Олег Иванович Янковский - советский, российский актёр театра и кино, режиссёр. 23.02.1944 - 20.05.2009.
Театральные работы
Саратовский драматический театр
«Чти отца своего» Виктора Лаврентьева — Севка Кичигин
«Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского — брошенный муж
«Судебная хроника» Якова Волчека. Режиссёр: Соломон Казимировский — Вадим Бабичев
«Затейник» Виктора Розова. Режиссёр: Д. А. Лядов — Эдуард
«Баловень судьбы» Юрия Мячина. Режиссёр: Я. А. Рубин — Дмитрий Николаевич
«Рождестве в доме синьора Купьелло» Эдуардо де Филиппо — Ненилло
«Таланты и поклонники» по пьесе А. Н. Островского — Мелузов
«Человек со стороны» Игнатия Дворецкого — Чешков
«Стакан воды» Эжена Скриба. Режиссёр: Я. А. Рубин — Мешем
1971 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Я. А. Рубин — князь Мышкин
Ленком
1973 — «Автоград XXI», по пьесе Ю. Визбора и М. Захарова. Режиссёр: Марк Захаров — Горяев
1975 — «В списках не значился» Юрия Визбора по одноименной повести Бориса Васильева. Режиссёр: Марк Захаров — скрипач Свицкий
1975 — «Ясновидящий» по роману Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак». Режиссёр: Марк Захаров — Гансйорг Лаутензак
1977 — «Парень из нашего города» Константина Симонова. Режиссёр: Марк Захаров — Аркадий Бурмин
1978 — «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве») Михаила Шатрова. Режиссёр: Марк Захаров — Ленин
1983 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссёр: Марк Захаров — капитан Беринг
1986 — «Гамлет» У. Шекспира. Режиссёр: Глеб Панфилов — Гамлет
1986 — «Диктатура совести» Михаила Шатрова. Режиссёр: Марк Захаров — Посторонний
1987 — «Карманный театр» Жана Кокто. Режиссёр: Пётр Штейн
1990 — «Школа для эмигрантов» Дмитрия Липскерова. Режиссёр: Марк Захаров — учитель физкультуры
1994 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: Марк Захаров — Тригорин
1997 — «Варвар и еретик» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок». Режиссёр: Марк Захаров — Генерал
2001 — «Шут Балакирев» Григория Горина. Режиссёр: Марк Захаров — Пётр Первый
2004 — «Tout payé, или Всё оплачено» по комедии Ива Жамиака. Режиссёр: Эльмо Нюганен — Александр
2007 — «Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Марк Захаров — Жевакин
Фильмография
Актёрские работы
1968 — Щит и меч — Генрих Шварцкопф
1968 — Служили два товарища — Андрей Некрасов
1969 — Жди меня, Анна — Сергей Новиков
1969 — Я, Франциск Скорина — Франциск Скорина
1970 — О любви — Андрей, друг Николая
1970 — Расплата — Алексей Платов
1970 — Сохранившие огонь — Семён
1970 — Операция «Хольцауге» — Франк Риттер
1972 — Гонщики — Николай Сергачёв
1974 — Нечаянные радости — Лёша Канин (фильм не закончен, пленка смыта; в дальнейшем был переснят Никитой Михалковым под названием «Раба любви»)
1974 — Гнев — Леонте Чеботару
1974 — Зеркало — Александр, Отец
1974 — Под каменным небом — Яшка
1974 — Премия — парторг Лев Алексеевич Соломахин
1974 — Сержант милиции — «Князь»
1974 — Пир во время чумы (телеспектакль) — Священник
1975 — Доверие — Пятаков
1975 — Звезда пленительного счастья — Кондратий Рылеев
1975 — Мой дом — театр — Горев, провинциальный трагик
1975 — Полковник в отставке — Алексей
1975 — Чужие письма — Женя Пряхин
1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Сергей Попов
1976 — Длинное, длинное дело — Владимир Воронцов, следователь
1976 — Сентиментальный роман — Илья Городецкий
1976 — Сладкая женщина — Тихон Соколов
1976 — Слово для защиты — Руслан
1977 — Обратная связь — Леонид Александрович Сакулин
1978 — Мой ласковый и нежный зверь — Сергей Петрович Камышев
1978 — Обыкновенное чудо — Волшебник
1978 — Поворот — Виктор Веденеев
1978 — Парень из нашего города (телеспектакль) — Аркадий Бурмин
1979 — Тот самый Мюнхгаузен (телефильм) — Мюнхгаузен
1979 — Открытая книга (многосерийный телефильм) — Раевский
