Международный день джаза-3: Гости СССР, 1980-1991
1980 – Preservation Hall Jazz Band.
Более сорока лет музыканты из нью-орлеанского Презервейшн-Холла колесили по всему миру, пропагандируя искусство традиционного нью-орлеанского джаза, исторически первого стиля джаза. В 1980 г., в частности, они выступали и в СССР, когда в составе ансамбля еще были ветераны, помнившие Луи Армстронга мальчишкой...
1980 – University Of Illinois Jazz Band.
"Без всякого преувеличения, можно утверждать, что Джаз-оркестр Иллинойсского университета - один из лучших джазовых ансамблей, существующих в настоящее время."
("Даун-бит", 26 июня 1969г.)
Это заявление сделал Ларри Харт, один из ведущих критиков профессионального журнала.
1983 - Rova Saxophone Quartet.
Квартет саксофонов, созданный в 1977 году на Западном побережье США. Название квартета составлено из первых букв фамилий участников - Джо Раскина, Лэрри Окса, Эндрю Войгта (после 1989 - Стив Адаме), Брюса Эккли. В 80-е годы квартет стал одним из популярных ансамблей фри-джаза, исполнял как спонтанную музыку, так и произведения современных авангардных композиторов. В 1983 и 1989 ансамбль гастролировал в СССР, став первым фри - джазовым коллективом, появившимся за "железным занавесом" (отсюда и название альбома -Saxophone Diplomacy). В 90-е все участники квартета активно сотрудничали с другими представителями современной музыки.
1983 – Gary Burton, Chuck Corea.
Испанские ритмы в исполнении пианиста Чика Кориа давно уже стали классическими. Вспомним хотя бы пьесу Spain. Эти ритмы несколько раз звучали на бис еще в начале «холодных» 80-х, в СССР. Американский посол устраивал тогда серию концертов с целью представить советской публике лучшие образцы заокеанской культуры. За джаз отвечал именно Кориа. Его дебютный визит в страну состоялся еще тогда, когда с иностранцами было категорически запрещено знакомиться на улицах. В СССР Гари Бертон, по его воспоминаниям, чувствовал себя не в своей тарелке…
Chick Corea (p), Gary Burton (vib) - All Blues
1986 – Orchester Matrin Hoffman
На исходе 1986 года сцена Центрального концертного зала «Россия» была отдана оркестру Берлинского радио п/у Мартина Хоффмана (ГДР). В репертуаре - композиции Дж. Гершвина, Б. Гудмена, Г. Миллера. Вокальная группа «Втроем» (Dreierlei-Trio) в сопровождении оркестра исполняла джазовые стандарты 30—50-х годов.
Martin Hoffmann - Löwen Aus Afrika (Jazz-Funk, DDR)
1987 - Pat Metheny Group
Американский джазовый гитарист и композитор. Является лидером Pat Metheny Group, а также принимал участие в дуэтах, сольных работах и других побочных проектах. Его стиль включает в себя элементы прогрессивного и современного джаза, латинского джаза, фьюжна. Его ансамбль — стадионный джаз-роковый коллектив, выступавший в СССР в конце 80-х. Ещё никто не знал, что всего через год бас-гитарист станет постоянным участником самой популярной джаз-рок-группы 70-х — Weather Report — и запишет с ней несколько лучших пластинок направления фьюжн.
«22 июня 1987-го поздно вечером в концертном зале „Нивки” состоялась незабываемая импреза – киевские джазмены играли джем с музыкантами Pat Metheny Group. Вернее, сначала киевляне играли для гостей. Пол Вертико, Марк Ледфорд, Дэвид Блеймаєрс и выдающийся гитарист Пэт Метини внимательно слушали музыку наших...»
1987 – Dave Brubeck Quartett.
