Николай Носков — «Романс» — Николай Гумилев — «Однообразные мелькают...»
Для меня было неожиданно
Красивый романс и красиво спето
Про Гумилева можно столько рассказать, но не стану злоупотреблять терпением владельца поста.
Спасибо,ув Датот
Песня из фильма "Долгое прощание" Сергей Урсуляк.
Поет Полина Агуреева
Стихи Марины Цветаевой.Неизьяснимое изящество и прелестное пение Полины Агуреевой, немыслимая простота романса заставляют возвращаться к нему раз за разом...
Н.Гумилев-стихи Однообразные мелькают(начало 1917 г.)
Декламация-читает Велеслава (хорошо читает)))
Так ЦВЕТАЕВА же)))))У нее все стихи прекрасные (хотя-кому как))))
А вот теперь почитайте.
Долгое прощание(фильм С.Урсуляка )
Песня в исп Агуреевой написана на стих-е Цветаевой-Ландыш белоснежный(это посвящение Цветаевой актрисе Софье Голлидей)
Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький!
Каждый говорил ей нежно:
«Моя маленькая!»
— Ликом — чистая иконка,
Пеньем — пеночка…
— И качал ее тихонько
На коленочках.
Ходит вправо, ходит влево
Божий маятник.
И кончалось всё припевом:
«Моя маленькая!»
Божьи думы нерушимы,
Путь — указанный.
Маленьким не быть большими
Вольным — связанными
И предстал — в кого не целят
Девки — пальчиком:
Божий ангел встал с постели
— Вслед за мальчиком.
— Будешь цвесть под райским древом,
Розан аленький!
— Так и кончилась с припевом:
«Моя маленькая!»
16 июня 1919
Такой вот он, Серебряный век русской поэзии))
Однообразные мелькают…
Николай Гумилев
Однообразные мелькают
Все с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И умирают соловьи.
Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь.
И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдем на горные хребты,
Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать
мертвых
соловьев.
Кому посвящение?
Возможно-ЕЙ..... Анне Ахматовой
История романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше – трагизма, боли и погибших надежд.
Гумилев был влюблен в свою будущую супругу с 19 лет, но долго не мог добиться взаимности.
Когда же Ахматова дала свое согласие на брак, счастье молодых супругов было недолгим.
Начинающий поэт хотел видеть в своей избраннице мать и хранительницу домашнего очага, в то время как сама Ахматова мечтала об успехе на литературном поприще.
В итоге два по-настоящему талантливых человека попросту не смогли ужиться под одно крышей, и этот брак был обречен. Ахматова осознала это практически сразу же после замужества. Что касается Гумилева, то ему понадобилось довольно много времени, чтобы отказаться от идеи счастливой семьи.
Произошло это в 1917 году, когда поэт, ушедший на фронт добровольцем, оказался после революции в Париже вместе с группой белогвардейцев.
Пребывание во французской столице, где у Гумилева случилось несколько необременительных романов, навело его на мысль о том, что в браке с Ахматовой следует поставить жирную точку.
Забегая вперед, следует отметить, что развод состоялся уже в 1918 году, однако прежде на свет появилось стихотворение «Однообразные мелькают…», в котором поэт искренне сожалеет о том, что ему так и не удалось найти общего языка с возлюбленной.
Ему тяжело дается само решение о предстоящем разводе, и дни, оставшиеся до возвращения в Россию, «все с той же болью» проносятся своим чередом.
Однако Гумилев знает, что и его супруге в данный момент тяжело, так как речь идет о разрушении пусть хрупкой и ненадежной, но все же семьи, в которой подрастает маленький сын.
«Но и она печальна тоже, мне приказавшая любовь», — отмечает поэт, отмечая, что кровь супруги также отравлена этим чувством.
Гумилев не пытается понять, почему же два человека, которые любят друг друга, не могут быть счастливы вместе. Для этого ему пришлось бы открыто признать свою неправоту и переступить через собственную гордыню. Поэтому автору остается лишь сожалеть о том, что вот-вот должно произойти, хотя он не теряет надежды на примирение.
«Мы оба, как слепые дети, пойдем на горные хребты», — мечтает поэт, подразумевая, что только взаимопонимание способно стать фундаментом для прочных семейных отношений.
Однако он отдает себе отчет, что «искать увянувшие розы и слушать мертвых соловьев» никто не будет, потому что чувства остыли, оставив после себя горечь разочарования и боль от неизбежной разлуки.
