Лютер Эллисон (Luther Allison)
Лютер Эллисон (Luther Allison)
Родился: август 17, 1939
Умер: август 12, 1997
Жанр: Blues
Стиль: Chicago Blues, Modern Electric Blues, Modern Electric Chicago Blues
"Если вы видели меня на сцене, вы видели, как я получаю наибольшее удовольствие от жизни".
Лютер Эллисон.
Лютер Эллисон: американский блюзовый певец-гитарист, ветеран чикагской блюзовой сцены 60-х, блюз-рокер начала 70-х, традиционалист в 80-х, неожиданно к концу 90-х ставший бесспорным лидером техасского блюзового стиля.
Любовь к блюзу у Лютера родилась еще в колледже. Лютер учился в одном классе с сыном Мадди Уотерса и имел возможность присутствовать не только на концертах Отца Чикагского блюза, но и на репетициях его блюзбэнда. Игроий на гитаре всерьез увлекся относительно поздно, в 18-летнем возрасте. В 1957 Эллисон ушел из школы и сформировал первую свою группу «The Rolling Stones», переименованной позже в «The Four Jivers». Аккомпанировал выступлениям Фредди Кинга, Мэджика Сэма и Отиса Раша. Под их влиянием принял стиль Уэст-Сайд блюза. С 1959 начал выступать самостоятельно. Вскоре был замечен музыкальными продюсерами, которые помогли записать сорокопятки в середине 60х на чикагской фирме "Делмарк" (Delmark), которые затем были собраны в альбом «Sweet Home Chicago» (Милый дом мой, Чикаго).
Свой первый настоящий альбом Лютер записал на той же фирме «Delmark» в 1969 - "Love Me Mama", который распространился с огромной скоростью и получил огромное количество положительных отзывов.
Однако интерес публики к блюзу в США в 70-е годы падает, и Лютер Эллисон перебирается в Европу. С середины семидесятых годов Лютер Эллисон начал активно гастролировать по Европе, давая концерты во многих крупных городах и собирая большие аудитории.
Успешное выступление на престижном Эннэрборском блюз-фестивале привлекло внимание рок-молодежи к музыке Эллисона. На волне этого успеха Эллисон подписывает в 1972 контракт с большой фирмой Мотаун и выпускает еще несколько альбомов.
Основные его работы были представлены на джаз-фестивале в Монтре в период с 1976 по 1994.
В 1993 в Мемфисе для европейской фирмы альбом Лютер записывает "Soul Fixin' Man", который стал первым за 20 лет альбомом Эллисона, выпущенным в США. Возвращение обернулось триумфом: выступления в качестве хедлайнера на всех значительных блюзовых фестивалях США, аншлаговые гастроли, блестящие рецензии, статьи во всех блюзовых и гитарных журналах.
Уже через пару лет после музыкального набега на американский блюзовый рынок Лютер Эллисон благодаря гигантскому таланту и массированной рекламной кампании удостоился титула «нового короля блюза».
Следующий альбом 1997 года "Restless" выдвигался на «Грэмми», получил 3 премии Уильяма Хэнди, бесчисленное количество других премий. Эллисон шел нарасхват на телевидении и посетил, давая интервью и концерты, несколько общенациональных шоу.
Выступления Эллисона в сопровождении группы старого друга, гитариста и аранжировщика James Solberg длились по 3 и более часа, эмоциональный накал солиста на них пресса часто называла экстатическим. Казалось, ничто не мешает новому претенденту утвердиться на троне «короля блюза»...
В 1995-ом году Лютер принял участие в одном из последних для себя музыкальных фестивалей - San Francisco Blues Festival. Его встретили бурно, все с той же любовью, что и раньше. На фестивале присутствовало немало истинных любителей творчества Эллисона.
Смерть Лютера Эллисона 12 августа 1997 года от рака легких повергла всех в шок. О том, насколько неожиданным это было, можно судить хотя бы по плотному гастрольному графику Эллисона, составленному на всю вторую половину 1997. Билеты, купленные заранее, многие любители блюза оставили у себя. Эллисон сгорел за один месяц. Он умер, не дожив 5 дней до 58 лет.
Можно представить, как новость о его смерти потрясла музыкальный мир.
Память его живет в Чикаго в виде музклуба "Luther's Blues", принадлежавший ему, а ныне его сыну, который успешно функционирует по сей день
Лютер Эллисон
Love Me Mama (1969)