Liz Phair альбом Exile In Guyville (1993)
Неказистый музыкальный документ о молодой белой женщине из среднего класса, выступающей против мужского шовинизма, любимый альбом определенной когорты озабоченных молодых женщин, Exile in Guyville (Изгнание в Гайвилле) - дебютный студийный альбом американской певицы и автора песен Лиз Фэр, выпущенный 22 июня 1993 года лейблом Matador Records компактом и двойным альбомом на виниле. Он был записан в Idful Music Corporation в Чикаго в период с 1991 по 1993 год и спродюсирован Фэр и Брэдом Вудом. Альбом получил признание критиков за его способность сочетать инди-рок и музыку lo-fi, а также за концепцию, лежащую в основе альбома; в 2020 году он занял 56-е место по версии журнала Rolling Stone в списке 500 величайших альбомов всех времен. В 1998 году получил золотой сертификат и по состоянию на июль 2010 года было продано 491 000 копий.
Летом 1991 года Фэр записала песни на аудиокассеты, которые она распространяла в Чикаго под псевдонимом Girly-Sound (Девчачье звучание). Первоначально она разослала только две кассеты, одну Тхэ Вон Ю из группы Kicking Giant, а другую Крису Брокоу. Получатели кассет с "девчачьим" звуком распространили копии среди других её ранних поклонников.
Джон Хендерсон, владелец чикагского инди-лейбла Feel Good All Over, прослушал записи и связался с Фэр. Хендерсон пригласил продюсера Брэда Вуда, чтобы тот помог превратить 4-трековые демо-версии в полноценные песни. Первоначально предполагалось, что записи Фэр выйдут на лейбле Хендерсона. Однако процесс был осложнен тем фактом, что у него и у Фэр были противоположные идеи относительно того, какое направление выбрать с точки зрения звучания.
Хендерсон предпочитал минимальный и простой звук, возможно, с привлечением сторонних музыкантов, в то время как Фэр хотела более полного звучания. Фейр заявила: "Мы оба хотели чего-то для меня. Он проецировал на меня то, какой он хотел видеть мою музыку, что было неправильно. Так что я отшила его." В конце концов, Хендерсон перестал появляться в студии, что заставило Фэр начать работать исключительно с Брэдом Вудом над тем, что впоследствии стало Exile in Guyville.
В конце концов, кассета с Girly-Sound попала к руководителю Matador Records. Когда в 1992 году Фэр связалась с Матадором, они подписали с ней контракт. Джерард Кослой, сопредседатель Matador, заявил, что "Обычно мы не подписываем контракты с людьми, которых не встречали, не слышали других записей или не видели в качестве исполнителей. Но у меня было хорошее предчувствие и я перезвонил ей и сказал, что все в порядке".
Лиз Фэр начала работать с продюсером Брэдом Вудом в Idful Studios в 1992 году. Вуд вспоминал: "Мы записывали два или три вечера просто для развлечения, когда пытались что-то открыть. Мы записали "Fuck and Run" и именно тогда я понял, что мы на что-то напали. Это действительно щадящий ритм: только гитара, барабаны и вокал. Это было правильно: просто, энергично и прямолинейно.
Брэд Вуд предложил оригинальный подход к записи, структурируя барабанные узоры и басовые партии вокруг вокальных фраз и гитарных риффов Фэр, вместо того, чтобы сначала записывать ритм-секцию, а затем накладывать сверху гитары и вокал. Фэр прокомментировала: "Это было весело. На самом деле мы просто играли свои роли по отдельности. Я откладывала гитару, а потом просто рассказывала им, что это будет за песня и какие инструменты нам нужно использовать. Это было больше похоже на коллажирование, чем на настоящую игру с группой".
"Johnny Sunshine" была одной из первых песен, записанных в 1992 году, которая в конечном итоге вошла в альбом. Песни "Fuck and Run", "Never Said" (как "Clean"), "Girls! Girls!", "Flower", "Johnny Sunshine", "Песня о разводе", "Soap Star Joe", "Shatter" и "Stratford-on-Guy" (как "Bomb") - все они были взяты из набора домашних записей Фэр под псевдонимом Girly-Sound и были перезаписаны для альбома.
