Наталья Маркова и группа Двуречье - Светозар (1999). Фолк-Рок.
Наталья Маркова и группа Двуречье - Светозар (1999). Фолк-Рок.
Исполнитель: Наталья Маркова |
Наталья Маркова и группа Двуречье - Светозар (1999). Фолк-Рок.
Исполнитель: Наталья Маркова |
Наталья Маркова и группа Двуречье.
Все, кто слышал альбом, отмечают сходство с Калиновым Мостом. На вопрос "Сознательное ли это подражание или некое развитие идей?" Наталья ответила: "Это, конечно, сознательное. Но не подражание. И не развитие идей. Куда их еще развивать?! Это... Ну вот идешь по улице, видишь - похож человек на тебя! И гримировать не надо - просто похож до удивительного. Кто кому подражает? Я родилась позже Ревякина, он первее пришел к миру (песенному), который очень похож на мой. И что же? Мне надо срочно менять свое представление, чтоб не показаться похожей? А то, что с КМ сравнивают - это нормально. Это почти не раздражает, если не тыкать этим постоянно и не заклиниваться на похожести. И желания сменить стиль нет. Перефразируя слова великого пролетарского писателя с поправкой на последнее десятилетие уходящего века, можно сказать: русский фолк неисчерпаемо богат. Традиции, заложенные Дмитрием Ревякиным, продолжают жить, по-разному модифицируясь и преломляясь сквозь субъективную призму представителей стиля. К их числу принадлежит и одна из самых ярких звезд российского рока и, пожалуй, самая недооцененная Наталья Маркова.
Семья Натальи Марковой жила в подмосковном городе Видное. Петь девочка начала прямо сразу! «С детства. Особенно пела у бабушки с папой, которые жили отдельно от мамы. У бабушки даже устраивала «концерты» и пела все, что знала. Мама в основном ко всему, что я делала, относилась очень строго и критично, и, наверное, если бы не сильное одобрение бабушки с отцом, я решила бы, что и вовсе ни к чему не гожусь. А тут как-то уверовала в какие-то свои способности. А когда, например, я пела «Мне малым-мало спало-ось, ой да во сне привидело-ось», отец совершенно искренне плакал и просил снова и снова. Ну я и старалась!» (здесь и далее фрагменты интервью с Натальей Марковой «Сильная женщина и берестяной журавлик», опубликованном в журнале «Rock Fuzz» 32/33, май-июнь 1996). pic Впервые на публике Наталья Маркова выступила в 1989 году, под Питером, в ДК поселка имени Морозова. Там проводился местный фестиваль «Рок-н-ролл под Рождество», и ее позвал туда названный брат Владимир Бредихин.
Тогда у нее был полумифическая группа Кухня Клауса. «Не знаю, почему такое название: мне его в Рязани подарили, и мне понравилось, и песни подходящие, детско-волшебные. К выступлению мы позвали помочь нам Ваню Воропаева, ну, народ в зале его хорошо по Аквариуму знал… Стали орать - из Аквариума что-нибудь сыграть… В общем, на первом выступлении я провалилась. Была очень застенчивая я и не готова к провалам, поэтому и зареклась играть еще. Но спустя время стали писаться другие песни, сыграла на пробу квартирник в Москве, людям понравилось. Стала играть. А может, если б снова провалилась - действительно больше не рискнула бы. Может быть. Очень я всего боялась». Дав множество квартирных концертов Кухня Клауса, записала в 1993 акустический магнитоальбом «В сентябре» (который до сих пор так и не был издан).
