Человек музыкальной национальности
Почему 80-летний латыш Раймонд Паулс остается и для россиян нашим общим культурным достоянием
А ведь вместо рояля могла быть скрипка. Во всяком случае отец - Вольдемар Паулс, мастер-стеклодув, видел своего сына в будущем великим скрипачом. Сам он, не зная музыкальной грамоты, играл в заводском оркестре почти на всех музыкальных инструментах, а 5-летнего Раймонда отвел к педагогу по скрипке. Тот сказал, что пальцы у мальчика слишком крупные для скрипача, и вяло посоветовал обратиться к пианистам. Так состоялся первый в жизни Раймонда Паулса выбор: рояль, а не скрипка.
Вопрос выбора так и преследует его всю жизнь. Учеником играл этюды Черни в музыкальной школе имени Дарзиня, а вечером с аккордеоном на танцах в клубе. На выпускном экзамене в консерватории, к гордости своего профессора Брауна, блестяще исполнил "Рапсодию на темы Паганини" Рахманинова, но вместо аспирантуры в Московской консерватории (столичная приемная комиссия единогласно рекомендовала!) пошел солистом-пианистом в эстрадный оркестр.
И опять вопрос: он пианист или композитор? Уже в 1970-х Раймонд Паулс стал для Латвии национальным достоянием. На традиционных Праздниках Песни - главном музыкальном событии в республике - многотысячный хор обязательно исполнял Паулса. В домашних застольях звучали его озорные обработки народных мелодий. Для всего остального СССР он был пока лишь пианистом, блестяще импровизирующим в джазовом стиле.
Первый взрыв общесоюзной популярности случился после того, как в новогодней телепередаче "Песня года" прозвучали "Листья желтые" Паулса на стихи Михаила Танича. Наутро, кажется, кто только не распевал - "Листья желтые над городом кружатся"... И на многие годы стало традицией: какой новогодний "Огонек" без новой песни Паулса?!
С песни "Маэстро" начался "серебряный век" содружества композитора с Аллой Пугачевой. Сама певица вспоминала, как однажды перед ее отъездом на гастроли по городам Сибири я, музыкальный обозреватель радиостанции "Маяк", подсунула ей кассету с записью песни "Два стрижа" Паулса и Вознесенского: "Пела молодая певица из Латвии, а Люда почему-то считала, что эту песню обязательно должна спеть я. И вот мы после концерта с Илюшей Резником слушаем эту запись. А когда песня заканчивается, на кассете звучит кусочек какой-то оркестровой мелодии. Мы с Ильей пьем чай, слушаем песню, а потом несколько оркестровых фраз, которые уже запали мне в душу... В общем, в Москву вернулись уже с готовыми стихами песни, которую мы назвали "Маэстро"...
Что было дальше? Мы общаемся с Паулсом уже, как минимум, лет сорок - и я прекрасно помню съемки того новогоднего "Огонька" 1981 года. Оркестровую фонограмму Паулс сделал в Риге, уже ориентируясь на Пугачеву. Алла под эту запись репетировала в Москве. Первая их встреча должна была состояться только в студии... Но вот начинаются съемки. Паулс у рояля. Элегантен и загадочен, как всегда. Играет вступление к песне. Из кулисы появляется Алла - как всегда, непредсказуемая. Где-то на втором припеве она садится к роялю рядом с Паулсом, и, к удивлению Маэстро, замечательно импровизирует с ним в четыре руки. Всё! Снято! С первого дубля!
После того "Огонька" поползли слухи о "романе" Пугачевой и Паулса. И, будто дразня любопытных, в репертуаре Пугачевой одна за другой появляются песни Паулса - "Без меня", "Возвращение", "Старинные часы" (на стихи Резника), "Песня на бис", "Миллион алых роз" (на стихи Вознесенского)... На слухи же Пугачева отвечала туманно: "А вот белого рояля он мне не подарил". И Паулс, как всегда, был немногословен: "Годы идут, а равных ей я пока что-то не вижу".
Да что нам пересуды - их творческий союз стал мелодией целой эпохи для огромной страны! Рядом с Паулсом были - и стильная Лайма Вайкуле, и юная Валентина Легкоступова (лауреат конкурса песни в Юрмале советских времен, спевшая песню "Двое"), и "голосистая" (как выражает свой восторг сам Паулс) Лариса Долина... Среди "голосистых" красавиц, открытых им в Латвии - и победительница Евровидения-2002 Мари N, Мария Наумова (теперь она где-то в Париже).
Чем он вечно озабочен? Ему близка мысль Чайковского: "Вдохновения не надо ждать. Надо работать!" Не любит время зря терять. Если что и может оторвать его от рояля надолго, так это рыбалка. Он знает каждую речушку, каждое озерцо своей любимой Латвии. Сколько раз я наблюдала - он и не замечал - как Паулс любуется заходящим в море солнцем, соснами под дождем или тем, как балтийские волны бьются о валуны. Все это слышно в его музыке. Так у Грига оживают норвежские фиорды Норвегии, а русское раздолье - в симфониях Рахманинова.
