"Ничего общего с лирикой у меня не было"
- Кати Ковач для портала "Quart" (Origo)
Pálinkás Szűts Róbert | Puskár Krisztián| 2009.10.12.|
23 октября Кати Ковач даёт концерт с бит/фанк группой "Qualitons" (двумя поколеними младше неё)
на лайнере А38. Сомневавшуюся вначале певицу убедил выступить диджей/продюссер Suhaid.
Задающее рамки концерта II. Восточно-европейское Були (вечеринка) является ответвлением
(или скорее, новой формой) начавшегося 5 лет назад цикла Мадьярского Були, появившегося
в отечественной культуре благодаря переоткрытию отечественных танцевальных миньонов 60-х - 70-х годов.
Мы посмотрели Кати Ковач на одной из репетиций, а затем после теннисной тренировки под пиво, яичный суп
и мясные клёцки с помидорами побеседовали с ней о завывании, полицейской проверке,
симфоническом оркестре, Сибири, Америке, занозах, о реальности..
Обращаться на "ты" она попросила нас сама.
Был ли такой момент, когда ты подумала, что музыка ушла мимо тебя?
Например, в конце 70-х - начале 80-х годов, когда уже существовали бит и фанк..
Мне в голову никогда не приходило подобное, как раз потому, что мы начали раньше всех,
и уже тогда делали музыку прорывного характера, можно даже назвать её авангардной, ну, по крайней мере, экспериментального характера. Было такое, что звукоинженер в своё время спрашивал нас: "Кому это нужно?"
А нам нравилость, и было очень здорово. Мы даже немного опережали свою эпоху, делали гораздо
более жёсткую музыку. Теперь, по-моему, музыка мягкая, или по крайней мере, мягче, нежели была раньше.
Я начинала с Литтла Ричарда, после него мне "пришлось отступить назад" и выучиться петь по-мадьярски
одну лирическую песню. Таково было пожелание Мадьярского Радио. Начальство сказало, чтобы я попробовала
то и это.. Я была экспериментирующим существом, так что перепробовала всё. А уж из чего потом
вышли шлягеры, это другой вопрос.. У нас было много песен.
Недавно я сильно обиделась, когда в одной из программ Шани Фабри (Fábry Sanyi) сказал,
когда мы стояли рядом с Золе Ганкста (Ganxsta Zolee):"Хорошо смотритесь, рокер и лирик".
Прежде у меня не было ничего общего с лиризмом. Только из любви к кому-либо я пела такое.
(К столу меж тем присаживается и Тибор Конц (Koncz Tibor), автор множества песен и постоянный теннисный партнёр Кати Ковач [некогда и её супруг. - v.]: "Кого же нужно отблагодарить за то, что ты не лирик? "
Да лирик, я лишь говорю, что прежде это было далеко от меня, но потом упросили, и я и спела.
А почему не спеть? Я пробовалась и на Марию Каллас.
А когда появились Ramones и панк?
"Капуста-самоубийца рвётся в кастрюлю / ей надоела жизнь / ибо нет в ней ничего хорошего."
Было и это. Делала рэп, перепробовала самые разные стили. Другой вопрос, что есть такая самоцельная музыка, которая развлекает лишь тот узкий слой, который её и делает. Музыка никогда не уходила мимо нас.
Когда мы трудились в Берлине и Гамбурге Тиби Конц делал аранжировки для лучших биг-бэндов Европы,
и там все знали наш репертуар. Неправда, что из Венгрии не появлялись жемчужины.
Только они не стали настолько популярны, лишь в кругу музыкантов.. Не музыка уходила от нас,
скорее часто уходило наше желание. Когда ты ощущаешь, что взобрался на вершину,
и за это кое-кого стоило бы уже и вознаградить.. Я не с финансовой точки зрения говорю..
Ты сказала, что эти песни были популярны лишь в кругу музыкантов.