1981 — Мы, нижеподписавшиеся (телефильм) — Геннадий Михайлович Семёнов, член комиссии
1981 — Повести Белкина. Выстрел (телеспектакль) — Граф
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (телефильм) — Джек Стэплтон
1981 — Шляпа — Дмитрий Денисов
1982 — Ностальгия — Андрей Горчаков, русский писатель
1982 — Влюблён по собственному желанию — Игорь Брагин
1982 — Дом, который построил Свифт (телефильм) — Джонатан Свифт
1982 — Полёты во сне и наяву — Сергей Макаров
1982 — Попечители (телеспектакль) — Вадим Григорьевич Дульчин (По пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва»)
1983 — Поцелуй — поручик Рябович
1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки — Повествователь
1984 — Два гусара — Отец и сын Турбины
1986 — Храни меня, мой талисман — Алексей
1987 — Крейцерова соната — Василий Позднышев
1987 — Филёр — Воробьёв
1988 — Убить дракона — Дракон
1989 — Мой двадцатый век (Az én XX. századom) — Z.
1990 — Мадо, до востребования — Режиссёр Жан-Мари
1990 — Шизофрения — персонаж фильма.
1990 — Паспорт — Боря
1991 — Цареубийца — Смирнов и Николай II
1992 — Сны о России — академик Кирилл Лаксман
1992 — Тьма — Террорист
1993 — Я — Иван, ты — Абрам — Граф
1994 — Немой свидетель — Ларсен
1994 — Метафизика любви — Тургенев (Фильм не был завершён, консервация)
1994 — Agnus Dei. Агнец божий — Полковник НКВД (Фильм не был завершён из-за смерти режиссёра)
1995 — Первая любовь — Отец
1995 — Крестоносец — актёр (камео)
1995 — Роковые яйца — Владимир Ипатьевич Персиков, профессор
1995 — Терра инкогнита — Писатель Оди Атрагон
1996 — Ревизор — Ляпкин-Тяпкин
1997 — Алиса — Кутц
1998 — Райское яблочко — Жора
1999 — Китайский сервиз — Граф Строганов
2000 — Бременские музыканты и Ко — Старый Трубадур
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе (телефильм) — Джек Стэплтон
2000 — Приходи на меня посмотреть (телефильм) — Игорь
2000 — Человек, который плакал — Отец
2000 — Прокрустово ложе — Джордж Ладима
2001 — Поллианна — Мистер Пендлтон
2002 — Любовник — Дмитрий Чарышев
2003 — Бедный, бедный Павел — Граф Пётр Пален
2006 — Доктор Живаго (телесериал) — Комаровский
2006 — Живая рыба (Фильм не был завершён)
2006 — Влюблён по собственному желанию 2
2008 — Райские птицы — Николаша
2008 — Без вины виноватые — Муров
2008 — Стиляги — отец Фреда
2009 — Анна Каренина — Алексей Александрович Каренин
2009 — Царь — Митрополит Филипп (Колычёв)
Участие в документальном кино
2001 — «Олег Иванович и другие» (трёхсерийный документально-биографический телефильм). Режиссёры: Борис Берман и Ильдар Жандарёв
2003 — «Тот самый Захаров»
2003 — «После Тарковского»
2004 — «Здравствуйте, Олег Иванович» (документально-биографический телефильм к 60-летию). Режиссёры: Борис Берман, Ильдар Жандарёв
2007 — «Крестный путь Андрея Тарковского». Режиссёр: Денис Трофимов
2007 — «Александр Абдулов. Самый обаятельный и привлекательный». Режиссёр: Ирина Фирсова
2008 — «Александр Збруев — мечта одинокой женщины». Режиссёр: Наталья Казакова
2008 — «Марк Захаров. Моя обманчивая мрачность». Режиссёр-постановщик: Иван Цыбин (Первый канал)
2009 — «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь» (документально-биографический телефильм к 65-летию)
2009 — «Олег Янковский. В главной роли» (документально-биографический телефильм к 65-летию) Режиссёр-постановщик: Иван Цыбин (Первый канал)
Режиссёр кино
2000 — Приходи на меня посмотреть (совместно с Михаилом Аграновичем)
ЯНКОВСКИЙ
Олег Иванович
23.02.1944, Джезказган, Казахстан - 20.05.2009, Москва
Народный артист СССР (1991)
Лауреат Государственной премии СССР (1987)
Лауреат Государственной премии России (1989 за фильм "Крейцерова соната")
Лауреат Государственной премии России (1996)
Олег Янковский родился в дворянской семье. Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича.
Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Он гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке...
Состоятельная в прошлом семья, жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою мать. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Дети ходили в обносках…
Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию. И вполне естественно, что в доме, хотя и очень осторожно, говорились некоторые "крамольные" вещи. Это не могло не запасть в душу маленького Олега.
Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными корнями, город театралов... В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене.
Старший из братьев Олега - Ростислав - окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец - средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.
Марина Ивановна тосковала по уехавшим сыновьям, как только появилась возможность, Олег вернулся домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше.
Олег решил поступать в медицинский институт. Надо было получить хорошую профессию, что бы со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но тут вновь словно чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу.
Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что экзамены давно закончены. Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие то списки и сказал: "Вы приняты. В сентябре приходите учиться".
Олег вернулся домой ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Осенью Олег просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.
Марина Ивановна учила своих сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь.
На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, она училась на курс старше. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек... Они сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о будущем. Они и не думали тогда, что их будущее - здесь, в Москве!
После училища Людмилу Зорину сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Благодаря ей, туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила мгновенно выдвинулась в звезды, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: "Это - муж самой Зориной". Театральная судьба Янковского складывалась не столь удачно - актеру доставались лишь крошечные роли. И не известно, как повернулась бы его судьба, если бы не один случай…
Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма "Щит и меч". Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...
В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова "Служили два товарища". Между прочим, в этом фильме актеру должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: "Этого человека мы Врангелю не отдадим!" В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.
Олег Иванович вспоминал о фильме "Служили два товарища": "Там вообще на съемках чудесная компания собралась. Но Быкова мне даже сложно с кем-то сравнить. В нем было заложено что-то такое наставническое. Он сразу меня опекать начал. Он был такой выпивающий и увлекающийся человек, водил меня в ресторан ВТО и все рассказывал, рассказывал. А я, как жадная губка, впитывал все, что он мне говорил. А с другой стороны - Высоцкий. У него как раз тогда было начало романа с Мариной Влади. Но она мне была не так интересна, как он сам. Хотя он тем Высоцким, какого мы сейчас знаем, еще не был. Вот это были настоящие университеты. Ни с какими учебными заведениями они не сравнятся".
После выхода фильмов "Щит и меч" и "Служили два товарища", Олег Янковский мгновенно стал знаменитым. Благодаря этому изменилось и его положению в театре. На молодого актера обратили внимание. Ему стали доставаться большие серьезные роли как классического ("Таланты и поклонники", "Стакан воды"), так и современного ("Человек со стороны") репертуара. Наибольшего успеха Янковский добился в роли князя Мышкина (спектакль "Идиот").
В 1973 году Янковский перешел в Московский театр Ленинского комсомола. Людмила пожертвовала своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в семью - развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались "крепкие тылы".
В новом театре Олег Янковский быстро стал ведущим актером. Среди его лучших спектаклей того времени: "Автоград-XXI", "Парень из нашего города", "Революционный этюд", "Диктатура совести", "Оптимистическая трагедия", "Чайка", "Варвар и еретик", "Гамлет".