Фэр также отвечала за большую часть художественного оформления. Первоначально обложка альбома была сделана, как коллаж с "толстой леди в бассейне". В 2008 году Фэр заявила, что изначально это была "оргия барби, плавающих в бассейне", концепция, которую Матадор отверг, заявив, что такое "произведение искусства" не будет хорошо продаваться. Окончательный дизайн обложки представляет собой фотографию Лиз топлесс в фотобудке, сделанную и обрезанную Нэшем Като из Urge Overkill. Оформление внутреннего вкладыша выполнено по мотивам альбома Лопеса Техеры 1952 года "Радости и печали Андалусии". В буклете также есть коллаж из нескольких полароидных фотографий Фэр, Вуда, звукорежиссера Кэйси Райс с пересказом строк из фильма "Грязный Гарри".
Термин Guyville ("городок мужиков") происходит от одноименной песни чикагской группы Urge Overkill. Лиз Фэр объяснила концепцию альбома в статье Billboard, заявив, что "Для меня Гайвилл - это концепция, которая сочетает в себе менталитет маленького городка типа Knawbone, штат Кентукки, на 500 человек, с инди-музыкальной сценой Wicker Park в Чикаго, плюс изоляция каждого места, в котором я жила, от Цинциннати до Виннетки". Когда во время интервью с Ноем Адамсом в его радиошоу "Все продумано" ее спросили об этой концепции, она уточнила: "Это было состояние души и / или район, в котором я жила. Такой мужской менталитет, знаете ли, когда мужчины остаются мужчинами, а женщины учатся". На вопрос о том, что она видит в Гайвилле, Фэр сказала, что "У всех парней короткие, коротко подстриженные волосы, очки как у Джона Леннона, фланелевые рубашки, которые носят скромно, а не в стиле гранж. Рабочие ботинки."
Фэр заявила, что большинство песен на альбоме были не о ней. Она прокомментировала: "Со мной такого не случалось и именно это сделало написание этого альбома интересным. Я не общалась с друзьями. Я не связывалась отношениями. Я был влюблена в людей, которым было на меня наплевать. Я страстно желала стать частью сцены. Я была в состоянии позирования, страстно желая, чтобы со мной произошло то, чего раньше не происходило. Поэтому я хотела, чтобы это выглядело реальным и убедительным. Я написала весь альбом для того, чтобы пара человек увидели, узнали и вспомнили меня".
Фэр прокомментировала в интервью, что альбом был ответом на альбом The Rolling Stones 1972 года Exile on Main St., причем по порядку "песня на песню". Она считала группу и этот альбом образцовым "мужским" альбомом. Некоторые критики утверждают, что это - не так, что альбом не является четким или очевидным ответом песней на песню, хотя Фэр упорядочила свои композиции в попытке соответствовать списку песен и ритму альбома Rolling Stones.
"Изгнание в Гайвилле" получило широкое признание критиков. Это был альбом №1 в опросе критиков по итогам года в Spin и опросе критиков Village Voice Pazz & Jop.
Он имел также умеренный коммерческий успех. Видеоклипы на песни "Never Said" и "Stratford-On-Guy" транслировались на MTV. К весне 1994 года было продано более 200 000 экземпляров, достигнув 196-го места в Billboard 200 и он стал самым успешным релизом фирмы Matador на тот момент. В 1998 году он был сертифицирован RIAA как золотой.
Фэр отреагировала на хороший прием "Гайвилла", сказав: "Я действительно не понимаю, что произошло с "Гайвиллем". Это было просто нормально, с моей точки зрения. В этом не было ничего примечательного, кроме того факта, что я завершила большой проект, но я делала это и раньше... Быть эмоционально откровенной было самым радикальным, что я сделала. И это было воспринято как нечто большее с точки зрения роли женщин в обществе и роли женщин в музыке... Я просто хотела, чтобы люди, которые считали, что со мной не стоит разговаривать, выслушали меня".