Тебя отыскали диджеи с этим проектом, над которым вы трудитесь.
Диджеи, собственно говоря, вновь открыли мир.
Тибор Конц: Диджеи не открывают ничего. Не они пишут номера. Они вытаскивают, вставляют вещи.
Ты немного строг
Роль диджеев громадна в том, что сегодняшняя молодёжь узнаёт такие песни,
которые никогда не услышала бы. Откуда ей знать о делах сорокалетней давности?
Как тебя затрагивают ретро и ностальгия?
Мне это чуждо. Тот, кто живёт своей жизнью, не замечает, насколько он стар.
Вместе со мной стареет моя музыка, мои песни. Это обнаруживается тогда, когда все без исключения:
и "Рождается звезда" (Csillag születik), и Megasztár - поют мои и моего поколения песни..
Лишь тогда до меня доходит, что всё очень изменилось. Это немного ужасно задевает, вправду..
Время так пролетело над нами, что эти песни воспринимают не от нас, а от тех, кто на тридцать лет моложе..
Но как раз недавно я разговаривала с коллегой. который лет тридцать не поёт, и он сказал,
что должен быть благодарен, ибо иначе все бы уже позабыли его песни.
А я что же могу петь, как не свой репертуар? <...>
"Кати Ковач единственная в профессии, в отношении которой у меня были бы угрызения совести,
если бы с угрызениями совести я мог жить и трудиться". По твоему, кто так сказал о тебе?
Это мог быть только Петер Эрдёш
(Erdős Péter - чиновник Hungaroton и Мадьярского Треста Грампластинок,
глава Бюро Менеджмента, "Менеджер", заправлявший всей эстрадной музыкой при кадаровском режиме.
Главный патрон проекта " Neoton Família" - v.)
Точно.
Тибор Конц: Он разрушил её карьеру.
Но почему Петер Эрдёш так думал? В Венгрии существовало три звезды, ты была одной из них.
Как мог Петер Эрдёш поставить на тебе крест так, чтобы Кати Ковач перестала быть Кати Ковач?
Честно говоря, мне бы не хотелось говорить об этом. Петер Эрдёш был связан обязательствами
с определённым политическим кругом. Петер Эрдёш и Иван Болдижар
(Boldizsár [Bettelheim] Iván - известный писатель, многолетний госсекретарь мадьярского МИД.- v.) были друзьями.
У этого последнего был сын, Миклош Болдижар (Boldizsár Miklós - драматург - v.),
женой которого была Жужа Конц (Koncz Zsuzsa - того же племени. - v.)
Было, например, у меня пять "золотых пластинок". Но я не удостоилась ни одной!
Меня представляли к премиям, а моё имя вычёркивали и вписывали имя другой певицы.
Была мадьярская делегация, выехавшая в Канны, на фестиваль, 300 человек, и меня не включили.
Петер Эрдёш позвонил на следующий день и сказал:" Не гневайся, я обязан определённому
политическому кругу,и певица запретила включать тебя. Прошу прощения."
"Кати Ковач - дикарский, от рождения неуправляемый талант. Рискнул бы даже сказать - почти гений".
Он немного путает частную жизнь с профессией. Пробовал ухаживать, но я сказала, что не в моём вкусе.
Принял к сведению, однако не могу утверждать, что мстил. С женщиной часто случается,
что мужчина с положением пытается завоевать её. В этом нет ничего особенного.
Хуже было то, что, скажем, приглашали выступить за рубежом, а зарубежная сторона получала извещение,
что Кати Ковач больна и находится в госпитале, когда я как раз концертировала.
Или если я хотела сделать пластинку, то нам выделяли студию на 20 часов, а патронируемой певице - на 200.
Были ситуации тычков в спину, но до открытой конфронтации дело никогда не доходило.
Мы были тогда молоды, и эти вещи не столь уж задевали. В молодости человек живёт переполненной жизнью.
