Народный месяцеслов.Пророк Наум наставляет на ум.
9 декабря – Юрьев день
Самая чёрная дата в истории русского крестьянства. Навеки проклятый крестьянами царь-временщик Бориска Годунов в угоду тогдашним корыстолюбивым барам отменил Юрьев день – эту единственную отдушину в полурабской жизни русского крестьянства. Единственный раз в году они имели возможность перейти от одного барина к другому, на их взгляд, более человечному. Ау, где ты теперь, барин-то «человечный»?
Вот что пишет С. Князьков в своей книге «Из прошлого русской земли», изданной в 1906 году: «Ведение и поддержка порядка в (подмосковном) селе Измайлове ложилась тяжёлым бременем на крестьян этой вотчины. От многих тяжких работ под наблюдением жестоких приставов, донимавших крестьян боем, тюрьмой, колодками, а пуще всего разными поборами, крестьяне, как и всюду, находились «в унынии и бедствии», от которого старались спастись, как вообще тогда было в ходу у крестьян, бегством. В 1663 году в село Измайлово было переселено 464 семьи крестьян, в 1676, то есть через 13 лет, налицо считалось только 183 семьи, остальные же разбежались, «а которые крестьяне в остатке, — гласит доклад по этому поводу, — и те готовы бежать мало не все». Это из царской-то вотчины да при царской охране!
Бежали не только на Дон, Кубань и в Сибирь, но и в Самарскую Луку. Так что все мы, исконные самаролукцы, как есть потомки беглецов от жестоких московских бар. Почему-то именно они, московские-то баре, были самыми жестокими на Святой Руси…
13 декабря – Андрей Первозванный
«На Андрея Первозванного наслушивают воду (тихая вода – хорошая зима, шумная — морозы, бури, метели)» — Даль.
14 декабря – Наум – грамотник
«Пророк Наум наставляет на ум (отдают в ученье детей)» — Даль.
Несколько слов о грамотности наших предков и родителей конца девятнадцатого и первой четверти двадцатого века.
Дед мой Никифор, бабаня Матрёна сказывала, грамотен был (из многодетной семьи!). Да и неграмотного вряд ли бы выбрали старостой села. И другой дед (по отцу) Алексей тоже церковно-приходскую школу окончил (и тоже из многодетной семьи). Я застал ещё: придёт, бывало, с колхозной пасеки или с охоты под вечер, пообедает или поужинает (когда как) и, к великому неудовольствию бабани Дарьи, Евангелие вслух начинает читать, меня на колени или рядышком на табуретку усадив. При этом рукой по строчкам старославянского текста водил, таким образом (вольно или невольно?) меня этому языку научая.
А вот обе бабани неграмотные были. Хотя я вот по сю пору дивуюсь и даже изумляюсь «неграмотности» моей бабани незабвенной Матрёны Емельяновны. Церковного календаря у нас в доме, конечно же, не было, да и читать бабаня не горазда была, а вот как и почему она знала, когда и на какой день приходятся церковные праздники и, главное, дни ангела (дни рождения) и «числа» (дни успения-упокоения) всех близких родных? Вся гладко-бревенчатая стена её спаленки, помню, была расписана какими-то знаками – крестиками, чёрточками. Из них я вот только что запомнил: крестики сорока весенних утренников (заморозков). Бывало, как только утром последний (сороковой) крестик поставит – и под вечер выходит огурцы сажать. И не ошибалась, наверное, коль, помню, каждый раз следом за ней оба наших курмыша (оба «порядка» нашей улицы) принимались за это («Емельяновна огурцы вышла сажать!»).
Сверстники мои, кому за семьдесят, наверное, не забыли ещё признания своих родителей: вместо «я два класса кончил» или «только один» они говаривали: «Я обе зимы учился» или «Я только одну зиму в школу ходила». Мои родители оба «по две зимы учились» — при НЭПе, как и при царе, сельская детвора только в «снежное» время года училась: до поздней осени молотьба в риге, а уже с Красной горки – огородно-полевые работы. До учёбы ли тут? А посему и учебная программа на этом строилась. Отец бегло-бегло и газеты читал, и «Краткий курс ВКП (б)» штудировал к политзанятиям, что по осени для партийцев начинались. Матушка без этого как-то обходилась. Зато письма писать мастерица и охотница была. В армии я от неё по два письма в неделю получал.
Об уровне того образования два таких вот факта. Ходивший в школу тоже только две зимы, дядя Петя Столяров более тридцати лет в нашем колхозе бухгалтером проработал. Бессменно! На время месячного отсутствия дяди Пети по болезни присланная из района специалистка за этот месяц такое «наворотила», дяде Пете, сказывали, целый месяц «разгребать» пришлось.
А это вот ещё более пора-зительный пример. В бытность моей работы в Чапаевской межрайонной газете в хрущёвские времена по журналистскому сигналу в один из колхозов зоны приехали ревизоры из Куйбышева (районным не доверили это дело!) проверять работу одного Колдыбанского колхоза (тот ещё махинатор был председатель этого хозяйства!). И вот, несмотря на свидетельские показания колхозников, областные ревизоры (с высшим образованием!) по документам ничегошеньки «не нашли». В дружеской беседе один из ревизоров (ровесник мой) признался: «Ну и жук бухгалтер в том колхозе! Мы в документах роемся, я тайком глянул на него – вижу: откровенно подсмеивается над нами!». А из беседы с этим «жуком» я ещё до этого узнал: «две зимы он в школу-то ходил»! Так что грамоте (письму и чтению), а особенно математике в тогдашней школе хорошо учили.