Лана, жена Паулса (они уже перешагнули рубеж "золотой свадьбы"), так и говорит: "Он же стопроцентный латыш! Его не заманишь никакими заморскими диковинками". Действительно, и в Москве, и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Токио он всякий раз думает, как бы скорее вернуться к себе, к своему любимому роялю "Стейнвей" под лампой, где на пюпитре всегда листы нотной бумаги и несколько отточенных простых карандашей.
Когда "ничего не лезет в голову", он идет в свою мастерскую в гараже. Инструментов тут - на зависть слесарям и плотникам. Пилит, строгает. Однажды разобрал "Мерседес" - умельцы не смогли разобраться, а он нашел бракованную деталь. И снова до винтика собрал машину. Перед собственным концертом может выпиливать доски для балконных перил или чинить сломавшийся водяной насос. И уверяет при этом: "Я-то что, вот мой отец - все умел!"
Работа министром культуры Латвии тоже не приучила его надолго засиживаться в своем кабинете. Старался побыстрее вникнуть в проблемы и четко их решить. В перестроечное нелегкое время открыл на свои деньги "Школу Искусств", где жили и обучались у лучших педагогов одаренные дети - будущие художники, танцоры, музыканты. Несколько лет Паулс был членом парламента Латвии, даже баллотировался по просьбам избирателей в президенты республики. С большинством голосов дошел до решающего этапа выборов, но снял свою кандидатуру, опять сделав выбор в пользу музыки.
Он любит повторять, что в стихах не разбирается. Но... Янис Петерс, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Илья Резник, Андрей Дементьев, Евгений Евтушенко - компания его поэтических соавторов, согласитесь, вовсе "недурна".
Он написал искрометные мюзиклы - "Шерлок Холмс", "Одесса, город колдовской" по рассказам Бабеля. Маргарита Терехова мечтала сыграть в его мюзикле "Сестра Керри" (удостоенном Гран-при на фестивале телемюзиклов в Польше) - она не раз выступала с небольшим фрагментом из спектакля.
В московском Театре мюзикла Михаила Швыдкого идет прекрасный сказочный спектакль "Золушка" на музыку Паулса. В петербургском театре "Балтийский Дом" поставили "Сентиментальное путешествие в любовь" со стихами Евгения Евтушенко и его музыкой. На премьерах - и в Москве, и в Петербурге - "тапёром" был Раймонд Паулс.
Когда-то он, кстати, получил свой первый киногонорар - за роль пианиста в фильме "Театр". "Целых три рубля пятьдесят копеек заплатили мне за то, что я в начале фильма сидел за роялем и играл свою пьесу "Театр", - вспоминает Маэстро. Да и сейчас частенько - придет на репетицию в один из рижских театров, смотрит из зала, потом не выдерживает, садится к роялю и...
Актеры его обожают, а в дни его рождения каждый раз придумывают смешные капустники. Вот и в день своего 80-летия он проведет вечер в компании друзей-артистов. Не в шикарном ресторане, а за роялем. Как всегда, в смокинге - сцена для него священна. Как всегда, остроумный, но немногословный. В точности, как в новых стихах Евтушенко, посвященных Паулсу: "музыкальной национальности молчаливейший человек".
Евгений Евтушенко - Раймонду Паулсу Молчаливеший человек
Когда Паулс играет Паулса, под руками - из клавиш прибой. Трепет лермонтовского паруса поднимает нас всех над собой. Отступает куда-то политика, и ты вдруг всепланетно летишь, превратившийся в повелителя всенародный свободный латыш. Ты летишь над бомбежками, вьюгами, с черным айсбергом чародей, над тупыми националюгами, разделяющими людей. Шар земной, разве не настонался ты? Породни своей музыкой всех, музыкальной национальности молчаливейший человек! (30 ноября 2015) |
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6870 от 12 января 2016 г. |
О Раймонде Паулсе
Хоть «миллионы роз» давно завяли…
Маэстро - мастер праздника души,
Чья музыка возвышена в печали!
Ритм «Кабаре» и «Листьев желтых» шум,
Задумчивое танго «Вернисажа»!..
Вернулся Паулс! - наш властитель дум,
Чьи песни хороши и нынче даже!
И дай, Господь, чтоб не забылись вновь
Волшебных песен чудные мотивы,
Где искренны все чувства: и любовь,
И смех с печалью - будто в яви живы!
«Ещё идут старинные часы…»,
Хоть «миллионы роз» давно завяли…
Маэстро - мастер праздника души,
Чья музыка возвышена в печали!
03.05.2002г. Векшина Л.А
Ириша, спасибо большое за Р.Паулса!)) На старом сайте много выкладывала.
Очень понравилось оформление пункта #5, замечательно!
Спасибо, Ирина, за замечательного МАЭСТРО!
Долгих лет великолепному Раймонду Паулсу!
МАРИЯ НАУМОВА-
победительница Евровидения-2002 Мари N, Мария Наумова (теперь она где-то в Париже).
