МЕТРОПОЛИС (1927) фильм METROPOLIS
МЕТРОПОЛИС
Германия (Universum/UFA), 120 мин., немой, черно‑белый
Режиссер: Фриц Ланг
Продюсер: Эрих Поммер
Авторы сценария: Фриц Ланг, Теа фон Харбоу
Операторы: Карл Фройнд, Гюнтер Риттау
Музыка: Готфрид Хуппертц
В ролях: Альфред Абель, Густав Фрёлих, Бригитта Хельм, Рудольф Кляйн‑Рогге, Фриц Расп, Теодор Лоос, Генрих Георге
Более чем двухчасовой фильм «Метрополис» Фрица Ланга – первая научно‑фантастическая эпопея. На ее создание были затрачены огромные средства, в съемках участвовали тысячи статистов, были применены только что изобретенные спецэффекты. В фильме можно увидеть много секса и насилия, массовых сцен, элементы германской готики и масштабные фантастические эпизоды. «Метрополис», снятый на средства UFA, гигантской киностудии Германии, вызвал много споров в то время и оказался неуспешным с коммерческой точки зрения, чуть не разорив студию.
Сюжет фильма почти так же прост, как в сказке. Фредер Фредерсен (Густав Фрёлих), изнеженный сын Хозяина Метрополиса (Альфред Абель), изучает несчастную жизнь рабочих, которые поддерживают своим трудом блистательное существование огромного города. Фредер постепенно приходит к пониманию, что происходит вокруг него. В этом ему помогает святая Мария (Бригитта Хельм), которая постоянно выступает заступницей в спорах между рабочими и предпринимателями. Фредер тайно работает на шлифовальном станке в ужасных условиях десятичасовой смены. Безумный инженер Ротванг (Рудольф Кляйн‑Рогге) создает робота‑женщину, двойника Марии, и выпускает его в город. Робот танцует обнаженным в декадентском ночном клубе и подстрекает людей к разрушительному мятежу. Фредер и настоящая Мария спасают городских детей. Общество вновь воссоединяется, когда Мария провозглашает сердце (Фредера) посредником между мозгом (Хозяином) и руками (рабочими).
Вскоре после премьеры фильм был снят с проката и смонтирован заново против воли Ланга. В сокращенном и упрощенном варианте он оставался известным, в том числе, благодаря цветному ремиксу Джорджо Мородера 1980‑х гг., вплоть до начала 21‑го века, пока частичная реставрация, с титрами, возмещающими утраченные сцены, не приблизила его к оригинальной версии Ланга. Во время реставрации не только было добавлено множество эпизодов, которых никто не видел в течение десятилетий, но их еще расположили в первоначальном порядке. Если до этого «Метрополис» признали захватывающим, но простым научно‑фантастическим фильмом, то сейчас эта, то ли новая, то ли старая, версия показала, что футуристический характер фильма носит не пророческий, а мифический смысл.
Элементы архитектуры 1920‑х гг., промышленность, дизайн и политика перемешаны в нем со средневековыми и библейскими мотивами. В результате были созданы странные образы: робот, которого сжигают у столба, безумный ученый с металлическим протезом вместо руки, напоминающий алхимика 15‑го века, усталые рабочие огромной фабрики, бредущие в огромную пасть Машины, которая есть не что иное, как древний бог Молох. Хотя игра Фрёлиха выглядит несколько утрированной, инженер (Рудольф Кляйн‑Рогге), Хозяин Метрополиса (Абель) и особенно Хельм в двойной роли: святой спасительницы и робота, – просто изумительны. После восстановления значительной части фильма в этом бурном сюжете можно обнаружить гораздо больше смысла. Сегодня понятно, что это произведение – и запутанная драма, и одновременно поэма о подавлении, революции и примирении.
Метрополис, 1927 г. реж. Ф. Ланг, Германия
Фильм гениальный, этот фильм похлеще современных "запрещенных" фильмов.... "Метрополис" входит в обязательную программу для студентов ВГИКа. В данной копии титры читаются диктором на русском языке.