- Носова Тамара Макаровна Дата рождения: 21.11.1927 Дата смерти: 25.03.2007
Фильмография:
1948 — Молодая гвардия — Валентина Филатова
1948 — Страницы жизни — Клава (нет в титрах)
1949 — Падение Берлина — Катя
1950 — Кавалер Золотой Звезды — Анфиса Тутаринова
1952 — Ревизор — Марья Антоновна
1954 — Шведская спичка — Акулька, солдатка
1955 — Гость с Кубани — Дуська, подруга Насти
1955 — Секрет красоты (к/м) — Кукушкина
1956 — Илья Муромец — Берметовна
1956 — Карнавальная ночь — Тося Бурыгина
1956 — Она вас любит! — Тамара
1957 — Конец Чирвы-Козыря — Параня Пивень
1957 — Шторм — Дуся Савандеева
1958 — Новые похождения Кота в сапогах — Двуличе
1959 — Особый подход — Верочка
1959 — Черноморочка — Вероника, певица
1961 — Чистое небо — девушка на заводе
1962 — Как рождаются тосты — Ляля, секретарь главного инженера
1963 — Королевство кривых зеркал — тетушка Аксал
1964 — Женитьба Бальзаминова — Ничкина
1964 — Председатель — невеста Пашиного брата (нет в титрах)
1965 — Спящий лев — Олимпиада Андреевна, председатель месткома
1967 — Огонь, вода и… медные трубы — Первая красавица
1967 — Свадьба в Малиновке — Комариха
1969 — Братья Карамазовы — Мария Кондратьевна
1969 — Взрыв после полуночи — Галина
1969 — Старый знакомый — Ляля Огурцова
1970 — В тридевятом царстве… — Марго де Шарман
1973 — Бесстрашный атаман — урядничиха
1975 — Здравствуйте, я ваша тётя! — донна Роза д’Альвадорес (озвучивает Виктория Чаева)
1975 — Пузырьки — Вера Николаевна
1977 — Афоня, горим! (к/м) — жена
1978 — Только каплю души — Корнелия
1983 — Спокойствие отменяется — Марта
1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — миссис Кремп
1984 — Мёртвые души — Коробочка
1994 — Бульварный роман — Фанни Львовна Эдельгейм
1999 — Шутить изволите? (киноальманах) — тётка. Озвучание -- 1956 -- Небесное созданье.
Узнал Тамару по Свадьбе в Малиновке!
Тамара родилась в семье высокопоставленного ответственного работника, и не было никаких предпосылок, что эта стройная, худенькая девочка станет одной из самых ярких комедийных актрис советского кино. Это позже станет известно, что родители приемные, родная мать умерла, а родной отец сдал своих дочерей в детдом. Там маленькую Томочку и увидели люди, ставшие для нее папой и мамой. О своем происхождении Носова рассказывать не любила. В школу маленькая Тамара пошла с пяти лет. Отец обладал принципиальным и упорным характером. Он приложил все усилия, чтобы уговорить директора школы принять малышку в первый класс. На первое занятие в класс она пришла вместе с куклой и все задания учительницы повторяла ей. Учителя пытались уговорить родителей повременить с учебой Тамары, но они были несговорчивы. И только болезнь девочки позволила отложить учебный процесс на два года.
В то время не было никаких элитных школ, и Тамара обучалась в обычной районной. В школе она была прилежной девочкой-отличницей, гордостью класса и даже председателем совета отряда. Активно участвовала в общественной жизни, в чем ей помогали унаследованные от отца принципиальность и решительность. Эти же качества поставили точку в истории с балетом. Опоздав, однажды на репетицию, Тамара больше там не появилась никогда.
Впервые оказавшись в театре, Тамара Носова «влюбилась» в него раз и навсегда. Более того, в своем классе она организовала драмкружок и сама ставила там спектакли. Тамару с друзьями даже приводили в старшие классы – показывать их постановки. Учительница гордилась ими и хотела похвастаться перед коллегами и другими учениками.
Школу Тамара Носова окончила в 45-м году в деревне, где провела всю войну. В Москву вернулась с твердым намерением «поступать в артистки». И легко поступила во ВГИК на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, хотя конкурс был - восемьдесят человек на одно место. Вместе с Тамарой Носовой учились будущие лауреаты Сталинской премии за фильм «Молодая гвардия»: Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо, Владимир Иванов, а также Вячеслав Тихонов и Екатерина Савинова.
