- Мухина Вера Игнатьевна Дата рождения: 1 июля 1889 года Дата смерти: 6 октября 1953 года
Биография Веры Игнатьевны Мухиной
Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Интерес к искусству она унаследовала от отца, который был даровитым художником-любителем. Детские годы будущего скульптора прошли в Феодосии, куда семья была вынуждена перебраться из-за тяжелой болезни матери.
Когда Вере исполнилось три года, ее мать умерла от туберкулеза, и отец увез дочь на год за границу, в Германию. По возвращении семья вновь поселилась в Феодосии. Однако через несколько лет отец снова поменял место жительства - перебрался в Курск, где Вера и закончила гимназию.
В это время у нее уже не было сомнений в том, что она будет заниматься искусством. В 1909-1911 годах она - ученица частной студии К.Ф. Юона. В эти годы Мухина впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, она посещает студию скульптора-самоучки Н.А. Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину. От Юона в конце 1911 года Мухина переходит в студию живописца И.И. Машкова.
В начале 1912 года с ней произошел несчастный случай, в результате чего она получила серьезную травму лица и должна была долго лечиться. После операции опекуны, управлявшие делами семьи после смерти отца, отправили ее в Париж. Там Вера завершала лечение и одновременно училась у А. Бурделя и посещала Академию «Ля Палетт», а также школу рисунка, которой руководил известный педагог Ф. Коларосси.
В 1914 году Мухина совершила поездку по Италии, после которой и поняла, что ее настоящим призванием является скульптура. Вернувшись с началом Первой мировой войны в Россию, она создает первое свое значительное произведение - скульптурную группу «Пьета», задуманную как вариация на темы скульптур Возрождения и одновременно своеобразный реквием по погибшим.
Война в корне изменила привычный жизненный уклад. Мухина оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестер и в 1915-1917 годах работает в госпитале.
После Октябрьской революции Мухина увлекается монументальной скульптурой и делает несколько композиций на революционные темы «Революция» и «Пламя революции». Однако свойственная ей экспрессивность лепки в сочетании с явным влиянием кубизма были настолько новаторскими, что мало кто в то время мог должным образом оценить работы Мухиной. Поэтому она круто меняет сферу своей деятельности и обращается к прикладному искусству. Мухина сближается с такими авангардистскими художниками, как Л. Попова и А. Экстер. Вместе с ними она делает эскизы для нескольких постановок А. Таирова в Камерном театре, а также занимается промышленным дизайном. Вместе с Н. Ламановой разрабатывает этикетки, книжные обложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. Созданная по эскизам Мухиной коллекция одежды была удостоена Гран-при на Парижской выставке 1925 года.
После Парижа от рисунков-эскизов фантастических фонтанов («Женская фигура с кувшином») и «пламенных» костюмов к драме С. Бенелли «Ужин шуток», от предельной динамичности «Стрелка из лука» Мухина приходит к проектам памятников «Освобожденному Труду» и «Пламя Революции», где эта пластическая идея обретает скульптурное бытие, форму, пусть еще не вполне найденную и разрешенную, но образно наполненную. Одновременно ее занимает идея внешне сдержанного, но полного напряжения возвышенного образа в портретном памятнике и в станковом портрете.
"Хлеб". Бронза. 1939. Третьяковская галерея. Москва.
Мухина ищет новые идеи, новые темы, новые средства самовыражения. Теперь ее не устраивает кубистическое обобщение формы, ее динамическая острота. Ее не покидает ощущение, что «объем можно так сделать, что он будет лежать, и так, что будет стоять и даже лететь». Поиски оптимального объема ведутся ею на путях приближения к живой реальной форме. Так рождается «Юлия».
Снова слово Суздалеву «Юлия», как назвала свою статую Мухина, строится по спирали все шаровидные объемы - голова, грудь, живот, бедра, икры ног, - все, вырастая друг из друга, развертывается по мере обхода фигуры и снова закручивается спиралью, рождая ощущение цельной, наполненной живой плотью формы женского тела. Отдельные объемы и вся статуя целиком решительно заполняет занятое ею пространство, как бы вытесняя его, упруго отталкивая от себя воздух. «Юлия» - не балерина, мощь ее упругих, сознательно утяжеленных форм свойственна женщине физического труда; это физически зрелое тело работницы или крестьянки, но при всей тяжести форм в пропорциях и движении развитой фигуры есть цельность, гармония и женская грация».
