Модест Мусоргский: Хованщина - Семён Бычков (BBC Proms 2017)
В рамках крупнейшего фестиваля классической музыки, собирающего лучших музыкантов мира, BBC Proms 2017, в лондонском Королевском Альберт-холле 6 августа была исполнена опера Модеста Мусоргского «Хованщина». Трансляция концертного исполнения оперы велась Радио
Би-би-си.
За дирижёрским пультом стоял всемирно известный американский дирижер, маэстро Сёмен Бычков (питомец Ленинградской консерватории, представитель дирижёрской школы Ильи Мусина).
В фестивале BBC Proms он принимает участие уже почти 10 лет, в разное время Бычков руководил крупнейшими оркестрами мира.
К творчеству Мусоргского, в частности, к опере «Хованщина», может быть, самой «русской» опере
в смысле жанра русской оперной музыки, дирижёр обращается не впервые. В ноябре 2014 года состоялась громкая премьера «Хованщины» на сцене Венской государственной оперы, постановку которой Бычков осуществил вместе с режиссёром Львом Додиным.
«Сначала я дирижировал «Бориса Годунова» в Лондоне десять лет назад. Потом был «Борис Годунов» в Нью-Йорке, и еще через полгода была новая постановка во Флоренции. Поначалу было очень трудно войти в дух музыки Мусоргского. Но в тот момент, когда ты в него входишь, тебе уже
не хочется из него выходить. Это произошло у меня тогда с «Борисом»… И если я погрузился в мир «Бориса», то необходимо погрузиться в еще более полный мир России, который представляется в «Хованщине». Потому что трагедия «Бориса» — это трагедия личности. А трагедия «Хованщины» — это трагедия всей нации…» — делился Семен Бычков в 2015 году.
«Ведь Россия всегда пытается решить, где она - с Западом или с Востоком. В принципе, она и с тем,
и с другим. И из-за этого часто происходят в обществе те трения, которые его из одной стороны
в другую тянут. В "Хованщине" это абсолютно очевидно. Мы это видим уже через трех главных персонажей — Досифея, Хованского и Голицына, — которые представляют эти течения, видения России, как они хотели бы ее видеть. Без того, чтобы выносить приговор, Мусоргский показывает нам ту Россию, которой она всегда была, — невероятно сложную, и нет ничего в ней черного и белого,
но вариации на черное и белое, которые дают и серое, и красное, и желтое- все цвета, которые существуют в радуге.
Каждый из персонажей "Хованщины" представляет свой собственный мир, собственное отношение к миру и направление, в котором этот персонаж хочет идти. (...) Каждый из них любит Россию.
Их трагедия в том, что каждый из них видит Россию иной, чем она есть. Хотел бы её взять туда,
куда, может быть, она не хочет идти. А если и хочет, то не вся Россия, а часть России. Ведь в этом историческая ситуация России с самого начала и, может быть, навсегда и останется. Но ведь это может вызывать невероятную симпатию!»
В 2017 году «Хованщину» в Альберт-холле представил звездный состав исполнителей,
частью работавший и в венской сценической постановке Бычкова.
Партию Ивана Хованского исполнил молодой хорватский бас Анте Джеркуница (приглашённый из Берлинской оперы), Андрея Хованского - тенор Кристофер Вентрис, Досифея - эстонский бас Айн Ангер, стрельца Кузьки - британский тенор Колин Джадсон, раскольницы Сусанны - Дженнифер
Рис-Дэвис, Василия Голицына - тенор Всеволод Гривнов (из Большого театра), Шакловитого — грузинский баритон Георгий Гагнидзе, Эммы — Ануш Ованисян. Партию Марфы блистательно исполнила Елена Максимова из Московского музыкального театра им. Станиславского
и Немировича-Данченко
Оперу публика приняла "на ура", билеты проданы были даже в так называемый "стоячий партер".
--------------------------------------------------
Модест Мусоргский
ХОВАНЩИНА
Оркестровка Дмитрия Шостаковича, финальный хор в версии Игоря Стравинского
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов ….. Ante Jerkunica (bass)
Князь Андрей Хованский, его сын ….. Christopher Ventris (tenor)
Князь Василий Голицын …..Vsevolod Grivnov (tenor)
Марфа, раскольница ….. Elena Maximova (mezzo-soprano)
Досифей, глава раскольников ….. Ain Anger (bass)
Боярин Шакловитый ….. Georg Gagnidze (bass)
Сусанна, старая раскольница ….. Jennifer Rhys-Davies (soprano)
Подьячий .…. Norbert Ernst (tenor)
Эмма, девушка из немецкой слободы ….. Anush Hovhannisyan (soprano)
Кузька, стрелец ….. Colin Judson (tenor)
BBC Singers – Slovak Philharmonic Choir –
Cardinal Vaughan Memorial School Schola Cantorum – Tiffin Boys’ Choir
Paul Weigold (assistant to the direction of the Choir)
Direction of the Choir: Paul Curran
BBC Symphony Orchestra
Director musical: Semyon Bychkov
Royal Albert Hall of London. August 6, 2017
==================
По техническим причинам вынужден был "облегчить" (уменьшить битрейт с 320 до 256 kbps)
вес файла "Акт 1". Нуждающихся в изначальном качестве записи прошу обращаться в Приват.
В рамках фестиваля BBC Proms ежегодно (а нынешний сезон уже 123-й) с июля по сентябрь (на сей раз до 9-го) на крупнейших концертных площадках Лондона публика имеет возможность услышать самые разные концерты.
Так, продолжая свой проект исполнения Чайковского с Симфоническим оркестром Би-би-си в начале этого лета, Семен Бычков представит 31 августа ещё одну русскую программу, кульминацией которой станет яркая программная симфония композитора "Манфред"
(в год 200-летнего юбилея Байрона этот музыкальный эпос окажется крайне востребован).
А бурная красота рахманиновского фортепианного концерто № 1 (с Кириллом Герштейном) будет оттенена задумчивой увертюрой к "Орестее" Сергея Танеева...
Щедрым на музыкальные впечатления выдалось истаивающее лето!