Май холодный – год хлебородный
13 мая – Яков. «Теплый вечер на святого Якова и звездная ночь – к урожаю». И еще одна примета: «Ясный восход солнца – вёдрое лето».
«Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай».
И даже вот как: «Май холодный – год хлебородный».
Сужу по внукам соседей и знакомых моих: не больно-то чутко прислушиваются они к сообщениям о видах на урожай. В отличие от нас, когда тоже молодыми были. Когда горожанам, по воспоминаниям моей жены, например, аж в три утра приходилось вставать в очередь за хлебом, а на селе на одной картошке сидели. Помню, как мы прерывали свои беседы и с каким неподдельным интересом слушали радио, когда там заходила речь об урожае на полях нашей родины. Остается только молить Господа Бога, чтоб внукам и правнукам нашим не довелось испытать то, что нам…
14 мая – Еремей-запрягальник. Ярёмник.
Месяцеслов наставляет крестьянина: «На Еремея по ранней росе иди на посев».
Примета: «Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет пригожа». Дай-то Бог!
15 мая – «Борис и Глеб сеют хлеб» (Даль).
В этот день начинают петь соловьи – то-то радость селянам! Что мастак, то мастак он распевать-то! Вон как надрывается. Ну ладно бы только по ночам резвился, когда, как свидетельствуют жития святых, и Божьим угодничкам бес покоя не дает, – так он еще и по целым дням любовными трелями исходится. Передохнет под кустиком каких-то полчасика и вновь любозвонить принимается.
16 мая – «Мавры – зеленые щи».
Слава Богу: дожили до зеленых щей! У расторопной и догадливой хозяюшки всё под рукой: и зеленый лучок, и падалищный чесночок, и щавелек, и нежно-зеленая крапивка – не щи у нее, а сущее объедение!
Ну что ни на есть народно-аптекарское времечко наступило. Сбор целебного растенья-цветенья.
Что начинали собирать об эту пору наши с вами предки? Ну первым делом это, конечно, березовые почечки и листья. Сами-то не пробовали? Ну с городских берез не стоит: они там основательно всяческими ядами «законсервированы», а вот в дали от дорог почему бы натощак и не полакомиться? Горьковатые? Ништо! Водка вон уж на что не горькая ли, а «дабы не простудиться», употребляем-с!
А цветы боярышника? При сердечно-сосудистых заболеваниях зело пользительны. Особенно старцам. Ежели, скажем, зубы в целости, их даже жевать сносно. Пожевал-пожевал – и к молодой соседке «короткими перебежками» (только чтоб старая не углядела – у, глазастая!): не надо ли, мол, ей какое доброжелание справить?
Ну молодежь теперь всё за ландышами в лес мыкаться будет. Не только гоже красным девицам да сударкам велеречиво дарить их. Почему бы и для дедушки-бабушки, для отца-матери не насобирать их? Они известны как сердечное средство в виде капель Зеленина. Ландышево-валерьяновые, они регулируют сердечную деятельность, снимают приступы, успокаивают нервное возбуждение. Народная медицина советует делать ванны из отвара ландыша при ревматизме.
Мы об эту пору корнями дягиля себя пользовали. Чего там пользовали – сластенничали ими! Это вон нынче от конфет у будущих прелестниц кое-что аж слипаться начинает. А в наше время конфетка и пряник в качестве подарка употреблялись.
Зело пользителен об эту «авитаминозную» пору хрен огородный. Везде он уместен: не только в окрошке, но и в остальных блюдах. В народе давным-давно домекнули: этот овощ не только аппетит возбуждает, но и пищеварение улучшает.
Хороша и крапива двудомная. Ссылаюсь на солидное издание: «Многообразен химический состав крапивы. Листья – кладовая ценных витаминов. Аскорбиновой кислоты тут в четыре раза больше, чем в лимонах, а витамина К больше, чем в шпинате и капусте. Богат и минеральный состав крапивы: в ней много белков, органических кислот, дубильных веществ, эфирных масел, сахаров и других биологоактивных веществ.
