Обратная сторона сингла - не всегда редкость
Как известно, многие музыканты предваряли свои альбомы выпуском пилотных синглов с новым хитом, который выходил намного раньше. Однако в СССР любители музыки были практически лишены возможности приобрести сорокопятку с новинкой вовремя – тем, кто привозил диски из-за рубежа (моряки, командировочные и т.д.) было невыгодно их покупать, т.к. сингл порой стоил ненамного дешевле альбома. Поэтому в коллекциях у советских меломанов за редким исключением новинки появлялись с опозданием. Еще хуже обстояло дело с песнями, которые были записаны на обратной стороне (В) сингла. Иногда студии записывали сборные альбомы «The Singles» - это были, как правило, записи больших звезд (The Beatles, Demis Roussos, Carpenters и др.) При этом вторые стороны сорокапяток многих музыкантов, нередко достойные внимания, оставались в тени.
Но не всегда.
Одна из немногих появившихся в продаже у нас 17’' югославская перепечатка пластинки участников фестиваля Сан-Ремо 1964 содержала 4 песни: на первой стороне – победительница конкурса Джильола Чинкуэтти, на стороне В – малоизвестный у нас Пьеро Фокаччиа. Несмотря на то, что певец не прошел даже в финал, его песни характерны для итальянской эстрады тех лет.
Piero Focaccia - L'inverno cosa fai
Piero Focaccia - Piangere non si può
Курьёзом можно назвать то, что принесший европейскую популярность ирландцу Дэвиду МакВильямсу хит «The Days Of Pearly Spencer» был первоначально записан на стороне В сингла «Harlem Lady», песни, которую сегодня мало кто помнит. Правда, в следующих релизах оплошность была исправлена…
David McWilliams - The Days of Pearly Spencer
David McWilliams - Harlem Lady
Аналогичный эпизод произошел с венгерским ансамблем Иллеш и их веселым шлягером «Не думай», на который было сделано много каверов: он был записан на стороне В сингла «Никогда не было никого» - песня неплохая, но явно не хитовая…
Illés Ensemble - Nem volt soha senkim
Сингл с главным хитом израильского дуэта Shuki & Aviva – Signorina Concertina не был выпущен в Японии; однако песню со стороны В – “I’ll Never Let You Go” дуэт исполнил по-японски. Песня не была включена в их впоследствии вышедший «японский» альбом и стала редкостью.
Shuky et Aviva - I'll never let you go (Version japonaise)
Shuky et Aviva - Signorina concertina (Version allemande)
В начале 60-х годов в СССР поступила в продажу большая партия пластинок ГДР-овской фирмы Amiga. Они были сделаны по стандарту, принятому у нас – на скорости 33 об/мин с 4 песнями, т.е. каждая из них содержала два оригинальных немецких сингла. На стороне В одной из них обнаружились исполнители из ФРГ (об этом мало кто догадывался): Вилли Хагара и Питер Байль.
Нередко студии звукозаписи записывали на вторую сторону сингла другую версию хита стороны А - либо с другой продолжительностью по времени, либо на другом языке – как, например, испаноязычная версия бетховенской «Оды к радости» - в известной переработке Мигеля Риоса в сопровождении оркестра Waldo de los Rios. Примечательно, что такая пластинка вышла только в Канаде.
Miguel Rios - El Himno De La Alegria - Song Of Joy
В 1976 году один из «отцов» французского рок-н-ролла Даниэль Жерар записал вызвавшую большой резонанс песню «Где ты будешь, Мартин», где он пророчил кару Страшного суда для тех, кто насаждает культ «Марок и долларов, пиастров и дублонов». Однако песня на стороне В сингла явно выигрывает в музыкальном отношении, если иметь в виду новаторский характер композиции с психоделическим уклоном.
Danyel Gérard - Où serez vous Martin
Danyel Gerard - Le Vieux De La Montagne
Нередки случаи, когда на второй стороне сингла записывается песня, ставшая не меньшим хитом, чем заглавная. Такие релизы можно найти у The Beatles, ABBА, Демиса Руссоса, т.е. исполнителей, создавших множество коммерчески успешных композиций. К таким можно отнести и сингл гитариста Дуэйна Эдди с двумя композициями, каждая из которых достигала высоких мест в чартах.
Duane Eddy - 40 Miles of Bad Road
Такой подход к выпуску синглов, однако, был закономерным для перепечаток западных исполнителей в соцстранах, где не издавалась полная дискография музыкантов, а лишь избранные их записи. Естественным было то, что на одной-двух пластинках, выходящих на восточноевропейском лейбле, были записаны самые известные песни.
Udo Jürgens - Siebzehn Jahr, blondes Haar
Тот же принцип осуществлялся при выпуске пластинок западных исполнителей в СССР, где в 50-60-е годы такие записи выходили только на «миньонах». Покупатели таких пластинок могли быть уверены, что услышат на них самые лучшие песни указанных исполнителей.
Это точно. Сорокопяток почти не было. Зато почти на всех проигрывателях была соответствующая скорость, и в комплекте центр, который использовался и для чистки пластинки. Но вот на моей Мелодии 103м диаметр центрального отверстия был чуть меньше, чем вал. Пришлось рассверливать.