В такую пору эти ужасные различия не бросаются в глаза. Попозже для человека проясняется,
кто же был за кулисами. Конечно были и такие, до кого это доходило раньше,
как например, Феро Надь (Nagy Feró).
И занозы нет?
Заноза есть, но мне всё равно. Те же издевательства Жужа Черхати (Cserháti Zsuzsa) переживала
уже гораздо острее. У неё было ощущение, что Петер Эрдёш уничтожал её за отказ войти вокалисткой в Neoton.
Это, частью, правда, но Петер Эрдёш никого не хотел уничтожать. Он принимал решения.
Вопреки тому, что о нём многие говорят, он не был мрачным мстительным существом и плохим человеком.
Он был человеком бюргерского мышления, который неодобрительно смотрел на то, что Национальный Идол использует скверные слова. И у него это была не мания величия, скорее просто вопрос воспитания.
Это всё просто не было тогда в моде. Как когда в храме кто-либо сквернословил,
а поп говорил, что это неуместно.
Широкого кругозора был человек, ну не нравился ему панк, шокирование обывателя.
В другой раз открыто признался мне однажды, что очень влюблён в Еву Чепреги, и что всё предпримет,
чтобы сделать ей оркестр получше. И меня просил стать членом Neoton. И я ему сказала "нет".
Из вежливости попросила три дня на размышление, но знала, что откажусь. А ведь обещал, что тогда куда угодно сможем путешествовать в качестве делегации мадьярского государства.
Я не хотела надевать на себя ярмо, быть подчинённой, хотела бы идти своим путём.
Но Жужа Черхати на этом сломалась..
Был ли кто-нибудь за рубежом, с кем ты себя могла бы отождествить? Marianne Faithfull?
Для меня она была слишком скучной. Я больше любила Tina Turner, Little Richard, Wanda Jackson.
Однажды, когда мы в Гамбурге трудились в одной студии с Led Zeppelin,
по их протекции я смогла со сцены посмотреть концерт Ella Fitzgerald.
A Marianne Faithfull и Joan Baez мне были скучны. Меня тянуло тогда к более жёстким вещам.
Faithfull была слишком лирична.
David Bowie или Bryan Ferry?
Ни тот, ни другой. По мне оба слишком опереточны.
А кто же хорош?
Демьен (Demjén)
Были такие песни, которые писались для тебя, а получили другие?
Были. Песню "Ablak nincs az emberen" (На человеке нет окна) мы писали вместе с Тиби Концем,
а получила её, в конце концов, Клари Катона (Katona Klári). Однажды она сказала, что эта песня - стыд её жизни.
Мне же песня эта нравилась ужасно, так что я спела её с 30-летним запозданием.
Или "Mit tehet az ember egy eltört szerelemmel" (Что поделать человеку с разбитой любовью",
которую в итоге получил Generál. И эта писалась для меня. Вот так это происходило.
Тибор Конц: Радиокомитет собирал песни, затем распределял.
Это всё были очень хорошие ансамбли и певцы. Просто решали, что у меня так много песен,
т.к. все писали мне, что песню, которую я хотела бы спеть, пусть споёт другой,
ибо и другой так же хорош, как и я. В этом была даже некая спортивность..
Тибор Конц: Ты была единственной свободной певицей. И у Жужи Конц, и у Шаролты Залатнаи (Zalatnay Sarolta) был штаб.
А тебе мог писать песни кто угодно. <...>
Кто был самой радикальной компанией из тех, с кем ты трудилась? Illés? LGT?
Все были уравновешенные. Но может быть, я слишком красивым вижу прошлое.
Не было столь уж диких вещей. Помню, какое возмущение вызвало в своё время,
что "две капусты-самоубийцы рвутся в кастрюлю". Пародия была, но не было моды и её не поняли.
Обычная музыкальная шутка. Если человек два часа поёт в концерте,
он не может всё время делать одно и то же.
