- Майков Аполлон Николаевич Дата рождения: 23 (4июня) мая 1821 года Дата смерти: 8 (20) марта 1897 года
Биография Аполлона Николаевича Майкова
Семейное воспитание
Майков (Аполлон Николаевич) - один из главных поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича Майкова, родился в Москве 23 мая 1821. Это была старинная дворянская семья, хранившая богатые культурные традиции. В роду Майковых были талантливые люди, много сделавшие в сфере развития русской культуры, в частности, его родители и братья. Его отец, например, был в свое время известным художником-самоучкой, с годами удостоенный звания академика живописи. Мать тяготела к литературе, писала очень качественные стихи и прозу.
Московский дом и подмосковное имение Майковых всегда были полны людей. Здесь часто гостили писатели, художники, музыканты. Визиты Гончарова И. А., Панаева И. И., Бенедиктова В. Г., Солоницына В. А., Достоевского Ф. М. были настоящим праздником в доме Майковых. Царящий в семье культ искусства, художественная атмосфера родительского дома – все способствовало становлению духовных интересов будущего поэта. Поэтому неудивительно, что аполлон с раннего детства тянулся к искусству, много читал, хорошо рисовал и писал лирические стихи.
В доме издавался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», где вся семья, а иногда и гости, публиковали свои произведения. Детские стихи Аполлона впервые появились именно в этих семейных изданиях.
Образование. Первый сборник
В 1834 г. семья покинула Москву и поселилась в Петербурге. С этих пор дальнейшая судьба поэта Аполлона Майкова связана с северной столицей, кроме тех лет, конечно, когда он путешествовал. С 1837 года по 1841 он обучался в Петербургском университете на факультете юриспруденции. Но литературных занятий он не оставлял. По окончании университета Майков поступил на службу в Департамент государственного казначейства, а через год выпустил свой первый сборник стихотворений, о котором одобрительно отозвался знаменитый литературный критик В. Г. Белинский. Он написал, что поэзия Майкова – это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы. Сборник имел успех и у читателей.
Заграничные путешествия
Император Николай Первый выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему – поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью – поближе познакомиться с мировой культурой.
В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 – 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.
Идейная направленность
Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм, но не красок, и сравнительно слабым лиризмом. Последнее обстоятельство, кроме природных свойств дарования, объясняется отчасти и тем, что поэт слишком тщательно работает над отделкою подробностей, иногда в ущерб первоначальному вдохновению. Стих Майкова в лучших его произведениях силен и выразителен, но вообще не отличается звучностью. По главному своему содержанию, поэзия Майкова определяется, с одной стороны, древнеэллинским эстетическим миросозерцанием, с явно преобладающим эпикурейским характером, с другой - преданиями русско-византийской политики. Темы того и другого рода, хотя внутренне ничем не связанные между собою, одинаково дороги поэту. Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности Майкова, можно указать на мирные впечатления русской сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству.
Майков сразу приобрел себе литературное имя стихотворениями "в антологическом роде", из которых по ясности и законченности образов выдаются: "Сон", "Воспоминание", "Эхо и молчание", "Дитя мое, уж нет благословенных дней", "Поэзия"; выше всяких похвал в своем роде "Барельеф". Одна из "эпикурейских песен" начинается редким у Майкова лирическим порывом:
Мирта Киприды мне дай!
Что мне гирлянды цветные?
но затем во второй строфе грациозно переходит в обычный ему тон:
Мирта зеленой лозой
Старцу, венчавшись, отрадно
Пить под беседкой густой,
Крытой лозой виноградной.
Характерно для поэзии Майкова стихотворение "После посещения Ватиканского музея". Скульптурные впечатления этого музея напоминают поэту другие такие же впечатления из раннего детства, сильно повлиявшие на характер его творчества:
Еще в мдаденчестве любил блуждать мой взгляд
По пыльным мраморам потемкинских палат.
Антики пыльные живыми мне казались,
И властвуя моим младенческим умом,
Они роднились с ним, как сказки умной няни,
В пластической красе мифических преданий...
Теперь, теперь я здесь в отчизне светлой их,
Где боги меж людей, прияв их образ, жили
И взору их свой лик бессмертный обнажили.
Как дальний пилигрим, среди святынь своих,
Средь статуй я стоял...
В превосходном стихотворении "Розы" (отдел "Фантазии") мгновенное впечатление переносит поэта из современного бала в родной ему античный мир:
...Ах, вы всему виною
О розы Пестума, классические розы!..
