Марк Эван Бондс - Абсолютная музыка: история идеи
Mark Evan Bonds - Absolute Music: The History of an Idea, Oxford Scholarship, 2014
Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 472 с.
Перевод Артёма Рондарева
Книга известного музыковеда и историка музыки Марка Эвана Бондса посвящена эволюции одной из наиболее важных и проблематичных эстетических музыкальных концепций, а именно концепции абсолютной музыки, и тесно связанным с нею вопросам музыкальной выразительности и способности (или же неспособности) этого вида искусства отображать какие-либо внешние по отношению к нему объекты или представления.
Данный труд охватывает практически весь период существования западной музыки, от Пифагора до Айвза и Кейджа, и содержит большое количество цитат музыкантов, критиков и мыслителей разных эпох, так или иначе высказывавшихся на данную тематику: предмет его рассматривается с позиций музыковедения, социологии, институциональной истории и философии.
Книга предназначена преподавателям и учащимся музыкальных и гуманитарных факультетов вузов, а также всем, кто интересуется историей и эстетикой западной академической музыки.
Содержание
От переводчика
Слова благодарности
Введение
ЧАСТЬ I. СУЩНОСТЬ КАК ЭФФЕКТ: ДО 1550 ГОДА
1. Орфей и Пифагор
2. Изоморфный резонанс
ЧАСТЬ II. СУЩНОСТЬ И ЭФФЕКТ: 1550-1850
3. Выразительность
Разделение властей
Музыка и язык
Музыка как язык
Мимесис
4. Прекрасное
5. Форма
Форма как число
Форма как содержание
6. Автономия
Материальная автономия
Этическая автономия
7. Способность к откровению
Композитор как оракул
Постижение прекрасного
Постижение космического
ЧАСТЬ III. СУЩНОСТЬ ИЛИ ЭФФЕКТ: 1850-1945
8. "Абсолютная" музыка Вагнера
9. "Чистая" музыка Ганслика
Терминология
Ранняя эстетика Ганслика
Ганслик-традиционалист
Ганслик-радикал
Ганслик сомневающийся
10. "Программная" музыка Листа
11. Полемика
12. Примирение
13. Переосмысление качеств
Выразительность
Прекрасное
Форма°
Автономия°
Способность к откровению
Эпилог. После 1945 года
Приложение. Отзывы на "О музыкально-прекрасном" Ганслика
Библиография