"Постыдись!" - говорили мне. А я не стыдилась, настолько хороша была шутка.
0
04.08.2013 17:03
Тебе не хотелось эмигрировать?
Звали многократно, но здесь была моя семья. Не лежало к этому сердце. В Гамбурге предлагали и квартиру.
В Англии в 1974-м я была "Певицей года", согласно Music Week. Выиграли песенный конкурс в Ирландии.
В Вене случалось продавать песни без имени. Они даже не знали, что мы мадьяры.
Из четырёх песен выбрали три.
Не сожалела и музыкально?
Музыкально, определённо. Приключения не хватало. Когда звали в Гамбург, мол, приежай на следующий день,
ты будешь после Эллы Фитцжералд гостьей на целых две недели, то я сказала, что к сожалению у меня нет паспорта, заграничного. Он был бы лишь спустя два месяца..
Петер Эрдёш смог бы добыть его, уверен.
Да? Но в этом не было интереса для страны. В то время существовало единственное на страну
бюро по организации концертов. Их программы десятилетиями собирали набитые концертные залы.
И не выпустили бы, думаю, потому что это был доход государства. А артист ещё и потому был зависим от них,
что как у "свободно занятого" у него практически не было статуса, мы получали филлеры.
Однажды остановил меня полицейский на улице. Спрашивает:"Имя?" - Кати Ковач. "Знаю. Занятие?" - Певица.
"Место работы?" - Нет. "Такого не бывает, у всех есть место работы." - И у меня есть, говорю,
Республиканское Концертное Бюро. "Почему не вписано?" - Не знаю, такие вот мы социальные аутсайдеры..
"Такого не бывает."
Где и с кем ты выступала за рубежом?
Международные выступления всегда организовывал Interkoncert.
Хочешь поехать в Гамбург? Тогда вначале два месяца Сибири.
В Сибири тоже выступали в переполненных залах?
Конечно, и по-мадьярски (po vengerszkie). Они любили рок-направление.
В Советском Союзе тогда было неведомо, что на сцене можно трясти головой и подпрыгивать.
Привычно было, что певец напряжённо застывал и пристально смотрел вперед, куда-то в лучшее будущее.
А когда появились мы и танцевали, прыгали, разговаривали и пели рок, для них это было в новинку.
Похожее было и на Кубе
А начиная с девяностых годов куда тебя приглашали, где ты выступала?
Мы были во многих местах в Америке, в Австралии. Мы всегда пели для тамошних мадьяр.
Мадьярская община виделась тебе единой?
Абсолютно нет. Те люди, которые чего-то добились и потихоньку стали американцами,
не хотели быть в одной компании с теми, кто и там выламывался из ряда, меньше трудился
и жил на социальное пособие. Определённые слои хотели либо приходить отдельно, либо организовывать
для себя отдельные программы. В Австралии колония была гораздо более однородной,
там мне очень нравилось бывать.. Американцы сепарировались, обособились друг от друга.
Ты видишь сегодня талантливых мадьярских певиц ?
Конечно. Эстер Сабо (Szabó Eszter ) - рок-цыпонька, младшая сестрёнка Janis Joplin.
И Дорина Галамбош (Galambos Dorina) хорошо поёт. Очень хорошая певица Андреа Малек (Malek Andrea).
Она может спеть всё, что угодно, к тому же проделывала всё с надлежащим смирением.
Певцы, к сожалению, часто не обращают внимания, о чём говорится в песне, просто поют.
Я не понимаю, почему "новые открытия" в Megasztár должны петь наши песни.
До тех пор, пока они поют песни других, у них не будет собственного облика, собственного голоса.
В своё время, помню, мой двоюродный брат взял меня на концерт группы "Bikini".
Мне понравился их поиск, то, что они делали. Хороши были и тексты, и музыка.
И Феро Надь, и он искал свой путь. Дети тянут нас вперед.