Обратили внимание на талантливого актера и кинорежиссеры, посыпались предложения. На съемках одного из фильмов - "Гонщики" (1972) - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины.
Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского "Зеркало". А попал Олег Иванович в картину случайно, благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера:
"Моего творчества Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена, увидела меня случайно в коридоре "Мосфильма". Иду, вдруг слышу сзади топот. Она довольно крупная женщина была. Тогда "Мосфильм" был замечателен тем, что, пройдя по коридору, можно было запросто роль схлопотать… И вот, значит, топот. - "Можно вас?" Фамилию даже толком не помнила. Завела меня к Андрею. Тот посмотрел и говорит - конечно, это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили - Филиппа. Семейное кино получилось".
Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину - актер сыграл писателя Горчакова в драме "Ностальгия".
В 70-е годы Олег Янковский много и разнообразно снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера ("Премия", 1974; "Обратная связь", 1978), декабриста Кондратия Рылеева ("Звезда пленительного счастья", 1975), неустроенного, колючего человека ("Чужие письма", 1976, "Сладкая женщина", 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного ("Слово для защиты", 1977, "Поворот", 1979).
О ролях, сыгранных Олегом Янковским в фильмах Марка Захарова, стоит рассказать отдельно. Первой их совместной работой в кино стала картина "Обыкновенное чудо" (1978) по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл там Волшебника. Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей.
Затем последовал фильм-притча "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Кстати этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - характеры, выдающий его происхождение, - вспоминает Григорий Горин. - Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера".
В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии "Дом, который построил Свифт". Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы Марка Захарова. Фильм был снят в духе "Обыкновенного чуда" и "Мюнхгаузена" с тем лишь отличием, что смотрелся гораздо с меньшим интересом. Что же касается Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и Мюнхгаузена.
Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского - Дракон в фильме-притче "Убить Дракона" (1989). Хотя филь получился откровенно конъюнктурным, это ничуть не умаляет замечательную игру актера.
Кирилл Разлогов: "Победителем этого своеобразного актерского "конкурса", безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после "Поцелуя" Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства".
80-е годы стали настоящим расцветом творчества Олега Янковского как киноактера. Помимо фильмов Марка Захарова, стоит отметить блестящие роли в фильмах Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), "Поцелуй" (1983), "Храни меня, мой талисман" (1987), "Филер" (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию" (1982).
В последнюю картину Олег Янковский попал благодаря Евгении Глушенко, сыгравшая в том фильме другую главную роль - Веру. Именно она уговорила режиссера Сергея Микаэляна, посоветовав прекратить нескончаемые поиски героя и пригласить Янковского: "Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!"
В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии "Паспорт" (1990) и историко-психологической драме Карена
Фотопробы к фильму "Цареубийца" (1991)
Шахназарова "Цареубийца". А затем…
Олег Иванович вспоминал: "За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то очень скоро количество выпускаемых картин выросло до четырехсот в год - в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти новые "кинематографисты" окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало. Играть - так играть! Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться.
По приглашению Клода Режи я на полгода уехал в Париж, участвовал в международном театральном проекте, очень напряженно работал. Кстати, последнее эхо обваливавшегося Советского Союза докатилось и до Франции. В Париже я узнал, что подписан указа о присвоении мне звания народного артиста СССР. Это случилось за неделю до того, как страна с таким названием приказала долго жить. Первым народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а я оказался последним... К слову, на вечере, посвященном столетнему юбилею МХАТа, я даже позволил себе шутку на эту тему: "С кого начинали товарищи и кем закончили!" Зал оценил юмор, смеялся долго".
В следующие годы Олег Янковский снимался в кино редко. Были интересные роли в фильмах "Роковые яйца" (1995), "Первая любовь" (1995), "Ревизор" (1996). Но сам Олег Иванович признавался, что удовлетворения от тех работ он не испытывал. Помимо съемок в кино Олег Иванович занимался и организаторской деятельностью. С 1993 года он возглавлял Открытый российский кинофестиваль в Сочи ("Кинотавр").
