РД-0110 для 3-й ступени РН «Союз» (на базе РД-0108, но существенно модернизированный).
По своим техническим и эксплуатационным характеристикам каждый из этих двигателей обеспечивал достижение качественно нового уровня развития отечественной ракетной техники.
С помощью РН «Молния» осуществлены первые запуски автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера» и «Марс», а с помощью РН «Восход» – запуски первых КК с экипажами на борту. РН «Союз» и ее дальнейшие модификации позволили выполнить все задачи по запуску ТК «Союз», грузовых кораблей «Прогресс» для обеспечения эксплуатации долговременных орбитальных станций, а также по запуску различных спутников народнохозяйственного и оборонного назначения.
Много сил и энергии отдал С.А.Косберг созданию первых ЖРД, работающих на НДМГ и АТ и выполненных по схеме с дожиганием генераторного газа. При их разработке с новой силой проявились его неиссякаемая энергия, воля, целеустремленность, подкрепленные глубокими знаниями, накопленным опытом и организаторским талантом. В процессе работы был решен ряд фундаментальных проблем, что позволило не только разработать надежную конструкцию ЖРД, но и открыть дальнейшую широкую перспективу создания мощных и эффективных средств выведения космических объектов.
Большой заслугой Семена Ариевича было создание в ОКБ современной испытательной базы с хорошо оснащенными огневыми стендами и экспериментальными лабораториями. Стала возможной разработка более мощных ЖРД как на криогенном топливе, так и на топливе длительного хранения.
Первыми ЖРД, разработанными ОКБ по схеме с дожиганием на компонентах топлива АТ и НДМГ, стали РД-0202 и РД-0205 для первой и второй ступеней боевой ракеты УР-200 конструктора В.Н.Челомея. На их основе были разработаны двигатели РД-0210 и РД-0211 для второй ступени и РД-0212 для третьей ступени РН «Протон-К».
Создание двигателей для «Протона», как и появление самой РН, – крупное достижение ракетно-космической техники. С помощью этого носителя решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжелых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск КА, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадку на Марс и Венеру. Стал возможен вывод в космос долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир», а также модулей «Заря» и «Звезда» для МКС.
При С.А.Косберге в ОКБ была начата новая разработка ЖРД на компонентах топлива АТ и НДМГ для боевой ракеты РС-10 В.Н.Челомея. Отработка и сдача в эксплуатацию этих двигателей была закончена уже без Семена Ариевича. В начале января 1965 г. при исполнении служебных обязанностей С. А. Косберг попал в автомобильную катастрофу. 3 января 1965 г. его не стало.
Почти 25 лет С. А. Косберг возглавлял ОКБ, внеся существенный личный вклад в создание авиационной и космической техники. Ему были свойственны гражданственность, чувство причастности к делам Родины, ответственность, высокая убежденность коммуниста, самостоятельность мышления, а также умение зажечь коллектив своим творческим зарядом.
Могила Косберга на Новодевичьем кладбище Москвы.
С.А.Косберг обладал не только инженерными знаниями, но и богатой интуицией, широким научным кругозором, умел быстро и правильно прогнозировать будущее тех или иных конструкторских решений. Большое внимание он уделял развитию связей с НИИ, родственными предприятиями, умело использовал возможности новых материалов, прогрессивных технологий. Как руководитель он бережно растил и воспитывал кадры, умел прощать и требовать, поощрял инициативу. Особенно внимательно относился к молодым специалистам, приобщал их к науке, являясь примером ученого и грамотного инженера, ибо ему было знакомо все: и конструирование, и технология, и производство, и испытание.
В память о С. Косберге его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
Имя Семена Ариевича навсегда останется в истории отечественной космонавтики.