В 1995 году Наталья решила, что называется, раздвинуть границы творчества, выпустив неожиданно для многих альбом «Светозар» с аккомпанирующей группой Двуречье. «Светозар»
выходит аудиокассетой на фирме «Попа Бегемота Рекордз», а права на выпуск компакт-диска покупает фирма «PolyGram Records», почувствовавшая в Наталье новую восходящую звезду. Снимается дебютный клип. Однако альбом «Светозар» выпущен питерской фирмой «Hobbott Proline Ltd. » смехотворным для России тиражом 1000 экземпляров, которые моментально раскупаются, клип если и показывали, то на каких-то раритетных телеканалах. Одним словом достойной для такого выдающегося альбома раскрутки диск не получил. Сама же Маркова меж тем выходит замуж и переезжает в Воскресенск - город, где музыкальная жизнь кипит не столь бурно, как в Видном и Москве, хотя все равно остается возможность для новых экспериментов. Однако именно с этих пор ее творческая активность, к глубочайшему сожалению, замирает и дебютный альбом «Светозар» так и остается единственным в дискографии Натальи Марковой.
Название группы Двуречье расшифровывается как «один исток, но - две реки, две речи, два брата, две сестры, как угодно. Но это - целое». Это тот случай, когда, по признанию самой Натальи, название есть, а группы как таковой нет. Проект Двуречье представляет собой аккомпанирующий состав, в который вошли опытные музыканты: Алексей Заев - подпевки, гитары, бас, клавиши; Владимир Карабас - подпевки, клавиши, звук (оба в свое время играли в группе Забей); Борис Марков - ударные; Александр Соколов - фортепиано; Алексей Калябин - флейта (в начале 90-х в качестве сессионного музыкантов принимал участие в записи альбомов Калинова Моста); Павел Хоменко - скрипка; Эдгар Герман - губная гармошка; Анатолий Погодаев (Бунт Зерен, Зерна) - гитара. Альбом «Светозар» назван по одной из вошедших в него песен. Его содержание составили композиции, написанные в период с 1992 по 1995 годы. Как пишет сама Наталья Маркова в предисловии к альбому, «Светозар» вышел немного не таким, каким виделся мне, каким виделся музыкантам. Но тут невозможно прогнозировать, разумеется. «Светозар» пошел на компромисс: я думала увидеть его более небесным и легким. Музыканты ожидали чего-то тяжелее. Он явился средним между нашими чаяниями».
Поэзия Натальи Марковой достойна стать объектом серьезного исследования на уровне научной статьи в каком-нибудь академическом издании. В общем ее можно охарактеризовать как сочетание сюрфутуризма и неославянофильства с придыханием символизма. Поэтическому творчеству Натальи свойственны отказ от канонов и норм классической эстетики, отход от буквализмов и натуралистических достоверностей, освобождение от предметности формы, бессюжетность, или, вернее, «статичность» сюжетов, насыщенность метафорами, олицетворениями, неологизмами а-ля Велимир Хлебников, мышление на уровне морфем (префиксов, корней, суффиксов). Часто стихи строятся в соответствии с выдвинутой Владимиром Набоковым формулой поэзии: «Мало смысла и много значения». «Речь не успевает за вдохновенностью переживания, не вмещает ослепительную новизну творческой мысли, посему поэт волен использовать не только общеупотребительные понятия, но и свой собственный индивидуальный язык - яркий, текучий, не застылый», - писал, анализируя творчество Дмитрия Ревякина, питерский искусствовед Алексей Курбановский. Сказанное относится и к творчеству Натальи.