Нужно исполнять собственные песни, потому что аудитория открыта для новинок.
Когда ты пела обработки, песни выбирала ты?
Это было так, что кто-нибудь говорил, Кати могла бы это спеть и тогда я пела.
Но песню "Piedone" (мадьярскую версию "Altrimenti ci arrabbiamo") написала я.
Для многих зарубежных песен мадьярские тексты написала я сама, потому, что хотела их спеть,
а наши текстовики не желали трудиться над ними, ибо платили такие малые деньги..
Когда мы послали Вангелису мою версию текста ("1492"), это была вообще первая версия текста на его музыку. Потом уже с неё готовились японская, французская и т.д. версии..
Есть ли какая-нибудь вещь, которую я упустил?
Каждый упускает в своей жизни очень много вещей. Если бы была такая возможность,
я бы специально принесла отдельный диск, который сделала с Дином Ридом, только с симфонистами,
с большим оркестром. Ты когда-нибудь стоял перед симфоническим оркестром?
Нет.
Ошеломляюще. Поэтому я завидую оперным певцам, из-за звучания.
Я хотела бы сделать и большую пластинку с завыванием. Я очень любила и AC / DC, и heavymetal.
Были и у нас такие песни. Их писал Тиби, у меня разрывалась глотка, так я орала. Это был хороший рок.
Только они были не в фаворе, Мадьярское Радио их не играло, а позже их позабыли.
Более сложная задача состоит в том, чтобы принести новые впечатления в жизни людей.
Если ты остановишься, события пройдут мимо тебя. Есть в этом риск и опасность, но и азарт.
Как и в том, что ты поёшь рэп, и над тобой смеются. Я не могу жаловаться, потому что побывала во многих местах. Мы много путешествовали, часто я уже ненавидела аэропорты. Мы были очень заняты.
Эта пара десятилетий прошла, как одно мгновение. И поэтому интересно, что сейчас приходят парни,
и они хотят играть те песни, которые мы уже давно позабыли. Вы уверены, что хотите именно эти?
Я не знаю, легко ли я учу, во всяком случае я прилежна..
Я способна одну музыкальную фразу практиковать неделю напролёт.
Тибор Koнц: Чего потом никто и не замечает.
Ну, уж нет! Однажды заявилась Amanda Lear - где тут Donna Summer?!
Мы хотим услышать эту историю.
В Берлине было ТВ-шоу, в том числе гостьей была и Amanda Lear . Я пела там песню Donna Summer "Hot Stuff" .
Во время репетиции врывается Amanda Lear и кричит "где Donna? где Donna?". Нигде нет, сказали ей.
"Но я слышу, она поёт здесь". Это мадьярская певица, Кати Ковач. "Ну, я не верю, покажите".
И мне пришлось спеть ей. Она осмотрела, обошла кругом, обняла. Это было очень забавно.
В Японии щедро награждали за то, что я пела по-японски. Для одной нашей песни я написала японский текст,
точнее её записали для меня фонетически, это очень хорошо выходило, все удивлялись.
Почему-то японское и венгерское пение, произношения, формирование звука очень похожи друг на друга.
Так что я не был умницей, а таков наш язык. Когда позже на ярмарке дисков в Каннах я столкнулась с японцами, выяснилось, что токийский фестиваль Yamaha рекламировал себя этой песней...
1
04.08.2013 17:04
Очень хорошая певица. часто приглащали в Союз. Был на её концертах в театре Сатиры и кино/концерт. зале Октябрь в Москве. Всегда шла своей дорогой и исполняла песни в совершенно в разных стилях от проникновенно-лирических до надрывно-роккенрольных. И, это было отлично-не эклектика. Любят её в Венгрии не меньше, чем Конц Жужу или Шаролту Залотнаи. Всех наград и званий (читай Викепедию) она, в конце концов добилась сама и пела что хотела, без протекции.
0
28.10.2022 11:04
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.