Не пренебрегайте и лопухами. Тоже очень полезное растение, хорошо служило нашим предкам. Баре всякими кольдекоками и другими забугорными медсредствами лечили себя. Только, видимо, не больно шибко они, эти «панацеи» их пользовали-лечили. Я вот на старости лет стал интересоваться сроками жизни русских знаменитостей. Вот генералы да фельдмаршалы, особенно генералиссимусы, – те, если на поле брани не погибали, долгонько юдоль-то не покидали (в военно-полевых условиях до кольдекоков ли?). А вот барско-чиновничья братия рано «загибалась». Опять же в отличие от моих самаролукских земляков. И это при вот уж воистину каторжном труде хлебопашцев!
И черемуха у нашего предка-селянина в забвении не пребывала. Цитирую: «В листьях, плодах и коре (!) содержатся органические кислоты – яблочная и лимонная, витамины, сахар, эфирные масла и т. д.». А главное-то вот что: «Плоды, цветы, кора, почки и особенно листья содержат бензойный альдегид, который способствует очищению, оздоровлению воздуха; убивает мух, комаров, слепней, мошек. В годы Великой Отечественной войны в госпиталях успешно излечивали соком ее ягод гнойные раны. Отваром из листьев пользуются при фурункулезе, для полоскания полости рта при кариесе и пародонтозе, применяют при болезнях глаз, радикулите». Умолчать ли о ее чудодействии для многоядных животов сельской детворы, ну это когда, поднавалившись на какое-то ёдово, то и дело «час-минуту» в укромное местечко подневольно бегать приходилось? Бабаня, бывало, отвар сухих ягодок черемуховых приготовит: выпил его – и уже через четверть часа снова на игрища бежишь.
И еще от многого это дерево пользовало, но об этом только старухи знали, да и то далеко не все…
Раздел ведет Анатолий Солонецкий(газета "Ставрополь-на-Волге")
Отчего наш месяц май прозывают месяц Ай?
Оттого,что и тёпел, и холоден. Днём солнышко, а ночью бывает – ай! – какой
морозец. Бывает май – под кустиком рай, а то и такой май: коню сена дай,
а сам на печь полезай или зимний тулуп надевай!
4 мая – Прокл
«На Прокла нечистую силу проклинают».
Пустое, но весьма и весьма затратное это
дело – проклинать её! Это всё равно что керосином костёр тушить. Она
только слову Божию поддаётся, только перед Ним, Господом Богом трепещёт.
Вы думаете, кто придумал это: на Прокла
проклинать-то? Священники? Сами колдуны и знахарки! Затратное для
крестьянина, но зело выгодное это дело для местных колдунов и знахарок.
По сравнению с нынешними заработки у них тогда были скудные: многое ли
слупишь с бедного селянина, еле сводящего концы с концами? А ныне вон в
городах пекущиеся о своём здоровье и успехе в делах десятками, а то и
сотнями тысяч с целителями-то рассчитываются.
5 мая – Лука
Селянин и на сей раз приспособил Святцы к
своим нуждам, связав апостола Луку с луком: «На святого Луку высевают
лук». Как раз приспело высевать эту ценнейшую и полезнейшую огородную
культуру в крестьянской жизни. Потому как: «Лук от семи недуг». «Лук
семь недугов лечит, а чеснок семь болезней изводит». А к тому же «Хрен
да редька, лук да капуста лихого не допустят». А это вот уже совсем
панацея: «Лук да баня всё правят».
Вот и перечислен весь «арсенал»
лечебно-медицинских средств русского крестьянина. Остаётся только
добавить ещё печь («На русской печи и ноги, и спину лечи») да
излечивание простуды картофельным паром.
6 мая – Егорий вешний. И он же Егорий храбрый
«На Егорья дождь – скоту лёгкий год».
«На Егорья роса – будут хороши проса».
8 мая – Марк
Это вот, сказывают, не только
самаролукские мужики ведали: «На Марка бабам в избе жарко». А посему
такое вот наставленьице от стариков:
Ночью бдеть мужьям пристало,
Чтобы жёнка не сбежала.
От чужой её спасая ласки,
Вешай вожжи для остраски!
Да не где-нибудь в закутке, а на видном-видном месте! Ну не педагогично ли?
