Missy Elliott Misdemeanor альбом Supa Dupa Fly (1997)
Любопытный женский рэп c плавными и не плавными переходами в драм н бэйс или в соул, или в фанк, Supa Dupa Fly - дебютный студийный альбом американской рэперши Мисси "Misdemeanor" Эллиотт, выпущенный 15 июля 1997 года на лейблах Goldmind, East West и Elektra Entertainment Group. Альбом был записан и спродюсирован в октябре 1996 года и включает синглы "The Rain (Supa Dupa Fly)", "Sock It 2 Me", "Hit Em wit da Hee" и "Beep Me 911". В качестве гостей на альбоме выступили Busta Rhymes, Ginuwine, 702, Magoo, Da Brat, Lil' Kim и Aaliyah.
Альбом получил признание критиков, которые высоко оценили футуристический стиль продюсирования Тимбалэнда, а также выступления и образ Эллиотта. Он дебютировал на третьем месте в американском чарте Billboard 200 и возглавил американский чарт лучших R&B/хип-хоп альбомов. Альбом был сертифицирован Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии (RIAA) как платиновый и разошелся тиражом в 1,2 миллиона копий в Соединенных Штатах. В 2020 году занял 93-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии Rolling Stone[4], а в 2022 году - 53-е в списке 100 лучших дебютных альбомов всех времен.
В старших классах школы, Эллиотт вместе с тремя своими подругами создала группу под названием Fayze — позже переименованную в Sista. Группа привлекла внимание звукозаписывающего продюсера ДеВанте Свинга, который был частью R&B-группы Jodeci. Подписав контракт со звукозаписывающим лейблом Swing Mob, Систа записала альбом в Нью-Йорке, но он так и не был выпущен. Это привело к последующему расторжению контракта Sista со звукозаписывающей компанией. Эллиот вернулась в Портсмут, штат Вирджиния, где она и музыкальный продюсер Тимбалэнд начали писать песни. В 1996 году Эллиотт подписала контракт с East West Records, которая в то время была подразделением Elektra Entertainment Group. Сильвия Рон, в то время председатель правления и главный исполнительный директор Elektra, побудила Эллиот начать сольную карьеру. Сессии записи Supa Dupa Fly проходили в студии Master Sound в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния; процесс записи занял чуть больше недели.
В рамках промоушена своего альбома Эллиотт приняла участие в туре Lilith Fair 1998 года; она стала первой женщиной-рэпером, выступившей на таком мероприятии.
Supa Dupa Fly объединяет элементы хип-хопа, R & B, электронной музыки и соула. Музыкальный критик Гарри Малхолланд описал продюсирование Тимбалэнда, как "отказ от сэмплов для электронной музыки в стиле bump 'n' grind, на которую сильно влияют цифровые ритмы дэнсхолл-регги, но они более округлые, полные, жирные". AllMusic описал его как состоящий из "бережно оформленных цифровых грувов [...] наполненный непредсказуемыми аранжировками и запинающимися ритмами, которые часто напоминают замедленные брейкбиты драм-н-баса". Ретроспективный обзор The New Yorker подчеркивает использование "внемузыкальных шумов" как "инструментов самих по себе" на альбоме и описывает результат как "футуристическое звучание, в котором органическое и синтетическое дополняли друг друга".
Рэп Эллиотт был описан как "полный веселых сюрреалистических свободных ассоциаций, которые идеально соответствуют необычной чувствительности музыки". По словам автора Микки Хесса, лирическое содержание альбома "раскрывает сложную, творческую и вызывающую дискуссию Эллиотт о женственности; ее требование уважения, уважительного отношения к ее личному голосу и ее стремление к полноценной близости с возлюбленными и друзьями". Эллиотт также была признана за ее разнообразные интонации и подачи на альбоме, универсальность, которая была описана как ее "маслянистая способность переходить от пения к рэпу и эллиптическим риффам".
Во вступительном треке альбома, "Вступление Басты", рэпер Баста Раймс выступает в роли городского глашатая, предупреждающего о "грядущем историческом событии". "The Rain (Supa Dupa Fly)" содержит сэмпл песни Энн Пиблз 1973 года "I Can't Stand the Rain". "Pass da Blunt" частично основан на песне "Pass the Dutchie" группы Musical Youth. Трек "Bite Our Style (Interlude)" является сэмплом песни "Morning Glory" группы Jamiroquai.
