Людвиг Пассини-маэстро акварели.
Художник Людвиг Пассини: маэстро акварели
Ему рукоплескали Венеция и Рим, его акварельные картины восхищали мюнхенцев и парижан. Алмаз его таланта, обнаруженный выдающимся педагогом Венской академии Леопольдом Купельвизером, позже был огранён педагогическими стараниями блистательного художника-акварелиста Карла Вернера.
А по завершении этапа «шлифовки», происходившей в Венеции и Риме, его природный дар, помноженный на обретённое мастерство, засверкал настоящим бриллиантом мира акварельной живописи. Видавшие виды критики наперебой отмечали неподражаемую самобытность и потрясающую технику молодого мастера.
Автопортрет.
Портрет девочки (бумага,акварель).
Портрет девушки с взъерошенными кудрями,1897,(бумага,акварель).
Энергетика и темперамент, смелость художественного замысла и его неизменно превосходная реализация — вот краткая характеристика жанровых произведений Людвига Пассини (1832-1903 гг). Романтически — наивные и даже (временами) простодушно-восторженные интонации его работ — лишь обманчивый фон, «первый слой» контекста. «Праздник жизни» ярко освещённых солнцем старинных улочек и площадей умудряется органично соседствовать то с легчайшими нотками юмора, а то, в свою очередь, легко уживается с монументальной, почти античной торжественностью архитектуры. Жанровая живопись Пассини — это гамма чувств, соцветие эмоций. Любоваться этими работами — как разглядывать букет, составленный из цветов разнообразнейших сортов, форм и оттенков. Прекрасные поодиночке, лишь в сочетании друг с дружкой они в полной мере раскрывают свой эстетический потенциал, подчёркивая достоинства друг-друга.
Венецианский балкон (бумага,акварель)
Венеция,1873,(бумага,акварель).
Портретная живопись Людвига Пассини — явление совершенно уникальное. «Вещь в себе». Знаете, дорогой читатель, — есть такая расхожая фраза, которой критики характеризуют по-настоящему замечательные портреты. Звучит приблизительно так: «Герой/героиня на картине буквально оживает». Так вот, дорогой читатель: герои Пассини не просто «оживают», но буквально «проживают» ту ситуацию, которой посвящено произведение. Художник добивается не только полнейшего сходства изображения с физическим обликом портретируемого, но и полной идентичности той гаммы эмоции, которые читались в его облике в момент, который маэстро счёл достойным написания.
Портрет молодой девушки в зелёном платке.(бумага,акварель).
Портрет молодой девушки в красном платке.(бумага,акварель)
Здесь впору призвать на помощь великого Константина Сергеевича Станиславского с его фирменным: «Верю/Не верю». Любуясь портретами кисти Пассини, мы склонны безусловно верить: именно так сверкали детским восторгом широко распахнутые глаза девчушки, что жила в небогатом домике на окраине Рима сотню с лишним лет назад. И ровно так, а не как-то иначе, склонялась гордо посаженная голова венецианской красавицы, вторя движению опущенных в смущении ресниц... Герой нашей сегодняшней статьи был выдающимся знатоком по части «инженерии человеческих душ». Даже на его городских пейзажах, где людские фигурки удалённы и не столь нечётки, Ваше подсознание без труда «считает» особенности искусно прописанной мастером пластики движения или статики позы. А затем подскажет, в каком расположении духа находился изображённый на картине человек, а разум поможет верно угадать если не сами его мысли, то хотя бы общее направление их течения.
Молодая венецианка у фонтана,1832,(бумага,акварель)
Девочка с куклой (акварель,бумага).
Женский портрет,(акварель,бумага).
Серьёзный разговор,1903.
На переломе веков, на стыке эпох, под «натиском» модерна (в его стилистическом понимании) великое наследие гениальных итальянских (да и вообще — европейских) мастеров отступало, ведя «арьергардные бои» со всё новыми и новыми формами живописного искусства. И несло всё новые потери, выражавшиеся в медленной, но неуклонной утрате зрительского интереса, и — как следствие — стагнации. А единственным выходом из ситуации являлось самобытное и энергичное, но умное и бережное переосмысление канонического наследия старых мастеров. И в тот самый момент, когда яростный и прекрасный двадцатый век уже готовился «добить» своего безнадёжно одряхлевшего идеологического соперника в лице «старой школы», миру явился талант Пассини и целого ряда единомышленников, которым оказалась под силу эта труднейшая задача.
Фигуры на Венецианском канале.
Его акварели — не просто милые зарисовки повседневной жизни Рима и Венеции и не просто захватывающие дух портреты, хранящиеся в самых блестящих коллекциях частных галерей и музеев Старого Света. Они — как мифический Ноев ковчег, успевший "взять на борт" большую часть бесценного наследия минувших эпох; всё то, что было достойно спасения перед лицом разразившейся социо-культурной бури XX-го столетия.
Голова девушки,1886,(акварель,бумага).
Сбор хвороста,1878,(акварель,бумага).
Олег, спасибо большое! Очень понравилось! Замечательны бытовые "сценки". Как-будто находишься там, с ними в той эпохе. Хочется рассмотреть каждую деталь...