Там же замечательно стихотворение "Импровизация" - единственное, в котором пластическая поэзия Майкова весьма удачно входит в чуждую ей область музыкальных ощущений:
Но замиравшие опять яснеют звуки...
И в песни страстные вторгается струей
Один тоскливый звук, молящий, полный муки...
Растет он, все растет, и льется уж рекой...
Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье
Далеко трелится... но каменной стопой
Неумолимое идет, идет страданье
И каждый шаг его грохочет надо мной...
Один какой-то вопль в пустыне беспредельной
Звучит, зовет к себе... увы! надежды нет!...
Он ноет... и среди громов ему в ответ
Лишь жалобный напев пробился колыбельный.
Из "Камей" выдаются "Анакреон", "Анакреон у скульптора", "Алкивиад", "Претор" и особенно характерное выражение добродушного и невинного эпикурейства "Юношам":
И напиться не сумели!
Чуть за столь - и охмелели
Чем и как - вам все равно
Мудрый пьет с самосознаньем,
И на свет, и обоняньем
Оценяет он вино.
Он, теряя тихо трезвость,
Мысли блеск дает и резвость,
Умиляется душой,
И владея страстью, гневом,
Старцам мил, приятен девам,
И - доволен сам собой.
Из "Посланий" первое к Я. П. Полонскому очень метко характеризует этого поэта; прекрасно по мысли и по форме послание к И. А. Плетневу ("За стаею орлов двенадцатого года с небес спустилася к нам стая лебедей"). Простотою чувства и изяществом выдаются некоторые весение стихотворения Майкова. В отделе "Мисс Мери. Неаполитанский альбом" действительно преобладает альбомное остроумие, весьма относительного достоинства. В "Отзывах истории" истинным перлом можно признать "Емшан".
Стихотворные рассказы и картины из средневековой истории ("Клермонтский собор", "Савонарола", "На соборе на Констанцском", "Исповедь королевы" и др.), сделавшиеся самыми популярными из произведений Майкова, заслуживают одобрения особенно за гуманный дух, которым они проникнуты. Главный труд всей поэтической жизни Майкова есть историческая трагедия, в окончательном своем виде названная "Два мира". Первый ее зародыш, забытый, по-видимому, самим автором (так как он о нем не упоминает, когда говорит о генезисе своего произведения), мы находим в стихотв. (1845) "Древний Рим" (в отделе "Очерки Рима"), в окончании которого прямо намечена тема "Трех смертей" и "Смерти Люция".
Ты духу мощному, испытанному в битве,
Искал забвения достойного тебя.
Нет, древней гордости в душе не истребя,
Старик своих сынов учил за чашей яду:
Покуда молоды, плюща и винограду!
.............................................
В конец исчерпай все, что может дать нам мир!
И выпив весь фиал блаженств и наслаждений,
Чтоб жизненный свой путь достойно увенчать,
В борьбе со смертию испробуй духа силы, -
И вкруг созвав друзей, себе открывши жилы,
Учи вселенную как должно умирать.
В 1852 г. на эту тему был написан драматический очерк "Три смерти", дополненный "Смертью Люция" (1863), и, наконец, лишь в 1881 г., через 36 лет после первоначального наброска, явились в окончательном виде "Два мира". Произведение, над которым так долго работал умный и даровитый писатель, не может быть лишено крупных достоинств.
Идея языческого Рима отчетливо понята и выражена поэтом:
Рим все собой объединил,
Как в человеке разум; миpy
Законы дал и мир скрепил.
И в другом месте:
Единство в мире водворилось.
Центр - Кесарь. От него прошли
Лучи во все концы земли,
И где прошли, там появилась
Торговля, тога, цирк и суд,
И вековечные бегут
В пустынях римские дороги.
Герой трагедии живет верою в Рим и с нею умирает, отстаивая ее и против надвигающегося христианства; то, во что он верит, переживет все исторические катастрофы:
О, Рим гетер, шута и мима, -
Он мерзок, он падет!.. Но нет,
Ведь в том, что носит имя Рима,
Есть нечто высшее!.. Завет
Всего, что прожито веками!
В нем мысль, вознесшая меня
И над людьми, и над богами!
В нем Прометеева огня
Неугасающее пламя!
...........................
Мой разум, пред которым вся
Раскрыта тайна бытия...
..............................
Рим словно небо, крепко сводом
Oблегший землю и народам,
Всем этим тысячам племен
Или отжившим, иль привычным
К разбоям лишь, разноязычным
Язык свой давший и закон!