Новаторство Натальи Марковой, Дмитрия Ревякина, Насти Белокуровой заключается прежде всего в возрождении, казалось бы, канувшей в Лету и позабытой филологами и литературоведами поэтической традиции. «Сокол удалой, Красно солнышко, Возьми меня за рученьки, Веди гулять с собой за околицей, По проселочку. Возьми меня за рученьки, Веди меня по травушке, Веди по шатким мостикам, Веди меня до морюшка до синего, До неба дальнего - Через огонь, через воду, Через матушку-сыру-землю, Через надежду, через веру, Через глупую любовь мою. » Ветер в облаках В «Светозаре» - от первой до последней композиции - господствует грустное настроение. Наталья с тончайшим мастерством создает образ женщины сильной, но ранимой, гордой, но пугливой, своевольной и поэтому несчастной в любви («Ветер в облаках», «Стожень», «Изгиб Сечали»)…
Образы природы (ветер, лес, река) гармонично сливаются с душевным состоянием героини песен. «Под дугами ресниц Спасенья просит Лукавый взгляд Любимых глаз И отблеском зарниц налились гроздья и каплями бегут по пальцам раненых юных рябин. Осенние дожди, расправив крылья зовут с собой день». Где искали меня Тексты песен самобытны и своеобразны. Это древнерусский язык, старославянский, или близкий к этому. Чтобы понять тексты, нужно хорошенько полистать словарь В. Даля и попереводить кое-что с русского на русский. Это песни о любви, о природе - о единении человека с природой, сказочные мотивы. «И с ветром проститься не велит судьба Ты белою птицей повернешь назад И это город встретит тебя праздником светлым Этот город помнит тебя». С ветром проститься Музыка послушно следует за стихом. При этом музыкальный материал прост, местами примитивен, достоин уровня российских эстрадных звезд. Так что те, кто не въезжает в тексты, могут наслаждаться приятной музыкой. В ряде композиций пение Натальи скорее походит на монотонное интонирование («Ты где», «Ответ улы»). Аранжировки в профессиональном отношении безупречны, иногда с хардовым налетом («Светозар»), иногда приближаются к блюзу («Где искали меня»), в некоторых остро ощутим коммерческий, на грани попсовости, привкус («Ветер в облаках»), а в завершающей альбом песне «Иверни счастья» саунд напоминает Веселых Ребят середины 70-х, вышибая ностальгическую слезу.
Бесспорный хит альбома - песенка «С ветром проститься», по непонятным причинам прошедшая мимо FM-радиостанций. «Где ветром стонут - слышишь? - озорные леса лукавая фея творит чудеса: подманит взглядом, сгинет меж высоких стволов и иверни счастья залечит в одно и засмеется рядом, расплескав колдовской настой - сама безумить рада без причин уводить за собой. Ласками, плясками, уговорами, добрыми, злыми ли наговорами. А нам с тобой срок возвращаться домой». Иверни счастья Кстати, по Далю, иверни - это осколок, кусочек, щепоть. Хотя Наталья себя уверенно чувствует как сольный исполнитель, все-таки выражает предпочтение выступлению с группой: «… одной мне играть надоело. Все-таки я не Наумов, и если моей песне помогают умелые музыканты, никто не проигрывает. Чем больше у ребенка добрых, заботливых учителей, тем лучше он должен вырасти.
Это о песнях». Все, кто слышал альбом, отмечают сходство с Калиновым Мостом. На вопрос «Сознательное ли это подражание или некое развитие идей?» Наталья ответила: «Это, конечно, сознательное. Но не подражание. И не развитие идей. Куда их еще развивать?! Это… Ну вот идешь по улице, видишь - похож человек на тебя! И гримировать не надо - просто похож до удивительного. Кто кому подражает? Я родилась позже Ревякина, он первее пришел к миру (песенному), который очень похож на мой. И что же? Мне надо срочно менять свое представление, чтоб не показаться похожей? А то, что с КМ сравнивают - это нормально. Это почти не раздражает, если не тыкать этим постоянно и не заклиниваться на похожести. И желания сменить стиль нет. Совершенно. Может быть, когда-нибудь мой мир изменится, и стиль сменится сам по себе, без моих натужных усилий.»
В планах Натальи Марковой «писать хорошие песни, играть концерты, записывать новые альбомы, иметь жилье уютное, друзей, заниматься своими зверями и родить ребенка при хорошем муже». О новом альбоме «Идея улыбаясь, ушла готовить к появлению следующего дитенка. Имя ему уже есть; его уже ждут. Идея уже упреждала о нем».