К одной из юбилейных выставок Мухина решила выполнить скульптуру крестьянки. Работала она на родине мужа в деревне Борисово у его отца - Алексея Андреевича Замкова. «Моя «Баба», - говорит Мухина, - твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена. Сложенные руки давали крепкий внутренний объем. Я делала свою «Бабу» без натуры, только руки вылепила с Алексея Андреевича. У всех Замковых такие руки, с короткими, толстыми мускулами.
Ноги вылепила с одной бабенки, размер, конечно, утрирован, чтобы получить эту вколоченность, незыблемость. Лицо - без натуры, из головы. Работала все лето, с утра до вечера».
На выставке «Крестьянка» сразу же привлекла внимание. Но если одни зрители были в восторге, то другие лишь недоуменно пожимали плечами.
История жизни Веры Игнатьевны Мухиной
16 февраля 1927 года Вера Игнатьевна увидела в газете «Известия» статью Луначарского «Итоги выставки государственных заказов к десятилетию Октября» «На первом месте, по общему мнению, поставлена «Крестьянка» Мухиной. В статуе поражает, прежде всего, ее простая, но вместо с тем глубоко жизненная монументальность». Это был первый широкий успех Мухиной. «Крестьянку» взяли в Третьяковскую галерею. Наряду с первой премией в тысячу рублей, это было полное признание художника.
В конце двадцатых годов Мухина входит в группу художников, которые разрабатывают дизайн советских выставок в различных странах Европы. Однако налаженная жизнь Мухиной резко ломается в 1930 году, когда по ложному обвинению арестовывают ее мужа, известного врача А. Замкова. После суда его высылают в Воронеж, и Мухина вместе с десятилетним сыном переезжает вслед за мужем. Там она провела четыре года и вернулась в Москву лишь после вмешательства М. Горького.
Вернувшись в Москву, Мухина вновь стала заниматься оформлением советских выставок за рубежом. Она создает архитектурное оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Это была знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», которая стала первым монументальным проектом Мухиной. Композиция Мухиной потрясла Европу и была признана шедевром искусства ХХ века.
Увы, редкостный талант монументалиста, которым Мухина была наделена от природы, остался практически невостребованным. Правда, в 1939 году ей было заказано оформление строящегося Москворецкого моста. Но после того как она представила комиссии эскизы четырех групп, ее обвинили в подражании Бурделю и приняли лишь одну группу «Хлеб», которая, впрочем, так и не была поставлена на мосту.
"Рабочий и колхозница". Нержавеющая сталь. 1935 - 1937. Перед северным входом ВДНХ в Москве.
Начиная с конца тридцатых годов и до конца жизни, Мухина работает преимущественно как скульптор-портретист. В годы войны она создает галерею портретов воинов-орденоносцев, а также бюст академика А. Крылова, ныне украшающий его надгробие.
После войны она выполняет два крупных официальных заказа создает памятник Горькому в Москве и статую Чайковского. Однако обе эти работы отличаются нарочито академическим характером исполнения и скорее свидетельствуют о том, что художник намеренно уходит от современной действительности.
Это время было наиболее спокойным для Мухиной. Она была избрана членом Академии художеств, неоднократно удостаивалась Сталинской премии. Однако, несмотря на высокое общественное положение, она была замкнутым и духовно одиноким человеком. До конца жизни Мухина так и не могла смириться с тем, что в ее скульптурах видели не произведения искусства, а средства наглядной агитации.
Творчество Веры Мухиной
Мухина В. И. «С. А. Замков». Мрамор. 1935. Третьяковская галерея. Москва.
Мухина В. И. «Академик А. Н. Крылов». Дерево. 1945. Третьяковская галерея. Москва.
Мухина В. И. «Пламя революции». Гипс. 1922—23. Центральный музей Революции СССР. Москва.
В. И. Мухина. «Крестьянка». 1927. Третьяковская галерея. Москва.
Мухина В. И. «Партизанка». 1942 (воспроизведен бронзовый отлив 1951). Третьяковская галерея. Москва.
Памятник Максиму Горькому. Бронза, гранит. 1952. Скульптор В. И. Мухина, архитекторы В. В. Лебедев, П. П. Штеллер.