Вот что вспоминает Тамара Носова о своей учебе во ВГИКе: «Когда я пришла в институт, мне очень хотелось играть такую драму, где поплакать можно. Но Бибикова не одуришь. Он понял, что эту девку надо помещать на другую платформу. «Мало ли, чего она хочет! У нее врожденный юмор, и это надо использовать». Для чего тогда педагоги, если они не направят на правильный путь? И он делал из меня комика. На первом семестре разрешали все, что хочешь. На втором мы выбирали отрывки, а Бибиков разбирался, кто есть кто. Он увидел во мне такую драматическую артистку, какую надо было в корне переделывать. Великий педагог! Я должна быть справедливой, несмотря на то, что он хотел меня выгнать».
В студенческие годы начался путь Тамары Носовой в кино. У Сергея Герасимова в «Молодой гвардии» она сыграла роль Вали Филатовой - задушевной подруги Ульяны Громовой.
Кроме того, будучи студенткой, Тамара снялась еще в двух фильмах. Причем, у таких режиссеров, как Борис Барнет и Михаил Чиаурели.
У Барнета в картине «Страницы жизни» Носова сыграла роль медсестры Клавы,
а в «Падении Берлина» ей досталась роль Кати.
В 1950 году Тамара окончила ВГИК, и тогда же режиссер Юлий Райзман пригласил ее на одну из главных ролей – Анфису - в картину «Кавалер Золотой Звезды».
Роль Анфисы в этом фильме показала, что молодая привлекательная актриса скоро станет звездой, играющей положительных героинь. Однако Носова уже со следующего фильма стала играть отрицательные, сатирические роли.
За роль Анфисы в картине «Кавалер Золотой Звезды» Тамару Носову представили к Сталинской премии, но найти ее в Москве не смогли. В это время она находилась в Австрии. В нее влюбился молодой и красивый дипломат, который сделал ей предложение. Они расписались и сразу же уехали в Вену, куда муж Тамары получил направление. Но семейная жизнь не сложилась и после шести совместных лет они разошлись. Тамара Носова вернулась в Москву.
Образ Марьи Антоновны из фильма «Ревизор», созданный актрисой, - классический образ пустой и глупой провинциальной барышни.
Носова - первая актриса советского кино, создавшая на экране образ дуры. Этот характерный взгляд огромных голубых, ничего не выражающих глаз, слегка приоткрытый рот, вздернутый нос, красное лицо - такова актриса в нескольких фильмах. Как бы она ни разговаривала на экране - медленно или торопливо, - это всегда было смешно. Актриса умеет произносить самые обычные фразы так, что они в ее устах приобретают гиперболизированный смысл.
Как настоящий художник, актриса великолепно владеет элементом повтора.
Так, в фильме «Шведская спичка», где она играла «местную Нану», Тамара Носова на протяжении целого эпизода, повторяет одну только фразу: «Жила я только с вами, больше ни с кем».
В фильмах Тамара Носова чаще всего играет в эпизодах. Ее образы - это не мелкая россыпь, а волшебные камни, которые, возникнув перед нашими глазами, наполняют веселым озорным сиянием экран и сверкают столько, сколько мы их видим.
Кто не помнит роль Тоси, секретарши бюрократа Огурцова в «Карнавальной ночи»?
Это был первый фильм Эльдара Рязанова, и он предложил Игорю Ильинскому, который играл роль Огурцова, самому выбрать актрису на роль секретарши. Ильинский выбрал Тамару Носову. Ее Тося хитра - она подхалимничает перед Огурцовым и важничает перед своими сверстниками. С Игорем Ильинским она составляет прекрасный дуэт. Как и с Сергеем Филипповым («Особый подход»),
и с Михаилом Пуговкиным («Свадьба в Малиновке»).
Конечно, все видели фильм «Мертвые души» Михаила Швейцера,
где Носова сыграла гоголевскую Коробочку - символ непроходимой тупости. Дуэт Носовой с Калягиным (Чичиковым) был бесподобен.
Настоящим актерским шедевром Тамары Макаровны стала манерная бразильская миллионерша донна Роза Альвадорец - работа, которой Носова доказала свою гениальность.
В ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!» много актерских удач, но Тамара Носова превзошла многих.
Особое место в творчестве Тамары Макаровны занимают киносказки.
Там её героини, в большинстве своём, милые и добрые тётушки, помогающие мальчикам и девочкам: «Королевство кривых зеркал»,
«Огонь, вода и… медные трубы»,
«В тридевятом царстве».
Лишь в «Новых похождениях Кота в сапогах» она играет отрицательную роль придворной дамы Двуличе.