Музыка Раймонда Паулса, стихи Владлена Дозорцева
Рига, 23 июня 2013 года
Marija Naumova / Marie N
"Devuška iz restorana"
Marija Naumova / Мария Наумова / Marie N
"Снегопад"
Музыка Раймонда Паулса, стихи Владлена Дозорцева
Раймонд Вольдемарович Паулс (Raimonds Pauls) родился 12 января 1936 года в Риге (Латвия).
Его отец был музыкантом-любителем, играл на ударных инструментах в самодеятельном оркестре "Михаво", работал на Ильцюгемской стекольной фабрике. С трех лет Раймонд посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора.
В 1946 году он поступил в Музыкальную среднюю специальную школу при Латвийской государственной консерватории.
В 1953 году стал студентом исполнительского отделения Латвийской государственной консерватории, которую окончил в 1958 году. В 1962-1965 годах обучался композиции в Латвийской консерватории под руководством композитора Яниса Иванова.
Параллельно с учебой Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубах автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии.
В 1958 году он был принят в Рижский эстрадный оркестр, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине.
В 1964 - 1971 годах Паулс был художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра Латвийской государственной филармонии. В этот период он написал свои первые получившие широкую известность песни на слова Альфреда Круклиса "Мы встретились в марте", "Зимний вечер", "Старая береза". В 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей.
В 1973-1978 годах он был художественным руководителем инструментального ансамбля "Модо".
В 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио.
Известность композитору принесла в 1975 году песня "Листья желтые", в течение пяти следующих лет создал еще несколько шлягеров, среди которых были песни "Подберу музыку", "Танец на барабане" на стихи Андрея Вознесенского.
Совместно с поэтом-песенником Ильей Резником Паулс написал шлягер "Маэстро", который прозвучал в исполнении Аллы Пугачевой. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева ("Старинные часы", "Эй вы там, наверху", "Делу время" и др.), Лайма Вайкуле ("Еще не вечер", "Вернисаж", "Чарли" и др.), Валерий Леонтьев ("Верооко", "После праздника", "Гиподинамия" и др.).
В то же время Паулс сотрудничал с Николаем Зиновьевым ("Зеленый свет", "Диалог", "Комета Галлея" и др.), Михаилом Таничем ("Притяжение любви", "Три минуты", "Карусель", "Бархатный сезон"), Андреем Вознесенским ("Полюбите пианиста", "Затменье сердца" и др.). Песня "Миллион алых роз" на стихи Вознесенского в исполнении Аллы Пугачевой была переведена на многие языки мира.
Паулсом были созданы мюзиклы "Сестра Керри", "Шерлок Холмс", "Лео. Последняя богема".
Он написал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов ("Ты нужен", "Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Театр", "Долгая дорога в дюнах", "Двойной капкан", "Как стать звездой" и др.).
В фильме "Театр" по одноименному роману Сомерсета Моэма композитор снялся в нескольких эпизодах, сидящим за фортепиано.
Раймонд Паулс был инициатором международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки "Юрмала" и "Новая волна".
В 1985 году он был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года — народным депутатом СССР. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а с ноября 1989 года по 1991 год возглавлял Министерство культуры Латвийской ССР.
После распада СССР, в 1991-1993 годах Паулс вновь занимал пост министра культуры в правительстве независимой Латвии.
В 1993-1998 годах он был советником по вопросам культуры при президенте Латвии Гунтисе Улманисе.
В марте 1998 года Паулс стал председателем созданной им "Новой партии". 3 октября 1998 года был избран депутатом 7-го сейма (парламента) Латвии от "Новой партии", работал в комиссиях по образованию, культуре и науке, ревизионной, защиты прав детей и в Латвийской национальной группе Межпарламентского союза; в 2002 и 2006 годах переизбирался депутатом сейма уже от "Народной партии".
В 1999 году "Новая партия" выдвинула кандидатуру Паулса на пост президента Латвии. Успешно пройдя все предварительные туры, Раймонд Паулс решил снять свою кандидатуру.
В феврале 2009 года Раймонд Паулс принял решение больше не участвовать в парламентских и муниципальных выборах. Он сообщил о своем намерении не продолжать активную политическую деятельность и сосредоточится на музыке.
Раймонд Паулс — народный артист Латвийской ССР (1976), народный артист СССР (1985).
Лауреат премии Ленинского комсомола Латвийской ССР (1970), Государственной премии Латвийской ССР (1977), премии Ленинского комсомола (1981).
Он является командором латвийского ордена Трех звезд (1995) и награжден латвийским Крестом Признания (2008). Среди наград иностранных государств — шведский орден Полярной звезды (рыцарь 1 класса, 1997), армянский орден Почета (2013).В 2010 году он был удостоен российского ордена Почета.
В 2000 году Паулс получил Большой музыкальный приз Латвии. В 2008 году композитору была вручена Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона "Балтийская звезда".
Почетный доктор Латвийской академии наук.
В 2015 году именем Паулса был назван собранный в Латвии реактивный самолет, который стал шестым в авиационной группе высшего пилотажа Baltic Bees.
Раймонд Паулс с 1961 года женат на Светлане Епифановой. В 1962 году в семье родилась дочь Анета.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Фото и видео из открытых интерне-источников.
Огромная благодарность авторам видеороликов.