Nirvana vs Nirvana
Фактически представляющий собой дуэт ирландского музыканта Патрика Кэмпбелла-Лайонса и греческого композитора Алекса Спиропулоса, вкупе с рядом приглашённых оркестрантов существовавший в период 1965-1971 годов под именем английской поп-рок группы Nirvana, воссоединился в 1985 году, совершив тур по Европе и выпустив сборник «Black Flower» (1987), включавший ранее неизданный или не систематизированный музыкальный массив. (Как известно, «Black Flower» было изначально запланированным названием третьего альбома Nirvana, «Dedicated To Markos III», 1970 года).
Далее, в 90-х годах были выпущены ещё два альбома. «Secret Theater» (1995) собрал в себе редкие треки и демо, в то время как «Orange And Blue» (1996) содержал ранее неизданный материал, в том числе мощный кавер на песню «Lithium», первоначально записанную сиэтлской гранж-группой Nirvana*. Согласно официальному сайту группы, это задумывалось в виде насмешки как часть альбома под названием «Nirvana Sings Nirvana», запись которого была прервана после смерти вокалиста американских тёзок Курта Кобейна. Когда данная запись была представлена на альбоме «Orange And Blue», в примечаниях Кэмпбелл-Лайонс к ней уже относился довольно серьёзно и даже предложил считать её трибьютом.
*Английская Nirvana подала иск в Калифорнии против одноимённой гранж-группы из Сиэтла в 1992 году. Однако, вопрос был урегулирован во внесудебном порядке на нераскрытых условиях, что, по-видимому, позволило обеим группам продолжать использовать одно и то же название и выпускать записи без каких-либо заявлений об отказе от ответственности или оговорок, позволяющих отличить одну Nirvana от другой. Музыкальный обозреватель Эверетт Тру заявлял, что звукозаписывающий лейбл Курта Кобейна заплатил 100 000 долларов оригинальной Nirvana за то, чтобы группа Кобейна продолжала использовать это название.
Как мы уже знаем, после воссоединения в 80-х годах Nirvana выпустили четыре релиза, содержащих новый (или, по крайней мере, ранее не издававшийся) материал. Данный, второй релиз, «Secret Theater», представляет собой некий музыкальный беспорядок.
Алекс Спиропулос покинул Nirvana в 1971 году, а Патрик Кэмпбелл-Лайонс (другая половина фактического дуэта) выпустил ещё два альбома (по сути свои сольные) под сопутствующим названием Nirvana, прежде чем тоже частично уйти в отставку.
В течение последующих 70-х и 80-х, до воссоединения группы в 1985 году, Кэмпбелл-Лайонс попеременно выпускал музыку под своим собственным именем и под именем Nirvana. Этот релиз в значительной степени ориентирован на то, что функционально тоже является сольным материалом Патрика Кэмпбелла-Лайонса, и, таким образом, его следует считать лишь условным альбомом Nirvana.
Около половины того, что здесь представлено, ранее было выпущено в той или иной форме, некоторые вещи под названием Nirvana, некоторые нет. Качество звука повсюду являет собой то, что было восстановлено из ацетатов или пластинок (дисков), которые годами хранились в архивных ящиках. Примечания на вкладыше к релизу крайне неинформативны - в них даже нет дат записи и какого-либо пояснительного текста.
Это третий из четырёх релизов Nirvana после воссоединения, и тот, который больше всего сосредоточен на недавно записанном материале, хотя только треть альбома, похоже, фактически предназначалась для него.
Вообще, конечно, весьма странный выпуск. В примечаниях к нему утверждается, что все эти песни записаны во время периода Nirvana's Island Records (который относился к 1967-1969 годам), но тогда они были отвергнуты лейблом за то, что не соответствовали общественной репутации группы как исполнителя пышной, элегантной, камерной поп-музыки. Это может быть, а может и не быть правдой, но вводит в заблуждение - альбом не кажется связанно-воскрешённым или перезаписанным заново набором песен из конца 60-х, он выглядит странным монстром Франкенштейна, состоящим из случайных фрагментов.
Треки записывались в течение почти 30-ти лет, но звучат так себе, ибо качество записи хромает повсюду. Как правило, чем новее треки, тем хуже они звучат: в то время как старые записи явно сделаны профессионально, в студии, новые треки (периода конца 80-х или начала 90-х) звучат так, как будто они записаны на кассетных магнитофонах потребительского уровня, они какие-то колючие и жёсткие. Также очень сомнительно, что оба основных участника Nirvana появляются на каждом треке; им определённо приписывают только то, что они сочинили лишь пять из двенадцати треков альбома.
И, наконец, в 1999 году Nirvana выпустили трёхдисковую CD-антологию под названием «Chemistry», в который вошли двенадцать ранее не издававшихся треков и некоторый новый материал. Однако в итоге получился весьма странный и разочаровывающий релиз.
На этих трёх компакт-дисках оказались размещены: третий альбом Nirvana полностью, «To Markos III / Black Flower» (треки расположены в беспорядке); две демо-записи, совпадающие одна с другой (очевидно, написанные и записанные сольно Алексом Спиропулосом); перезапись самой известной песни Nirvana, «Rainbow Chaser», с альбома 1972 года (их пятой и последней полноценной работы) «Songs Of Love And Praise»; весь альбом 1996 года «Orange And Blue»; множество разрозненных сольных треков и демок Патрика Кэмпбелла-Лайонса и Алекса Спиропулоса, записанных с середины 70-х до начала 90-х годов (некоторые из них ранее выпускались под названием Nirvana, другие нет), а часть из них изначально уже выпущены на более раннем архивном выпуске «Secret Theater».
Таким образом, данный релиз содержит некий материал, представляющий интерес для поклонников Nirvana, но также и много лишнего (два полных альбома уже выпущены отдельно!), И всё это представлено очень плохо - нет последовательного порядка треков (диски произвольно и бессмысленно помечены как «Orchestral», «Acoustic» и «Rock & Pop», практически без учёта их содержания), а на вкладыше не содержится информации о датах записи или оригинальных релизах.
Для любого, кто ещё не является поклонником британской Nirvana, этот бокс-сет будет абсолютно непонятным и отталкивающим; компиляция «Forever Changing» (2003) или даже просто оригинальные альбомы - это гораздо лучшая отправная точка в изучении творчества группы.
Итожа всё вышеизложенное, констатируем, что за несколько десятилетий до того, как Курт Кобейн в гневе поднял свою гитару, была еще одна Nirvana. Плодотворное сотрудничество между автором песен Патриком Кэмпбеллом-Лайонсом из ирландского Лисмора и греческим композитором Алексом Спиропулосом, сделало данный дуэт весьма заметным на лондонской рок-сцене конца 60-х годов. Они стали оригиналом психоделической разновидности, оказавшей влияние на всех исполнителей данного стиля, от Pink Floyd до The Beatles.
С их амбициозным дебютом 1967 года, "The Story Of Simon Simopath" - о мальчике, который мечтает иметь крылья - они первыми разработали концептуальный альбом, создав широко раскрытый, иногда причудливый шаблон, за которым позже последовали другие. Эта пластинка была переиздана масштабным тиражом вместе с последующим альбомом 1968 года "All Of Us". Как введение в психоделическое движение они несравнимы - странные, захватывающие и расширяющие сознание горизонты - всецело заслуга Nirvana!
Ну, и по традиции, в качестве бонуса – новый, крайний альбом Патрика Кэмпбелл-Лайонса, под названием «You're A Cloud, I'm A Comet», вышедший 14 июля 2017 года на британском лейбле «Market Square» в формате виниловой пластинки и компакт-диска. На одном из треков релиза Патрику подыграл на пианино давний друг и соратник по группе Nirvana Алекс Спиропулос.
Итак, вот он первый из четырёх релизов Nirvana после воссоединения, который содержит неизданный или ранее не скомпилированный материал. В то время он являлся важным, особенно потому, что оригинальные альбомы ещё не издались, но сегодня это уже бессмысленно, поскольку всё теперь доступно в виде более качественных и всеобъемлющих релизов.
Всё на этом диске хорошо, но это просто обычная компиляция, которая сейчас уже устарела. Как ни странно, она называется «Black Flower», что является правильным названием альбома, более известного как «To Markos III». Здесь присутствуют семь из десяти треков того альбома, но «Black Flower» как «To Markos III» изначально выпускался очень ограниченным тиражом, так что данный сборник даже имеет более широкую известность, чем оригинальный LP.