А это вот пример из современности. Первокурсница логопедического отделения пединститута похвалилась деду: она, видите ли, алгебру на «хорошо» сдала». Дед-то похвалил её, конечно, за это. Главным образом, за усердие: знал, что не шибко охоча его внучка до математики и сколько, значит, сил и времени потратила на это «хорошо». А горечь-то на душе осталась: ну почто логопеду алгебра? Вот сетование «гуманитарки» в интернете: «Уже сколько лет прошло, а я всё жду. Когда? Ну когда же, наконец, пригодятся в жизни синусы и косинусы?» Как бы в унисон печалится и гуманитарий: так и умру, говорит, не узнав жизненной необходимости тригонометрических функций.
Раздел ведёт Анатолий Солонецкий
17 декабря – Варвара
«На Варвару зима дорогу заварварит
(заварит)» — Даль. В данном случае имеется в виду не вар-кипяток, а
широко употреблявшийся в крестьянском хозяйстве вар – состав из варёной
смолы с примесями воска и серы. Им щели и швы заваривали (не с помощью
электродуги, конечно!). Как-то делала это Варвара с дорогами, покрывая
их льдом и смёрзшимся снегом.
А это уж вот по большей части к
разгульной детворе относилось: «Трещит Варюха – береги нос и ухо!». Ну
та самая, про которую: «Ох, уж эта детвора – не загонишь в избу со
двора, не заманишь калачом – только плёткой да бичом!». Ну нынешней
детворе день-деньской перед ноутбуком сидеть зимняя Варвара, к
сожалению, не страшна. Только вот незадача: такие «варваро-небояки» в
армейские бойцы зачастую не годятся…
19 декабря – Никола зимний
Согласно народному месяце-слову, на Руси
два Николы: один травный (6 мая), другой морозный. После Пресвятой
Богородицы Николай Мирликийский – самый любимый и самый почитаемый на
святой Руси. Вот во время работы в районных газетах области частенько
доводилось бывать в крестьянских избах – даже в домах у парторгов из
числа местных жителей икона этого святого стояла. А чего дивиться этому?
Не так давно узнал: даже у главного идеолога КПСС Михаила Андреевича
Суслова (кстати сказать, тольяттинско-жигулёвского депутата в Верховном
Совете РСФСР!) в одной из комнат его квартиры стояли иконы: мать есть
мать! Одно наименование этого святого на Руси очень много значит: Микола
Милостивый. Вот матушка моя своего юного дитятку-фанфарона едва
насмерть не пришибла медной колгушкой банной, когда во время поливки
капусты, похваляясь своей «учёностью», он сообщил ей, что Пресвятая
Богородица, оказывается, — иудейка. А бабаня при всём её милосердии
наверняка огрела бы меня скалкой, если бы я её «проинформировал», что
Микола Милостивый не исконный русич, а, оказывается, всего-навсего –
грек.
Увы (а может, и неувы, а — ай-яй-яй!),
земляки мои аскульские (а по слухам, и насельники всея Самарии), не
только самого этого святого чтили, но ещё больше почитали праздник в
честь него. Вон ведь как красно говорилось тогда (и ещё на моей
юношеской памяти!) об этом: «Красна Никольщина пивом да пирогами». «На
Никольщину и друга, и недруга зови!».
Но, предупреждает месяце-слов,
«Никольскую брагу пьют, а за никольское похмелье бьют!». Так-то вот! А
то ведь на Руси нередко так бывает: «Едут на Никольщину с пооглядкой (ну
это к родне в то село, где на Николу престол), а наваляются под
лавкой». Увы-увы нам, русичам, ни в чём меры не знающим!.. Собираясь в
поездку на престол, перед тёщей-то чуть ли не крестное знамение творил,
обещая: «Только одну, от силы две приму и за пироги возьмусь! – а
привезли домой труп трупом…
Приметы сего дня:
«Перед Николой иней – овсы хороши
будут». Представляю, с каким вот уж воистину энтузиазмом принимали в сей
день крестьяне-лошадники чары хмельного, коль воочию обозначалась эта
благословенная приметочка. Только сейчас вот смекнул: что чарка и чары
(очарование) одного корня слова!
Возвращаемся как-то с двоюродным
братаном Сашей на его «Ниве» в родное село. И что бы вы думали в моей
сумке? Деды-бабушки и родители глянули бы в неё и остолбенели! Их внук и
сын в родное село везёт не только сливочное масло, но и молоко!
И как бывает обидно, порой чуть ли не до
старческих слёз, когда на всю страну, принародно клянут
колхозно-совхозную жизнь. Причём не военных и первых послевоенных лет, а
уже наладившуюся, начиная с семидесятых годов прошлого века, когда в
праздничные дни на сельских улицах по одежде нельзя было отличить
приехавших на праздники горожан от местных. Кто хаит-то? Кто совершенно
её не знал. Как вот те молодые режиссёры, не служившие в армии и не
знающие армейской службы, ставят фильмы о войне. Офицеры у них на
передовой ходят в парадных мундирах с парадными погонами на плечах и в
фуражках с высокими кокардами. Смекнуть бы: ужли не опасаются снайперов,
которые в первую очередь охотятся именно за командным составом?
Только и остаётся, что горестно-горестно выдохнуть из себя: охо-хо, хо-хо!