Мир в её глазах. - Трудно представить себе более современного персонажа, чем жившая в XIX столетии графиня ди Кастильоне. Сегодня, когда психологи бьют тревогу - мол, нарциссизм благодаря социальным сетям превратился во всемирную эпидемию, - эта женщина ч
Мир в её глазах. - Трудно представить себе более современного персонажа, чем жившая в XIX столетии графиня ди Кастильоне. Сегодня, когда психологи бьют тревогу - мол, нарциссизм благодаря социальным сетям превратился во всемирную эпидемию, - эта женщина чувствовала бы себя вполне комфортно...
Мрачная красота
С фотопортретов на нас смотрит женщина, которую сегодня трудно было бы назвать красивой. Тяжелый взгляд недобрых светлых глаз, поджатые тонкие губы уголками вниз, грузноватая фигура, русые волосы на прямой пробор.
Атмосферу снимков нельзя именовать иначе чем каким-то мрачным самолюбованием. Тогда не принято было улыбаться перед объективами фотокамер. Но графиня, судя по всему, культивировала в себе образ эдакой мрачной соблазнительницы-вамп.
С 1975 года коллекцию фото этой невеселой женщины, ставшую собранием бесценных экспонатов, бережно сохраняют в нью-йоркском Метрополитен-музее.
Таких людей, как графиня ди Кастильоне, называют sеlf-made - «сделавшими сами себя». Да, она была куртизанкой; да, она была любовницей императора Наполеона III; да, она умела влиять на мужчин и соблазнять их (по слухам, используя разные зелья и афродизиаки); да, она была законодательницей мод. Но мало ли история знала подобных женщин? Славу графине ди Кастильоне, урожденной Вирджинии Ольдоини, принесли именно многочисленные фотосессии.
Вирджиния родилась в 1837 году во Флоренции, в семье политического деятеля. В 1853-м ее выдали замуж за графа Франческо ди Кастильоне. В 1855 году родился ее единственный ребенок - Джоржио ди Кастильоне.
И жить бы графине интересами семьи, но у светловолосой итальянки были другие планы и очень значительные амбиции. Свою внешность, которую и она сама, и современники оценивали очень высоко, Вирджиния превратила в способ обретения высокого положения в обществе.
Ее называли богиней, спустившейся с Олимпа. На самом деле она стремилась к Олимпу власти. Уже в 1856 году ди Кастильоне прибыла в Париж с годовалым сыном. И пустилась в вихрь светских приемов и развлечений.
Вскоре ее амбиции оказались удовлетворены: она стала любовницей императора Франции Наполеона III, который приходился племянником завоевателю Наполеону I... Правда, ненадолго: всего-то на пару лет. Но за это время итальянка всячески воздействовала на возлюбленного с тем, чтобы он не препятствовал объединению Италии.
Первое поражение
Впрочем, первый в ее жизни период пребывания в столице Франции завершился бегством в Турин. Дело в том, что была предпринята попытка покушения на Наполеона III. И Вирджинию заподозрили в причастности к организации убийства императора. Почему именно ее? Во-первых, только слепой мог не заметить поистине царских амбиций ди Кастильоне. Во-вторых, Вирджиния была итальянкой. А виновниками всех попыток лишить жизни правителя были именно уроженцы Апеннинского полуострова. Мало того: жители Флоренции, где ди Кастильоне появилась на свет, славились тягой к интригам и страстью к борьбе за власть любыми методами.
В конце концов Наполеон III, не без влияния итальянской красавицы, выступил за объединение раздробленной Италии, но под властью папы и других представителей консервативных кругов. Так что имя этого главы Франции стало острым ножом для итальянских революционеров. Собственно, они-то и покушались на него, а не Вирджиния или кто-то из ее близких знакомых. Итальянка ни в чем не была виновата - это многие годы спустя доказали историки. Но ее национальность автоматически причислила фаворитку к числу заговорщиков...
Итак, прекрасная флорентийка отбыла в Турин, где и провела несколько лет на вилле в обществе сына.
С супругом Вирджиния развелась... Но огни Парижа по-прежнему неимоверно манили ее. В 1861-м она вернулась в столицу Франции. Ее возвращение не вполне можно назвать триумфальным.
Связь с императором, которая в свое время чуть не свела с ума его законную супругу Евгению, закончилась. И, как оказалось, навсегда.