Внезапный успех альбома вызвал несколько негативную реакцию со стороны чикагской инди-музыкальной сцены. "Когда он вышел, многие альт-парни в группах были в ужасе и отрицали, что эта симпатичная миниатюрная девушка из пригорода может создавать песни, по сравнению с которыми большинство их песен звучат, как холодная подгоревшая каша. (Отсюда и все злобные сплетни.)"
Фэр прокомментировала: "Это странно... Гайвилл был частью инди. Но в то же время... Я была в некотором роде в состоянии войны с инди, когда записывала эту пластинку". Еще одной проблемой, возникшей из-за ее успеха, была также ее борьба с боязнью сцены.
Несмотря на это, альбом вдохновил многих подражателей, а лоу-фай-звучание и эмоциональная честность текстов Фэр часто отмечались критиками, как выдающиеся качества. Она часто фигурирует в списках лучших работ у многих критиков. Альбом занял 15-е место в рейтинге Spin "100 величайших альбомов 1985-2005 годов". VH1 назвал Exile in Guyville 96-м Величайшим альбомом Всех Времен. Альбом занял 56-е место в перезагрузке Rolling Stone 2020 года в их списке 500 величайших альбомов всех времен (он занял 328-е место в первоначальном списке 2003 года и 327-е место в редакции 2012 года). В 1999 году Pitchfork оценил Exile in Guyville как пятый лучший альбом 1990-х годов, однако в пересмотренном в 2003 году списке он переместился на 30-е место. Роберт Кристгау назвал его одним из своих 10 лучших альбомов 1990-х годов.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die", Кеннет Бернс (KB) живет в Мэдисоне, штат Висконсин, США, где является редактором и автором еженедельной газеты Isthmus. Выросший в Нэшвилле, он, естественно, также пишет и поет кантри-музыку:
"Альтернативная музыка была страшно популярна в 1993 году, но до выпуска этого альбома в основном представляла собой гранж, - жанр, примечательный тем, что почти полностью лишен женских голосов. Конечно, в этой области было несколько успешных женщин, в частности, Пи Джей Харви и Ким Дил из The Breeders или Таня Донелли, но альтернативная музыка еще не породила прорывного женского выступления.
Все изменилось с Exile In Guyville, - потрясающим дебютным альбомом 26-летней Лиз Фэр, корни которого уходят в чикагскую сцену, породившую The Smashing Pumpkins. Фэр направила юношеские страхи и негодование в 18 напряженных, потрясающе мрачно-честных треков, которые стали еще более мрачными из-за их спокойных аранжировок электрогитар и клавишных. К радости критиков и поклонников, Фэр не чуралась говорить о сексе и отношениях между полами в самых неприглядных выражениях — типичный трек называется "Трахни и беги".
Увы, ей никогда не суждено было повторить артистический триумф "Изгнания в Гайвилле". Два последующих альбома в 1990-х годах вызвали уважительные, но сдержанные отзывы и ни один из них не добился прежнего успеха. Затем, в 2003 году, Phair выпустила одноименный релиз, призванный привлечь молодых поклонников, хотя здоровая порция непристойностей там, казалось, была рассчитана на то, чтобы убедить слушателей постарше в том, что озорная Фейр из Гайвилла все еще скрывается под поп—лоском. К несчастью, это не привело в восторг ни один из лагерей.
Что бы позже ни случилось, в "Изгнании в Гайвилле" Фэр выпустила определяющий её карьеру альбом, насыщенный гневом и красотой."
Остаётся добавить, что сейчас Фэр поёт, как мириады поп-певичек мэйнстрима и имеет заслуженное отсутствие какой либо популярности.
Label- Matador Producer - Liz Phair • Brad Wood
Art Direction- Mark O.* Liz Phair Nationality - USA Running Time - 55:49