Международный день джаза-2. 70-е годы
1971 – Noche Cubana Orchestra.
Оркестр «Ноче Кубана» п/у Тору Арима на концертах в СССР исполнял свинг, интерпретировал японские народные мелодии в латиноамериканских ритмах. Запомнились его концерты в ленинградском концертном зале «Октябрьский»: несколько человек с японской внешностью танцевали между первым рядом партера и сценой… Суровые билетерши стояли по бокам и ничего не могли поделать с этим безобразием.
Toru Arima & His Noche Cubana Orchestra - Take The 'A' Train
1972 – Sharps And Flats.
В 1972 году оркестр «Шарпс энд Флэтс» впервые гастролировал в Советском Союзе. Гастроли продолжались в течение трех месяцев, за это время оркестр дал свыше 50 концертов в 10 городах: Новосибирске, Кемерове, Ташкенте, Алма-Ате, Москве, Ленинграде, Таллине, Минске, Одессе, Ростове -на-Дону. Во всех городах концерты прошли с большим успехом. Программа очень разнообразна, но особый интерес всегда представляли японские мелодии в джазовой обработке.
Nobuo Hara and his Sharps & Flats - Tabaruzaka
1972 – Duke Ellington & his Orchestra.
Это был настоящий праздник! Притом, как выяснилось, не только для зрителей, но и для самого музыканта. На концерте, на котором мне удалось присутствовать, Дюк замечательно бисировал: вместо того, чтобы, как свойственно другим музыкантам, исполнить на бис один-два ударных номера и откланяться, Маэстро сел за рояль и играл… ровно 40 минут! Бесконечно повторяя при этом: «Love you madly (Люблю вас безумно!)». Овации описывать не буду…
Газета «Правда» была очень щедрой на похвалы Эллингтону и его оркестру. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражен «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн».
1972 – Thad Johns/Mel Lewis Orchestra, Dee Dee Bridgewater, Mel Dancey.
Тед Джонс (trumpet), Мел Льюис (drums), Нью Йорк, творили чудеса около 13 лет (1965-1978г.г.) Создали уникальный бэндовый стиль, который был, есть и останется "вечно-зелёным" (Evergreen) до скончания цивилизации... В 1972 году, в рамках тура по Европе, были даже в СССР, невзирая на "холодную войну"… Отрывок из видео Билли Харпера, снятого во время турне по Тэду Джонсу / Мелу Льюису в Советском Союзе. Отредактировано отделом джаза Вустерского политехнического института и представлено в глобальной базе данных истории джаза.
Ди Ди Бриджуотер, жена трубача оркестра Сесила Бриджуотера, уже выступала ранее в СССР в составе Джаз-оркестра Иллинойсского университета.
1974 – Oscar Peterson.
Трио Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед Педерсеном и барабанщиком Джейком Ханной. Писатель Сергей Довлатов в автобиографическом романе "Ремесло" вспоминает выступление джазмена в ноябре 1974 года в Таллине и приводит собственную заметку для газеты "Советская Эстония": «В гастрольном графике Питерсона был запланирован не только Таллин, но и другие города нашей необъятной родины … но он прервал гастроли по СССР и уехал 19 ноября буквально за несколько часов до первого московского концерта. Увы, концерт в Москве был сорван - принято считать, что по вине Госконцерта: великому пианисту не был предоставлен подобающего уровня номер в гостинице и рояль для репетиций.» Грустной истории несостоявшегося выступления в Театре Эстрады посвящена глава "Московские обиды" в книге "В поисках грустного бэби" (отсылка к джазовому стандарту [Come to Me] My Melancholy Baby) писателя Василия Аксенова, который не уступает Довлатову в красочности (и доле художественного вымысла)...
1974 – North Texas University Jazz Orchestra.
Джаз-оркестр из Северного Техаса был одним из лучших университетских составов в США. В 1960-70-х годах он выступал на всех известных джаз-фестах США и Европы. Вместе с Дюком Эллингтоном он выступал в Белом доме. Когда Маэстро попросили дать оценку оркестру, он ответил: «Очень жаль, что он не мой».
(Музыка в этом видео: 3'20'', 5'00'', 10'30'', 14'40'', 16'40'', 18'45'', 21'23'', 24'10'', 26'18'')
1974 - The New York Jazz Repertory Company
Гастроли в Советском Союзе с программой «Памяти Луи Армстронга»: Алма-Ата, Новосибирск, Ярославль, Ростов -на-Дону, Москва. Гастроли проводились в соответствии с программой культурных обменов между СССР и США на 1974 г.
1977 – Daley/Wilson Big Band.
Приезжал и дал 2 концерта во Дворце спорта австралийский Daly-Wilson Big Band с темнокожей певицей. Для многих это был первый концерт настоящих западных музыкантов. Всё было не по-нашему. И саунд, и манера исполнения, и отсутствие советских песен в репертуаре (демократы обязательно что-то да втыкали), и симпотная негритяночка на сцене с совершенно необычным для живых концертов голосом, и (о чудо!!!!) настоящий синтезатор.
1977 – National Youth Jazz Orchestra (NYJO), дир. Б. Эштон - Национальный молодежный джаз-оркестр Великобритании.
1978 - Gunther Schuller, New England Conservatory Ragtime Band.
Гюнтер Шуллер во второй половине 60-х годов основал консерваторию Новой Англии с четырехлетним джазовым образованием, включающим полный курс классической музыки. Создал в консерватории Ragtime Band, с которым гастролировал в СССР в 1978 году. Оркестр, исполнял музыку Скотта Джоплина и других композиторов рэгтайма.
Gunther Schuller, New England Conservatory Ragtime Band - The Entertainer
В третьей части - 80-е годы.
Обожаю джазовую музыку. Каждый раз когда есть возможно посещаю концерты у нас в Санкт-Петербурге. Видел в афише https://musclub.ru/events/spb что 13 марта пройдёт XXIII фестиваль «Триумф Джаза» в БКЗ Октябрьский. Очень надеюсь успеть купить на него билеты. Давно мечтал попасть.
Спасибо за экскурс и иллюстрации. Оказывается, многое в это время пропустил.