Помимо этой основной идеи, императорский Рим вдвойне понятен и дорог поэту, как примыкающий к обоим мирам его поэзии - к миру прекрасной классической древности, с одной стороны, и к миру византийской государственности - с другой: и как изящный эпикуреец, и как русский чиновник-патриот Майков находит здесь родные себе элементы. К сожалению, идея нового Рима - Византии - не сознана поэтом с такою глубиною и ясностью как идея первого Рима. Он любит византийско-русский строй жизни в его исторической действительности и принимает на веру его идеальное достоинство, не замечая в нем никаких внутренних противоречий. Эта вера так сильна, что доводит Майкова до апофеоза Ивана Грозного, которого величие будто бы еще не понято и которого "день еще прийдет".
Нельзя, конечно, заподозрить гуманного поэта в сочувствии злодеянием Ивана IV, но они вовсе не останавливают его прославления и в конце он готов даже считать их только за "шип подземной боярской клеветы и злобы иноземной". В конце своего "Савонаролы", говоря, что у флорентийского пророка всегда был на устах Христос, Майков не без основания спрашивает "Христос! он понял ли Тебя?" С несравненно большим правом можно, конечно, утверждать, что благочестивый учредитель опричнины "не понял Христа"; но поэт на этот раз совершенно позабыл, какого вероисповеданния был его герой - иначе он согласился бы, что представитель христианского царства, не понимающий Христа, чуждый и враждебный Его духу, есть явление во всяком случае ненормальное, вовсе не заслуживающее апофеоза.
Стихотворение "У гроба Грозного" делает вполне понятным тот факт (засвидетельствованный самыми благосклонными к нашему поэту критиками, напр. Страховым), что в "Двух мирах" мир христианский, несмотря на все старания даровитого и искусного автора, изображен несравненно слабее мира языческого. Даже такая яркая индивидуальность, как апостол Павел, представлена чертами неверными: в конце трагедии Деций передает слышанную им проповедь Павла, всю состоящую из апокалиптических образов и "апологов", что совершенно не соответствует действительному методу и стилю Павлова проповедания. Кроме "Двух миров", из больших произведений Майкова заслуживают внимания: "Странник", по превосходному воспроизведению понятий и языка крайних русских сектантов; "Княжна", по нескольким прекрасным местам, в общем же эта поэма отличается запутанным и растянутым изложением; наконец "Брингильда", которая сначала производит впечатление великолепной скульптурной группы, но далее это впечатление ослабляется многословием действующих лиц. Майков - прекрасный переводчик (напр. из Гейне); ему принадлежит стихотворное переложение "Слово о Полку Игореве".
Пейзажная лирика
Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты. Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь. В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.
Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь». Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А. Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик – Фет.
В общем поэзия Майкова останется одним из крупных и интересных явлений русской литературы. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.
Могила Аполлона Николаевича Майкова на Новодевичьем кладбище
В печати первые стихотворения Майкова ("Сон" и "Картина вечера") появились в "Одесском Альманахе" на 1840 г.; за ними последовал ряд стихотворений в "Библиотеке для Чтения" и "Отечественных Записках", а в 1842 г. "Стихотворения Аполлона Майкова" вышли отдельною книжкою (СПб.). Но поводу восточной войны Майков написал ряд стихотворений, тогда же вышедших особою книжкою, под заглавием: "1854 год". В 1858 г. "Стихотворения Аполлона Майкова" издал гр. Г. А. Кушелев-Безбородко, в 1879 г. - князь В. П. Мещерский. "Полное собрание сочинений А. Н. Майкова" - 1884 и 1893 г.
Критические отзывы о поэзии Майкова: Белинского - о стихотворении "Сон" ("Собрание сочин.", т. IV, стр. 477) и о первом собрании стихотворений в "Отечеств. Записках" 1842. (соч. VI, 102). Некрасова в "Современнике" 1855 г. (по поводу сборника "1854 год"), Дружинина в "Библиотеке для Чтения" 1859 г., Страхова в Отчете о присуждении пушкинских наград за 1882 г., К. Арсеньева в "Вестн. Евр." за 1883 г. (No.12; перепеч. во 2 т. "Крит. этюдов"), Ор. Миллера в "Русской Мысли" 1888 г., No. 5 и 6. Ср. М. Златковский, "А. Н. Майков, биографический очерк" (СПб., 1888).
Ласточки (1856)
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне!