НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА (1922) NOSFERATU, EINE SYMPHONIE DES GRAUENS
НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА (1922)
Германия (Jofa‑Atelier Berlin‑Johannisthal, Prana‑Film), 94 мин., немой, черно‑белый
Режиссер: Ф. В. Мурнау
Продюсеры: Энрико Дикманн, Альбен Грау
Автор сценария: Хенрик Гален
Операторы: Гюнтер Крампф, Фриц Арно Вагнер
Музыка: Джеймс Бернард (реставрированная версия)
В ролях: Макс Шрек, Александр Гранах, Густав фон Вангенхайм, Грета Шрёдер, Георг Г. Шнелль, Рут Ландсхофф, Йон Готтовт, Густав Ботц, Макс Неметц, Вольфганг Хайнц, Гвидо Херцфельд, Альберт Венор, Харди фон Франсуа
Источником вдохновения для создания одного из самых впечатляющих фильмов немого кинематографа послужил роман Брэма Стокера «Дракула». Кажется, что между исходным материалом и средством его передачи существует почти сверхъестественная связь. В романе, большая часть которого написана в виде переписки, мало диалогов и много описаний, он великолепно подходит для немого кино, где повествование – визуальное. История вечного противостояния света и тьмы прекрасно вписывается в формат, состоящий практически только из взаимодействия света и темноты.
Когда режиссер картины Ф. В. Мурнау решил экранизировать роман Брэма Стокера, переименованный после юридических нападок со стороны автора в «Носферату», он уже стал звездой немецкого импрессионистского движения. Мурнау закончил работу над картиной, едва избежав решения суда уничтожить все копии фильма, в то время как роман Стокера практически не изменялся, за исключением имен персонажей. Настоящий успех «Носферату» способствовал появлению множества экранизаций «Дракулы», большинство из которых получили официальное одобрение.
Тем не менее «Носферату» даже спустя столько лет все же отличается от большинства фильмов о Дракуле. Это заслуга выдающегося актера Макса Шрека (кстати, его фамилия в переводе означает «страх»). Шрек играет Дракулу очень натуралистично. В его исполнении творение ночи мало чем отличается от крыс, сопровождающих вампира, он мчится на любой признак крови с неистовой страстью.
Томас Гуттер (Густав фон Вангенхайм), агент по недвижимости, узнаёт от Кнока (Александр Гранач), что граф Орлок (Макс Шрек) желает купить дом в Висборге. Попрощавшись со своей женой Элен (Грета Шрёдер), Гуттер отправляется в далёкую Трансильванию. В Румынии он сталкивается со странными страхами местных жителей, однако относится к ним как к пустым суевериям. При малейшем упоминании имени графа жители городка в испуге замолкают.
Гуттер приежает в уединенный замок графа Орлока высоко в Карпатских горах, чтобы помочь этому странному господину уладить юридические вопросы. Кучер отказывается везти Гуттера к замку и высаживает его на перевале, где «начинается земля призраков». Здесь его встречает присланный из замка экипаж, который везёт его дальше с невероятной скоростью. Беспокойство Гуттера усугубляется, как только он понимает, что карета, везущая его к замку, едет без кучера.
В замке Гуттера встречает жуткий хозяин, который лицом и повадками больше похож на крысу, чем на человека. Они подписывают документы, и Орлок показывает Гуттеру его спальню. Граф также обращает внимание на медальон с портретом Элен — он явно впечатлён её красотой. Ночью Орлок, как будто в трансе, нападает на Гуттера и кусает его. Днём Гуттер спускается в подвал и находит Орлока лежащим в гробу.
Орлок не спит до рассвета и запирает Гуттера в башне. Опасаясь за свою жизнь и, особенно, страшась жажды крови, питаемой его пленителем, он бежит из замка и возвращается в Бремен.
В «Носферату» Мурнау создал одни из самых запоминающихся образов в кинематографе: преследуя Гаттера, граф Орлок крадется по собственному замку, и его тени пляшут по стенам; Орлок чопорно восстает из гроба; граф в снопе солнечного света съеживается от ужаса, пока совсем не исчезает. Кроме того, режиссер показал некоторые мифы о вампирах, которые не только присутствуют в других фильмах о Дракуле, но и пронизывают всю поп‑культуру.
Есть и другие отличия Орлока от Дракулы: Орлок не превращает своих жертв в вампиров, он их убивает, заставляя тем самым горожан думать, что на них напала чума. Кроме того, Орлок должен спать днём, иначе солнечный свет его убьёт. Конец фильма существенно отличается от финала книги. Граф умирает от солнечного света, а по книге ему в сердце вонзают охотничий нож. Ещё одно отличие от оригинального Дракулы в том, что Носферату отражается в зеркале — это видно в финальной сцене.
Интересна и судьба самого фильма. После того, как фильм вышел на экраны, вдова Брэма Стокера Флоренс Стокер через суд добивается уничтожения всех копий фильма. Компания Prana Film, выпустившая фильм, таким образом становится банкротом, и «Носферату» остаётся первым и последним фильмом компании. Но к тому времени фильм уже разошёлся по всему миру и остались единичные копии плёнки. Сейчас фильм уже выходил на видео во многих странах. Есть версия фильма, в которой разные сцены раскрашены в разные цвета для придания фильму более точной атмосферы. Говорят, что единственная полная, оригинальная копия фильма есть у немецкого коллекционера фильмов с Максом Шреком Ганса Геутенбруга.
Носферату