На вопрос Сталина:"Как дела,товарищ Моисеев?" руководитель ансамбля ответил:"Плохо,Иосиф Виссарионович!"
Ох и смелый был!
Сам Моисеев вспоминал о своей молодости с юмором, отдавая дань непростому времени, которое для него было трудным, но счастливым.
О Моисееве написано много. В статье расскажу об одном эпизоде и диалоге между балетмейстером и Сталиным, который уважал Моисеева, был поклонником его ансамбля и покровителем в самом прямо смысле слова.
В своих интервью Моисеев объясняет, как ему удалось создать уникальный ансамбль народного танца, которым восхищался не только Сталин - весь мир.
Танцы в зеркале времени и традиций
"У народного танца нет служебного хореографа" - говорил балетмейстер, - "он рождается из окружающей среды". Например, когда во Франции изобрели чулки, народный танец отреагировал - юбки укоротились, появились задорные прыжки и поддержки, которые раньше были невозможны из-за пышных длинных многоярусных юбок. В таком только "плыть", работали в основном руки, которые передавали эмоции и энергию танца. Знаменитая тарантелла родилась из практики излечения от укуса тарантула: укушенному надо было кружиться до седьмого пота, так как по мнению знахарей того времени, яд из организма выходил вместе с потом. Захочешь жить - будешь вертеться!
Ансамбль Моисеева Сталин оценил сразу
Заслуга Моисеева в том, что он воспринимал народный танец как источник вдохновения для создания чего-то более совершенного и сложного, превращая танцевальные номера в произведение искусства.
Ценителем и поклонником ансамбля Сталин стал сразу, как только в первые увидел его выступление. Был и любимый номер, который он заказывал каждый раз, когда ансамбль Моисеева приглашали в Кремль.
Из "Подмосковной лирики" - любимого номера Сталина
Беспартийный талант
Это обстоятельство Моисеев использовал со свойственной ему прямотой и непринужденностью. Чего стоит, как он отбивал атаки агитаторов за то, чтобы он вступил в партию. По его словам, целых 18 раз ему приходилось слышать в свой адрес от партийных чиновников:
- Вы же беспартийный! Такой человек не имеет права руководить коллективом!
- А ансамбль создавать у меня право было? А репетировать в любых условиях и вывести его на должный уровень у меня право было? Что же во мне изменилось сейчас, что вы упрекаете меня в том, что я беспартийный. Я им и раньше был.
Но однажды попался более хитрый чиновник, который решил зайти с другой стороны:
- Хорошо, вы не хотите вступать в партию. Тогда ответьте - почему.
Моисеев не растерялся.
- "Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях".
Сталину попытались нажаловаться на Моисеева
Рассказывают, что Сталину доложили о том, что Моисеев изворачивается и выдумывает всякую ерунду, лишь бы в партию не вступать.
- А как он изворачивается?
Сталину зачитали ответ Моисеева слово в слово.
Сталин улыбнулся.
- Отстаньте от него. Не мешайте работать. Надо спросить, все ли у него есть. Вы то наверное не спросили.
- Нет, товарищ Сталин, мы вызывали его для беседы на другую тему.
Танцоры ансамбля до сих пор репетируют в зале, который коллектив получил благодаря авторитету своего руководителя, Игоря Моисеева, и уважению Сталина к его самобытному творчеству.
Приглашение в Кремль
В очередной раз ансамбль Моисеева пригласили в Кремль.
Артистов рассадили и строго проинструктировали:
- С мест не вставать. Если куда надо, дайте знак, вас проводят. К президиуму не подходить.
- А если пригласят? - спросил кто-то шутливым тоном.
- Если пригласят, вас проводят - последовал строгий ответ: шуток на таких мероприятиях не понимали.
Банкет был в самом разгаре. Выступление ансамбля уже состоялось, артисты отдыхали за своими столами. Обстановка постепенно становилась все более непринужденной, а сотрудники охраны - все более напряженными. Моисеев сидел спиной к залу и не видел, что происходило за его спиной. Только по выражению лица сидевших напротив, понял, что-то экстраординарное и явно незапланированное. Моисеева мягко взяли за плечо.