Гастроли американского джаз-квартета Дэйва Брубека в СССР стали событием. Хотя концерты проходили только в Москве, Таллинне и Ленинграде, увидеть и услышать известного музыканта съехались любители джаза практически со всей страны. Прием москвичей на первом же концерте ошеломил американцев. Почти каждая пьеса заканчивалась овацией, аплодисменты возникали уже при первых звуках таких его классических пьес, как «Неровный танец», «Дюк», «Трое наготове», а когда в конце концерта, уже после всех «бисов» раздался знакомый ритм пяти четвертей, предваряющий знаменитую мелодию Пола Дезмонда «Тэйк файв», звуки буквально потонули в рукоплесканьях. В каждом городе, куда приезжал квартет, устраивались встречи с музыкантами, композиторами и давними поклонниками Брубека…
1989 - Richie Cole.
Ричи Коул своеобразно подготовился к гастролям в нашей стране. Его импровизации насыщены (иногда даже перенасыщены) цитатами из Чайковского, Прокофьева, Бородина, Соловьева-Седого. Упомянут даже... «Интернационал». Оригинальным обращением к нам стало и заигранное на Западе «Полюшко-поле» Книппера, и «Ленинградская босса-нова», лихо сколоченная на основе «Атласной куклы» Эллингтона. На сцене было весело. Возник ленинградский вариант "Alto Madness"... (В. Фейертаг)
1990 – Mike Deasy.
Американский рок-и джазовый гитарист. Как сессионный музыкант, Майк Дизи играл на многочисленных хит-синглах и альбомах, выпущенных в 1960-х, 1970-х и 1980-х годов, записываясь с ведущими музыкантами, среди которых Фрэнк Синатра, Элла Фитцджеральд, Барбра Стрейзанд, Чет Бейкер, Мэл Торме. Он выиграл опрос читателей журнала Down Beat в категории jazz music в 1968 году. Он также выступал вживую с Cannonball Adderley, джазовым альт-саксофонистом, игравшим в стиле хард-боп, а также с многими рок-музыкантами. Он играл на гитаре, появляясь в саундтреках многих фильмов.
1991 - Jeff Holmes Big Band.
Биг-бенд под управлением Джефа Холмса. Трубач и аранжировщик Биг-бэнда Джефф Холмс был очень хорошо принят, когда он приезжал в Россию зимой 1991 года. На этом концерте группа играла традиционные материалы, в том числе эффективную версию "The Mooche," стандарт Диксиленд "Роял Гарден Блюз" (хотя этот вариант больше swing-ориентированный), и "Пердидо." Другие запомнившиеся моменты включали исполнения Гарри "Свитс" Эдисона, импровизация тенора Джо Мэо на джазовую версию "Картинок с выставки" Мусоргского, и некоторые претензии на "вещи не те, чем они имели обыкновение быть." В нескольких номерах участвовали два российских игрока (флюгельгорнист Давид Голощекин и тенор-саксофонист Сергей Гурбелошвили). Ни один из участников оркестра Холмса не был знаменит, но их музыкальность бесспорна, а результат можно с уверенностью рекомендовать любителям современных Биг-бэндов.
Концерт биг-бенда под управлением Джефа Холмса (США, Массачусетс) в Московском Театре эстрады
В этот обзор вошли не все гастролировавшие в у нас джаз-исполнители, я выбрал наиболее интересные. Если будут пожелания, продолжу!
С. Малагамба был ударником и руководителем Оркестра легкой музыки (Muzică ușoară), а не джаза, с ним выступали поп-певцы Джика Петреску, Дорина Драгич и др. Поэтому в серию об исполнителях джаза я его не включил.
Не исключено, что я вернусь к этому имени в следующем рассказе о музыкантах, которые находились под арестом, поскольку он дважды сидел в тюрьме.
В Сети есть инфа о нем.
По-моему в конце 50-х в Союзе гастролировал оркестр "Бухарест" под управлением Серджио Малагамбы. Я его слушал в Одессе. Может автор цикла напомнит об этом замечательном музыканте.