В восьмидесятые Т. Носова снялась в трех картинах: «Спокойствие отменяется»,
«Тайна черных дроздов»
и «Мертвые души». А потом случилась перестройка, и карьера многих мастеров кино, кумиров прошлых лет прервалась.
Судьба Тамары Макаровны напоминает горный серпантин. Ее путь и в кино, и в жизни был так же извилист и непредсказуем. Но как киноактриса Носова была востребована всегда, поэтому было неожиданным и необъяснимым то, что она в 90-е годы исчезла с экрана.
После брака с дипломатом... Возврата не было, хотя Олег еще долгие годы ждал, что она вернется. Не вернулась. Не в ее характере было возвращаться к былым возлюбленным. Просто снова вышла замуж – и снова удачно, потому что по любви огромной. Юрий, из знаменитой актерской династии Боголюбовых, красавец, с глазами цвета бирюзы. Вот она и утонула в этих глазах. Они на съемках в Ялте познакомились, а потом он, когда она вернулась в Москву, стал забрасывать ее письмами – не устояла. Отношения оформлять не стали, жили так, любили друг друга. А Олег, он все это время ждал. В то, что с Юрием на всю жизнь сложится, не верил. И не сложилось, разошлись. И только когда Тамара в третий раз замуж вышла, тогда Олег ждать перестал, понял: здесь все серьезно.
Со сценаристом Виталием Григоьевичем Губаревым они познакомились в кабинете главного сказочника Советского Союза Александра Роу. Губарев писал сказки, рассказы, сценарии к фильмам, Носова в них снималась – «Королевство кривых зеркал», «В тридевятом царстве»... Он и не ухаживал за ней по сути, просто пришел и сделал предложение. Потом она назовет годы, прожитые с Губаревым, самыми счастливыми в своей жизни. Шесть лет счастья – разве этого мало? У других и столько за жизнь не наберется. А тут – любовь, безбедная жизнь, роли, встречи, интересные разговоры. Но Губарев не нравился матери Тамары, и их союз распался после того, как Тамара осталась жить с мамой, чтобы ухаживать за ней.
Был в ее жизни и четвертый муж (вновь гражданский) - это актер и режиссер Николай Засеев. Они прожили вместе четыре года, но он состоял в браке с другой. Жена не давала развода, грозилась, что уморит газом и себя, и дочку. Тамара Носова умоляла его вернуться к жене, он не хотел. Даже после того как они расстались, Николай Засеев приглашал ее во все свои фильмы. Но Тамара Носова отказывалась сниматься...
Несмотря на столь бурную личную жизнь, детей Тамаре Макаровне судьба так и не подарила.
После смерти матери в 1982 году Тамара Носова вела замкнутый образ жизни, а в 1990-е годы после развала советского кинематографа Тамара Носова, как и многие другие актеры, оказалась невостребована в новом российском кино. Она перестала сниматься, и последние годы своей жизни очень бедствовала, с трудом выживая на мизерную пенсию. Она избегала общения с друзьями и знакомыми, стыдясь своей бедности, и практически не выступала в концертах Был период, когда народная артистка голодала, но помощи не просила ни у кого. Тамара Макаровна была очень закрытым человеком: она редко общалась с людьми, не любила пустых разговоров, телефонную трубку брала лишь в определенные часы. Она очень много читала. В ее квартире была огромная библиотека, которая занимала целую комнату. В совершенстве зная английский язык, актриса читала Диккенса и Шекспира на языке оригинала.
Перед Новым 2007 годом у Тамары Носовой случился инсульт. На телефонные звонки и стук в дверь Тамара Макаровна не отвечала, пришлось квартиру вскрывать с милицией. Актриса лежала на полу, едва живая, по ней бегали крысы и тараканы. В силу возраста и ее болезни в больницу по месту жительства ее брать отказались. Родственник Анатолий Васин определил Тамару Носову в коммерческое отделение 15-й горбольницы, где лечение, содержание в отдельной палате и оплата круглосуточного дежурства стоили десять тысяч рублей в сутки (в месяц - 300 тысяч).
Тамара Макаровна Носова умерла, не дожив совсем немного до своего 80-летия. В памяти зрителей навсегда останутся ее искрометные роли в фильмах «Карнавальная ночь», «Свадьба в Малиновке» и «Здравствуйте, я ваша тетя». Когда при жизни актриса слышала комплименты, то воспринимала их не как должное, а с благодарностью отвечала: «Это больше, чем я заслуживаю, но не больше, чем может вместить мое сердце».
по материалам сети...