Manu Chao альбом Clandestino... Esperando La Ultima Ola (1998)
В основном испано- французский, с некоторым опасением предположу, мелодичный шансон от левого радикала и антиглобалиста, или просто солнечная латиноамериканская пачанга - музыка улиц, полей, лесов и площадей. Clandestino - первый полноформатный сольный альбом Ману Чао, выпущенный в 1998 году. Альбом содержит множество звуковых фрагментов, два из которых являются фрагментами речи мексиканского представителя сапатистской армии национального освобождения (EZLN) субкоманданте Маркоса, и, как и последующие альбомы Чао, в основном был записан самим музыкантом в различных местах по всему миру с использованием небольшого ноутбука, который в аннотации упоминается как Estudio Clandestino. Имеет место и звуковой фрагмент "Говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза! Московское время - десять часов две минуты!"
Поет не Ману Чао, как мог бы предположить неофит, а француженка Anouk и так и не открывшийся миру Awa Touty Wade. "Bongo Bong" и "Je Ne't Aime Plus" - безусловная классика жанра. Несмотря на не вполне мгновенный успех, альбом завоевал устойчивую популярность во Франции благодаря таким хитам, как "Bongo Bong" и "Clandestino", и в конечном итоге альбом получил награду "Лучший музыкальный альбом в стиле world" в 1999 году на Victoires de la Musique awards. Было продано более 5 миллионов копий.
Французское издание журнала Rolling Stone назвало этот альбом 67-м величайшим французским рок-альбомом (из 100). Альбом занял 469-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone в 2020 году.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"После распада своей этно-панк-группы Mano Negra в середине 1990-х Ману Чао отправился в экспедицию по Латинской Америке, вооружившись гитарой, портативным восьмидорожечным магнитофоном и безграничным музыкальным любопытством. Собрав полный чемодан сэмплов партизанского радио и арсенал новых влияний, уроженец Парижа попутно записал трогательную коллекцию музыкальных открыток, которая стала его первым сольным альбомом Clandestino.
Там, где Mano Negra иногда терялись в своих буйных набегах от панка к ска и сальсе, Clandestino плавно объединяет поток сознания Чао с латиноамериканским оттенком - тонкие жесты в сторону регги, рэпа и техно никогда не подавляют целое, каждая песня перетекает в следующую, как записи в интимном дневнике путешествий. Поющий и читающий рэп на французском, английском, испанском и португальском языках, трубадур пронзительно исследует горечь дороги в ненавязчивых акустических балладах "El Viento" и "La Vie" и предлагает взглянуть на разочарование кочевника — в электро-сальсовой песне "Luna Y Sol" он горько задается вопросом, не является ли весь мир ложью. Тем не менее, он не утратил чувства юмора — "Бонго—бонг" возвращает к глупому буги-вуги "Мано Негра" с дерзкими ритмами и звуковыми сигналами - или своей политической воинственности. Повсюду звучат сэмплы выступлений команданте Маркоса, а Чао ("десантник для своих друзей") сочувствует угнетенным народам континента в таких песнях, как проникнутая дабом "Por El Suelo" и заглавный трек, политически заряженная история о нелегальных мигрантах, заблудившихся в "Вавилоне".
Label -Virgin
Producer -Renaud Letang • Manu Chao
Art Direction - Manu Chao • F. Loriou Nationality- France
Running Time-45:47
Да, помнится в конце 90-х на всех р/станциях крутили Бонго Бонг. Спасибо!