Хотя есть и другие мнения в Сети(как же без этого)))
В мае 1917 года Николая Гумилева назначают в особый экспедиционный корпус русской армии, расквартированный в Париже. Боевой офицер, владеющий французским языком, "выполнял специальные задания за рубежом, и не только российского командования, но и готовит документы для мобилизационного отдела штаба союзнических войск в Париже…»(ох как это ему аукнется...)
В Париже Гумилев знакомится с девушкой, полурусской-полуфранцуженкой, из обедневшей интеллигентной семьи, дочерью известного хирурга, Еленой Карловной Дюбуше.
За красоту он называл её «голубой звездой».
Я вырван был из жизни тесной,
Из жизни скудной и простой,
Твоей мучительной, чудесной,
Неотвратимой красотой.
Она работала в русской военной миссии переписчицей, позже — секретарем при Санитарном отделении. Была помолвлена, что не помешало развитию страстного романа.
Посмотри, он идет опять
И целует руку твою...
Но могу ли я ревновать,-
Я, который слишком люблю?..
Елена.... любовь была, наверное ,последней в его короткой жизни (судя по стихам и чувствам, в них вложенным).
Возможно, она стала одной из причин развода с Анной Ахматовой в 1918 году.
И даже женившись в 1919 году на Анне Энгельгардт, он назовёт именем парижской любимой свою дочь Еленой.
„Синяя звезда“.
Эти стихи в виде отдельной книги вышли в Берлине после смерти поэта, их издала сама Елена.
В последний раз они встретились в апреле 1918-го года, когда Гумилев плыл на пароходе из Лондона в Мурманск, с короткой остановкой в Гавре.
Я скажу ей: "Хочешь, мы уедем
К небесам, не белым - к голубым,
Ничего не скажем мы соседям,
Ни твоим, царевна, ни моим".
Гумилёв. рис Ларионова, Париж, 1918
Будучи уже журналисткой, в 1935 г она приезжала в Москву и в Ленинград.
"...она позвонила Ахматовой, но не застала ее дома.Просила передать Анне Андреевне, что просит встречи с ней. Никто не сказал об этом Ахматовой ни слова. Так она и не встретилась с женщиной, внушившей Гумилеву его великую любовь. Анна Андреевна рассказывала об этом несостоявшемся свидании почти со слезами на глазах».
Неизвестна дальнейшая судьба "синей звезды" Гумилёва.В замужестве мадам Ловель, она, возможно, жила в Чикаго, или в Бостоне, где жил её знаменитый отец.
Так или иначе, но стихи Гумилева живы, живут и будут жить, потому что это- настоящая поэзия
Сеть.
Кому посвящено - точного ответа нет, есть лишь предположения. Несмотря на влюбленность в Е.Дюбуше, он еще не только не разведен со своей женой, Анной Ахматовой, но и пишет ей из каждого населенного им пункта. Вполне мог посвятить и ей, потому что только две любви у него были самые сильные и настоящие. И все же первая - по давности и продолжительности любви - к А. Ахматовой, самая сильная. Там были: и любовь-страсть, и уважение, и поклонение, и любовь-дружба. Юность, проведенная вместе в Царском селе, да и общий сын, и совпадающие интересы по творчеству. Но вот тем не менее.... - разошлись. Не сложилась у них общая Судьба и семья. Странно, что Гумилев запрещал жене печататься в журналах, и она, гордая Ахматова(!), была послушна! Только Маковский смог убедить ее напечататься в его"Аполлоне" (взяв на себя ответственность перед ее мужем, когда тот отсутствовал). И что же? - огромный успех!
Потом уже только Гумилев не смог ей ничего запрещать. Да и семьи, по сути, так и не было. Уже через 5 месяцев после свадьбы он отправился в путешествие по Африке, несмотря на то, что добился ее согласия на брак лишь с четвертой попытки, после трех неудачных суицидов, от любви к ней.
Завоевал-таки!)
А о чем само стихотворение?
О любви, безусловно, - страстной и безответной. Там два лирических героя - сам поэт и его Любовь, у которой "под атласной кожей бежит отравленная кровь".
От этого увяли розы и умерли, не поют соловьи. И все же поэт пойдет на "горные хребты" с ней - петь о ней же, о трагической любви, если нет счастливой: "искать увянувшие розы и слушать мертвых соловьев". "Горные хребты" в данном случае - не символ его скитаний и увлечения экзотикой странствий, а символ пребывания в творчестве, с Музой. Как себя ощущает, что чувствует он - о том и поет.
В этом стихотворении - о горькой Любви, отравившей кровь.