Не больно-то на домового надейся с его
предупреждением будущему рогоносцу: «Не спи!». Потому как некоторые
смышлёные бабёночки давным-давно «перевербовали» его, прикормив
сладенькой кашкой на загнеточке и прилучив другими
соблазнами-прелестями. Ну, к примеру, уж дюже охоч он, сказывают, до
конопляного маслица. И всего-то и надо – ложечку-другую разлить его
(духмянного-духмянного!) по упечной полочке. Вот он и
«скоррумпировался»!
9 мая – День поминовения усопших воинов
Определением Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви (4. Х11. 1994 г.) установлено совершать в
День Победы – 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за
веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески
погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Забыть ли тот славный мартовский денёк
«денежно-реформенного» сорок седьмого, когда я, будучи тогда
первоклассником, выстоял не менее чем двухчасовую очередь в нашем
сельмаге, что располагался на первом этаже ныне знаменитого на всю
округу «чукинского дома», и получил из рук нашего бессменного продавца
Савватьича кирпич черного хлебушка. Боже мой, такого упоительно
пахучего! Ну как было не проверить, а что там внутри-то? Ущипнул разок,
потом другой… И третий! И пока по сугробистому проулку добирался до дома
– в нём образовался чуть ли не грот! Помню, матушка
укоризненно-укоризненно посмотрела на меня, но смолчала. Забыть ли этот
взгляд и это умолчание?.. Как и рассказ отца о застрелившемся молодом
солдатике. Случилось это в Белоруссии в сорок четвёртом (в ходе операции
«Багратион», название которой в то время отец, конечно же, не знал),
когда после многодневного наступления, наконец-то, остановились на
передышку. Ну во время наступления, особенно многодневного, полковая
кухня, конечно же, отстаёт, так что солдатики в тот раз шибко-шибко
оголодали. И надо же было кого за хлебом на весь взвод послать?!
Молодого, недавно прибывшего солдатика, ещё не отвыкшего хоть и от
скудного по военному времени, но всё же домашнего стола. Не удержался,
бедолага, весь взводный паёк спорол. И застрелился…
А сколько других страшных историй из
фронтовой жизни доводилось нам, мальцам, от отцов, дядьёв и просто
односельчан услышать. Это когда они в своём кругу откровенничали, а «не
при бабах». Ну тогда у нас нервишки-то крепкие были, а ныне вот эти
приходящие на ум воспоминания фронтовые старческие глаза непрошеной
слезой увлажняют (и вот в эти минуты, когда я набираю на ноутбуке этот
текст!). Боже мой, Боже мой, сколько горя и лишений пришлось перенести
нашим отцам и дядьям и нашим матерям и тёткам за эти четыре года!
10 мая – Семён-ранопашец
«Не ленись с плужком – будешь с пирожком».
«И споём, и спляшем, когда пашню вспашем».
Всё, закончилась у молодых селяночек
более-менее спокойная жизнь. Это – которые под бочком у любимого
муженька поутряни полежать-понежиться за зиму-то приобыкли. Солнышко
ранним утром ещё только-только «ушки показало», а на улице, как во время
пожара, гомон поднимается. Не выспавшиеся коровушки (тоже за зиму-то
обленились!) обиженно ревут, овцы блеют – все недовольные-недовольные. И
будто в унисон с ними и хозяюшки, выгоняя их на поскотину, тоже
голосят. А она, бедненькая, вскочила – не знай, за что хвататься.
Коровку наскоро подоила и намётом-намётом гнать её за отбывающим на
пастбище стадом под понимающе-насмешливыми взглядами «старших подруг».
Весна в самом разгаре. Вот и последние
эмигранты-иммигранты прибыли. Один другого краше. Это вам не
какие-нибудь грачи – они птицы видные! В их красочных облачениях от
хищников только теперь можно и есть где скрыться-спрятаться: луга в
цветах, а кусты в густой зелени. Это – красавцы-красавицы иволги,
сиренегрудые варакуши, зелёно-голубые сизоворонки. Ну и, конечно же,
кокетки трясогузки. Выйди в огород – она тут как тут! Такой бы только на
сцену да степенных мужиков – отцов семейств во грех вводить.
Раздел ведёт Анатолий Солонецкий(газета Ставрополь-на-Волге)