Massive Attack альбом Blue Lines (1991)
Неторопливый электронный хип-хоп, а значит - трип-хоп, он же - бристольский саунд, Blue Lines - дебютный студийный альбом английской электронной музыкальной группы Massive Attack, выпущенный 8 апреля 1991 года лейблами Wild Bunch и Virgin Records. Записью руководили участники группы Грантли "Daddy G" Маршалл, Роберт "3D" Дель Найя, Эдриан "Tricky" Тает и Эндрю "Mushroom" Воулз, а сопродюсером выступил Джонни Доллар. В альбоме принимают учатие певцы Шара Нельсон и Гораций (Хорас) Энди. Обычно считающийся первым альбомом "трип-хопа", Blue Lines смешал элементы хип-хопа (такие как брейкбиты, сэмплирование и рэп) с дабом, соулом, регги и электронной музыкой.
Blue Lines был назван 21-м величайшим альбомом всех времен в опросе "Музыка тысячелетия" 1997 года, проведенном HMV, Channel 4, The Guardian и Classic FM. В 2000 году читатели Q поместили его на 9-е место в опросе журнала "100 величайших британских альбомов всех времен". В 2003 году альбом был включен Rolling Stone в список 500 величайших альбомов всех времен и снова оказался там же в 2012 и 2020 годах. журнал Pitchfork поставил его на 85-е место в своем списке "100 лучших альбомов 1990-х".
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die", Джоэль МакАйвер, редактор журнала Record Collector и автор вступительных статей к музыкальным альбомам:
"Дебютный альбом группы «Massive Attack» стал откровением для музыкального мира - он положил начало движению длиной в десятилетие, основой которого был сплав хип-хопа и стиля «coffee-table downtempo»; именно это течение вдохновило появление на свет таких коллективов, как «Morcheeba» и «Groove Armada».
Сами же «Massive Attack» впоследствии свели к минимуму состав своей группы, стержнем которой стало трио: рэперы 3-D и Daddy G., а также приглашенный вокалист Хорас Энди. Хотя появление последнего не приветствовалось фанатами, так как бормочущий, злобный голос "Трики" и роскошное захватывающее «рыдание» Шары Нельсон были несомненными сильными сторонами этого фантастического альбома.
Два сингла пластинки, ставшие безусловными хитами - это «Safe From Harm», в основе которой лежит сэмпл на изящную композицию группы «Sly And Robbie», и «Unfinished Sympathy» - песня, которая для тысяч и тысяч людей стала песней десятилетия: здесь насыщенное звучание струнных прочно скрепляет мучительно-эмоциональную любовную историю. Но и все остальные треки альбома, как ни удивительно, нисколько не хуже. Это и «Five Man Army», полный приводящего в трепет бас грува, и мелодичная атмосфера баллады «Hymn Of The Big Wheel», и «Daydreaming», больше напоминающий подпрыгивание под музыку «фанк».
Изюминка, принесшая диску такую славу, заключалась в том городском шике, который попал в альбом напрямую из темных и полных опасностей трущоб Бристоля, где жили и работали обычные люди - ни во что не верящие, обожающие хип-хоп, регги, любящие музыку громкую и не слащавую.
Немаловажным является тот факт, что продюсеры альбома - команда «The Wild Bunch» (в состав которой входил известный в будущем продюсер Нелли Хупер) - были уличной бандой. «Blue Lines», безусловно, стал прекрасным претендентом на звание лучшего альбома музыкального направления «downtempo» всех времен и народов. "
"Вы бежите от себя самого". Роберт Дел Найа, 2003
Лейбл Virgin
Продюсер Johnny Dollar и Massive Attack
Арт-директор Robert «3D» Del Naja и Michael Nash
Страна Великобритания
Продолжительность 45:22