В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - "Приходи на меня посмотреть". Несмотря на вполне предсказуемый сюжет, эта добрая рождественская сказка была неплохо принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.
Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского "Любовник". Это одна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признавался, что эта картина ему дорога. О своей роли он рассказывал: "Мой герой - лингвист. Из хорошей семьи. Оказался в очень непростой ситуации - много вопросов, на которые некому ответить. И он сам не может на них ответить, хотя занимается лингвистикой - наукой, которая почти на все может найти ответы. На эти вопросы невозможно найти однозначных ответов... Я сразу согласился сниматься в этой картине. Вначале, конечно, Тодоровский рассказал мне, что есть вот такая идея - и я ему поверил. И уже вскоре я читал сценарий, который меня очень порадовал. Потому что это была хорошая литература. Это уже новое поколение. Сценарист Геннадий Островский много до этого работал, но вот именно в этой работе есть тот самый оскал мудрого, профессионального, философского, чего так мало или вообще нет в работах других драматургов. Это приятно осознавать."
За работу в фильме Олег Янковский был удостоен приза за лучшую мужскую роль на ХIII Открытом Российском кинофестивале "Кинотавр" и приза "Золотой овен-2002".
В последующие годы Олег Иванович снялся в картинах: "Бедный бедный Павел" (Граф Петр Пален), "Доктор Живаго" (Комаровский), "Без вины виноватые" (Григорий Львович Муров) и др. Яркий, запоминающийся персонаж был создан актером в мюзикле "Стиляги". Отец Фреда - роль маленькая, практически эпизодическая, но как она была сыграна! А какой зажигательный танец был исполнен актером в этой картине. Действительно, не бывает маленьких ролей...
Последней работой актера стала роль митрополита Московского Филиппа в исторической ленте "Царь". Выхода фильма на экраны Олег Иванович не дождался...
Олег Иванович - всегда был приверженецем семейных ценностей. Он, которому судьба улыбалась столько раз, всегда считал, что самая большая удача в его жизни была семья.
Самыми близкими для Янковского людьми были, конечно же, жена Людмила, сын
Филипп, невестка Оксана Фандера и, естесственно, внуки. В одном из интервью Олег Иванович как то признался: "Вообще-то, я плохой воспитатель. Но я безумно люблю внуков. И то свободное время, которое у меня есть, пытаюсь отдать им. Мы уже весь детский театральный репертуар пересмотрели. Скоро потихонечку перейдем на балет и серьезные драматические спектакли. А еще нас с внуками можно встретить на роллердроме или в "Мире пиццы" на Садовом. И в компьютерные игры мы с Иваном любим поиграть. Сам я - сущий дикарь и не знаю, с какой стороны подойти к компьютеру. А внук в этом хорошо разбирается. И на английском Иван изъясняется ловко, не то, что я сам".
А еще Олег Иванович говорил, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Слава Богу, что выбирать ему не пришлось…
Проблемы со здоровьем у Олега Янковского начались в 2008 году. Олег Иванович обратился в одну из московских клиник с жалобами на плохое самочувствие. Поначалу проведенное обследование выявило у него лишь ишемическую болезнь сердца. После проведенного курса лечения его отпустили домой. Но некоторое время спустя у актера вновь начались боли. В канун Нового 2009 года его госпитализировали, поставив страшный диагноз: рак поджелудочной железы поздней стадии...
Поклонники Олега Янковского продолжали верить в чудо. Да и сам актер боролся со своим недугом, проходя сеансы химиитерапии. В феврале, накнуне своего 65-летия, он вернулся в Ленком и вышел на сцену в спектакле "Женитьба". Но в конце апреля наступило ухудшение, и побороть тяжелое раковое заболевание Янковский так и не смог... Утром 20 мая 2009 года Олег Иванович скончался в одной из московских клиник.
Игорь BIN
/www.rusactors.ru/
/www.kino-teatr.ru/