- Как у вас дела, товарищ Моисеев?
Моисеев смотрел на Сталина снизу вверх. Это было неудобно. Он поднялся и встал рядом со Сталиным, который смотрел на него с улыбкой. Выпитое шампанское сделало свое дело. Моисеев вспоминал, что страха и неловкости не почувствовал. Трепет - да, был. И смелость. Но на этот казалось бы простой вопрос, надо было дать точный ответ. Умный Моисеев не растерялся:
- Плохо, Иосиф Виссарионович, дела.
- А почему плохо?
- Нет помещения. "Подмосковную лирику" ставили на лестничной площадке, представляете?
- Нет. Не представляю. Мне кажется, это не возможно, товарищ Моисеев.
- Да вы у артистов спросите! У любого! Правду я говорю?
- Правду! На лестнице крутились, товарищ Сталин! Теснотища, но мы старались, - хор голосов подтвердил правоту сказанного Моисеевым.
Тут же как из-под земли рядом со Сталиным появилось несколько человек. Видимо, они уже прислушивались к разговору, а когда голоса стали громкими и послышались возгласы, решили, что ситуация выходит из-под контроля. Сталин махнул рукой, успокаивая свою охрану.
- Щербакова позовите.
Через пару секунд Щербаков, который тогда занимал пост первого секретаря Московского Комитета партии, стоял на вытяжку перед Сталиным.
Сталин кивнул в сторону Моисеева.
-Знаешь, кто это?
-Знаю, товарищ Сталин! Руководитель ансамбля народного танца Моисеев!
-Хорошо, что знаешь. А о том, что он вынужден проводить репетиции где попало, не знаешь.
-Теперь знаю, товарищ Сталин.
- Хорошо. Постараемся помочь, товарищ Моисеев. До завтра потерпите?
Щербаков на этих словах вытянулся еще больше.
- А ты завтра доложишь, - Сталин попрощался со всеми кивком, повернулся и пошел к другим гостям.
Выбор помещения происходил примерно так. Щербаков пригласил Моисеева к себе, подвел к карте Москвы:
- Выбирайте!
На память от Сталина
Моисеев выбрал Концертный зал имени Чайковского, который и стал постоянным местом базирования Государственного ансамбля народного танца СССР. На подобных банкетах работники культуры часто решали свои проблемные вопросы. Чиновники получали прямые указания и не осмеливались их не выполнить. Так и ансамбль народного танца получил на память от Сталина один из лучших в Москве залов, которым пользуется до сих пор. Интересно, на каких только условиях? Не удивлюсь, если платят аренду. Может быть кто-то расскажет об этом моменте?
Маэстро Моисеев проводит репетицию.
Источник: сайт КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Сейчас посмотрела фильм про И. Моисеева . Это величайший человек , глыба ! Чтобы иметь о нём представление , его надо видеть в работе . Фильм снят на репетиции , где он ставит Еврейский танец , как настоящий спектакль . Во время Первой мировой войны он жил в Полтаве . Евреев в городе было больше чем украинцев . И вот всё , что запомнил в детстве , спустя восемьдесят лет , воплотил в танец . Девяносто два года человеку , он подхватывается и с такой лёгкостью отплясывает сложные танцвальные элементы - диву даёшься . А какой танец ! Там и юмор , и гротэск , виртуозные прыжки , вращения и другие технически сложные движения в быстром темпе Это же надо подобрать и подготовить танцоров на иполнение такой сложности танцевальных элементов . Все его замечания они ловят с полуслова. Люди , которые занимаются конкретным делом , самодостаточны , всегда добиваются результата и на первое место ставят интересы коллектива . Думаю , что общаясь со Сталиным Моисеев исходил из достойных побуждений и бояться ему было нечего.
Интересный материал вы опубликовали