После своего выхода Supa Dupa Fly получил широкое признание музыкальных критиков. Сценаристы высоко оценили работу звукорежиссера Тимбалэнда как уникальную и революционную. AllMusic назвал альбом "потрясающим постмодернистским шедевром", чей "футуристический, почти экспериментальный стиль стал фактическим звучанием городского радио в конце тысячелетия". Рэп, пение и авторство песен Эллиота также получили большое признание. Издание Rolling Stone Album Guide за 2004 год оценило альбом на пять звезд из пяти возможных, отметив, что авангардное звучание альбома "сделало Эллиотт и Тимбалэнда самой популярной командой сценаристов и продюсеров в мире". Малхолланд назвал альбом "ключевым пророчеством доминирующей черной поп-музыки 21-го века", отметив способность Эллиотт "избегать всего этого противостояния востока и запада, плейбоев и гангстеров". Он описал стиль Эллиотт как "все, что прописал доктор хип-хопа; женщина, которая могла переключаться между агрессией и романтикой, сексом и бессмыслицей, материализмом и воображением, не моргнув ни одной возмутительно тонкой ресницей".
Журнал Spin поставил альбом на девятое место в списке 20 лучших альбомов года. В 1998 году четверо из пяти музыкальных критиков из New York Times назвали альбом одним из десяти своих любимых альбомов 1997 года. Альбом принес Эллиотт две номинации на премию "Грэмми": лучший рэп-альбом и лучшее сольное рэп-исполнение за "The Rain (Supa Dupa Fly)".
С выходом Supa Dupa Fly Эллиотт стала одной из самых выдающихся женщин-рэпперов. Ее образ занял нишу, отдельную от архетипов "гиперсексуализированных лисиц или суровых пуристок хип-хопа", что привело к утверждению, что Supa Dupa Fly "вызвала сдвиг в восприятии женщин в рэпе". Альбому приписывают переосмысление хип-хопа и R &B; в частности, сочетание рэп- и певческого вокала Эллиотта было признано как "новаторское". Его продюсирование было описано как "дальновидное" из-за использования сэмплирования, в котором образцы используются не прямолинейно, а вместо этого подвергаются "изгибу"... чтобы соответствовать нетрадиционному темпу альбома". Его звучание часто описывается как "футуристическое" и "опережающее свое время", а в ретроспективных обзорах часто утверждается, что альбом сохраняет это ощущение даже спустя десятилетия после своего выхода. Стив Хьюи из AllMusic счел, что альбом был "возможно, самым влиятельным альбомом, когда-либо выпущенным женщиной-хип-хоп исполнительницей".
Кожаный костюм Эллиотт "trash bag suit" в клипе "I Can't Stand the Rain (Supa Dupa Fly)" был признан культовым.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"Мисси Эллиотт, почти бесспорно, самая важная исполнительница женского хип-хопа за последние 25 лет. И этот, ее дебютный альбом, до сих пор остается одним из самых вдохновляющих в жанре. Написав несколько хитов для злополучной звезды R &B Алии (которая на альбоме гостит), Эллиотт привлекла давнего соавтора Тимбалэнда для работы над Supa Dupa Fly.
Она стала желанным противоядием от часто небрежно-женоненавистнических настроений мейнстримного рэпа, став вызывающе популистской артисткой и непревзойденным автором хитов, при этом всегда оставаясь чем-то меньшим, чем яростный взгляд в будущее. Мастерство Эллиотт на самом деле никогда не заключалось в том, чтобы сочинять технически сложные рифмы, а скорее в том, чтобы произносить часто веселые разглагольствования в свободной форме о сексе, отношениях и курении травки. На самом деле, ее настоящие таланты заключаются в пении, которое она использует примерно на 40 процентах этого альбома.
"The Rain (Supa Dupa Fly)", самый большой хит на альбоме (чему способствовала массовая ротация на MTV сопровождающего видео Хайпа Уильямса), точно демонстрирует, почему вклад Тимбалэнда так важен. Трек сочетает в себе холодный тысячелетний ритм R & B с редким и дальновидным электронным продюсированием, которое повысило ставки для всех хип-хоп продюсеров, включая The Neptunes. "Pass Da Blunt" спасает "Pass The Kutchie" The Mighty Diamonds от фальшиво-невинной интерпретации музыкальной молодежи и возрождает его как гимн стоунеров. "Beep Me 911" и "They Don't Wanna Fuck Wit Me" усиливают лаконичный и футуристичный финал, в то время как "Izzy Izzy Ahh" доказывает, что она в равной степени чувствует себя как дома на джеме соседской тусовки, пропитанном гянджой."
Label- East West
Producer-Timbaland
Art Direction - Starr Foundation
Nationality- USA
Running Time - 60:06