Вторую половину жизни графини можно охарактеризовать как служение собственному нарциссизму. Эта женщина была настолько увлечена самолюбованием, что все удары судьбы переносила с холодной стойкостью: неприятные эмоции ей полностью компенсировали отражение в зеркале и изображения на фотографиях. Да, новый вид искусства прямо- таки поглотил графиню.
Еще в бытность ее любовницей императора на Вирджинию обратил свое внимание придворный фотограф Пьер-Луи Пьерсон. С ним вместе - энергично и увлеченно - ди Кастильоне начала творить новый жанр искусства: постановочную фотосессию.
Конечно, серии фотографий одного человека в разных образах тогда еще никто так не называл. Но то были именно фотосессии! Фотограф был заворожен фотогеничностью и красотой аристократки, которые сегодня кажутся спорными. Бесспорно другое: фантазия, с которой творил этот дуэт, направлялась, безусловно, графиней.
Все при дворе французского императора отмечали феноменальное умение ди Кастильоне создавать необычные наряды и экстравагантные прически. Ее еще при жизни причислили к сонму законодателей мод.
Фантазии Пьера-Луи и Вирджинии воплотились в черно-белых фото. Вот ди Кастильоне в королевской горностаевой мантии. Вот она в наряде монашки.
Вот – в пышнейшем кринолине. Вот - в трауре. А вот - в наряде одалиски. Расслабленная лежачая поза и босые ноги в то время уже считались чуть ли не порнографией.
Но бесстыдница пошла дальше. Графиня неоднократно требовала, чтобы Пьер-Луи фотографировал отдельно ее голые ноги выше колена! (Знали бы люди XIX века, какая мода на мини захлестнет весь мир в 1960-е годы!). Это было, по тем временам, чем-то еще более безнравственным, чем порнография (если нечто такое бывает)...
Итак, графиня вернулась в вожделенный Париж и поселилась с сыном в дорогущем квартале Пасси. На некоторых фото, кстати, присутствует и ее малолетний сын: грустный мальчик выглядит совершенно отстраненным от матери.
Он всегда изображен за ее спиной. На одном фото Джорджио, как паж, придерживает огромный шлейф платья графини...
Роль в политике
Светская жизнь, любовники, друзья, недруги, завистники, подражатели - Вирджинии всего этого было мало, ибо она обожала интриги не только любовные, но и политические. История с покушением на Наполеона, стоившая ей изгнания, нисколько не охладила ее пыла.
В 1870 году разразилась франко-прусская война, которая застала графиню в Италии. Военные действия в 1871 году закончились поражением Франции и объединением Германии под властью Отто фон Бисмарка. В событиях тех лет ди Кастильоне сыграла немалую роль. Она, используя свои обширные связи в политических кругах, смогла через доверенное лицо отговорить Бисмарка от оккупации Парижа!
В 1872-м графиня ди Кастильоне снова оказалась в столице Франции. Это возвращение стало еще более далеким от триумфа, чем предыдущее. Бывшую любовницу Наполеона III теперь уже откровенно недооценили. Ее политические заслуги французы не хотели признавать. Но произошло и самое страшное для графини. Она начала стареть
Ее красота быстро увядала. С последних фотографий на нас смотрит уже немолодая женщина с заметной сединой в волосах. Графиня стала рано выглядеть старой. Кроме того, в те времена закат женщины «официально» начинался уже примерно в 35 лет. Последним ударом - и уже ощутимым - для нечувствительной Вирджинии стала смерть от оспы ее единственного сына.
Ди Кастильоне начала постепенно сходить с ума. Женщина вела замкнутое существование в особняке на Вандомской площади.
Вид Вандомской площади. 1880-е
На людях она появлялась только в шляпке с густой вуалью, закрывавшей лицо. В таком виде аристократка теперь представала и перед объективом фотоаппарата.
Постепенно графиня перешла на ночные прогулки - она не хотела, чтобы ее видели при дневном свете. Все стены в доме она приказала затянуть черным шелком, а зеркала - завесить.
Так она доживала свой век. Вирджиния ди Кастильоне умерла в 1899 году в своем любимом Париже.
Мария КОНЮКОВА
Графиня ди Кастильоне была фавориткой французского монарха Наполеона III.
Ее неоценимый вклад в историю - сотни фотографий. И не просто фотографий - то были настоящие постановочные фотосессии!
Графиня раздражала современников своим самолюбованием. Но именно благодаря ему она вошла в историю. Точнее, не столько в историю человечества, сколько в историю фотографии.