Orchestral Manoeuvres In The Dark альбом Architecture And Morality (1981)
"Архитектура и нравственность" -третий студийный альбом британской группы электронной музыки с замысловатым и немного выпендрежным названием "Оркестровые маневры в темноте".
Он был выпущен 6 ноября 1981 года компанией Dindisc. Приветствуемый как фундаментальная и основополагающая работа группы, альбом получил признание критиков и появился в различных списках лучших альбомов; The Morning News назвали его лучшим альбомом 1981 года, а также "The blueprint for synth-pop", рабочими чертежами для любого синти-попа .
Альбом стал очень коммерчески успешным, был продан в количестве более четырех миллионов копий к 2007 году. Пластинка имела три международных хита, которые вместе в сумме разошлись тиражом более восьми миллионов экземпляров.
Название альбома было предложено группе Мартой Ладли, ранее солисткой малоуспешной канадской группы "Martha and the Muffins, после прочтения книги историка архитектуры Дэвида Уоткина "Мораль и архитектура" 1977 года.
В музыкальном плане альбом отличался активным использованием меллотрона, сложного навороченного прибора на принципе механической магнитофонной клавиатуры (каждая клавиша воспроизводит заранее записанный на магнитофон звук). Такой клавишный прибор чаще ассоциируется у меломанов с прогрессивными рок-группами начала 1970-х, вроде "The Moody Blues", чем с синти-попом 1980-х. А "Souvenir", например похож на
Алана Парсонса с его "Проектом"
Несколько "задумчивый" и неторопливый по музыке, мелодичный и не характерный для дёрганой музыки по моде тех лет, в меру экспериментальный, любой трек можно ставить рингтоном или вместо будильника, очень успокаивает.
Работа над обложкой была выполнена Питером Сэвиллом и Бреттом Уиккенсом. Она была выпущена несколько раз с различными цветовыми гаммами-оттенками, чаще в желтом, синем и сером цветах; имели место также и зеленые версии. Оригинальная, самая первая обложка 1981 года-светло-желтая с оранжевым.
С альбома Architecture & Morality вышло три сингла, все из которых вошли в первую пятерку британского чарта синглов: "Souvenir" (третьим), "Joan of Arc" (пятым) и "Maid of Orleans (The Waltz Joan of Arc)" (четвертым), переименованный в "Joan of Arc (Maid of Orleans)". В международных чартах они тоже преуспели, каждый занял первое место в различных европейских странах; последний стал самым продаваемым синглом Германии 1982 года.
Признание критиков альбом получил, но не сразу. Сразу про него писали и такое: ".... натиск пустоты, легкомыслие, замаскированное нахмуренными бровями, новая разновидность бессмысленности."
В своем обзоре для The Cavalier Daily Брэд Шарфф похвалил пластинку за ее" интересные музыкальные структуры и вокал", но высказал мнение, что она иногда впадает в"скуку". Он заключил: "несмотря на то, что альбом подпорчен, положительные стороны, безусловно, перевешивают его недостатки.
Журналисту Record Mirror Даниэле Соаве сначала альбом не понравился, но постепенно она стала его сторонницей. Она сказала: "так как это находится где то на грани между созданием нового общего настроения и коллекцией рутинной классической поп музыки -альбом требует больше усилий со стороны слушателя... Хотя у меня изначально и были опасения, всё же Architecture & Morality-это не разочарование.
Эндрю Добби из The Gazette в итоге пнул своих оппонентов и назвал альбом "верхней линией", а OMD - "настолько мультиталантливыми, что это угнетает менее одаренных".
Лёд вообще тронулся и был растоплен в следующем году. На следующий год в статье "Melody Maker" был продемонстрирован позитивный пыл, отсутствовавший в первоначальном обзоре, в новой статье Orchestral Manoeuvres In The Dark описывались как "первый настоящий шедевр восьмидесятых годов".
Дальше уже стали соревноваться в том, кто сильнее альбом перехвалит. Другие журналисты с тех пор начали называть запись "шедевром"
Trouser Press заметил: "OMD снова экспериментирует со звуком, и большая часть альбома звучит более натуралистично, чем электронная. Интригующее и очень изобретательное использование технологии.
Нед Рэггетт из AllMusic писал: "Если для OMD и существовала явная высшая точка в плане уравновешивания неустанного экспериментирования и кажущегося непреодолимым мейнстрим-успеха в Великобритании, то это Architecture & Morality. Рэггетт рассматривал альбом как индикатор будущих звуковых экспериментов группы, говоря: "душераздирающие " Sealand " и "Georgia" намекают на то, куда OMD пойдет дальше, с Dazzle Ships.
В восторженном обзоре для Pitchfork Скотт Плагенхоф описал запись как " мост между мрачным синтезаторным попом, началом "индастриал" и мерцанием и блеском амбициозной новой поп-музыки.
Джон Доран из Quietus назвал альбом " удивительным "и заявил:" Нет ни одной музыкальной фразы, неуместной в Architecture & Morality... это один из лучших поп-альбомов 1980-х.Критик Daily Record Рик Фултон назвал его "одним из лучших альбомов [электронного] жанра".
"Мы и не думали, что альбом так зауважают", - сказал певец и гитарист Энди Маккласки в 1983 году. - Мы вложили в него много сил и он нам очень нравился..."
Энди Маккласки и Пол Хэмфри
В последние годы такие издания, как The Guardian, Mojo, the Tampa Bay Times и Phantom FM включили его в списки лучших альбомов. В 2007 году Эндрю Вомак из The Morning News назвал Architecture & Morality Лучшим альбомом 1981 года, написав: "в течение последних 25 лет он стоял в качестве основы для синти-попа; мало кто подходил к усовершенствованию его конструкции.
Он был выбран в качестве "классического альбома дня" BBC Radio 6 Music 21 ноября 2012 года.
В опросе слушателей 2013 года Architecture & Morality был признан 13-м лучшим альбомом 1981 года, основываясь на мнениях почти 25 000 респондентов.
Orchestral Manoeuvres In The Dark
Architecture And Morality (1981)
Лэйбл Dindisc
Продюсер Richard Manwaring и OMD
Арт-директор Peter Saville и Brett Wickens
Страна Великобритания
Продолжительность 37:02
«[синтезаторы] – это идеальный панковский инструмент».
Энди Маккласски, 1982
Являясь друзьями со школьной скамьи, Энди МакКпаски и Пол Хамфрис переиграли в ряде местечковых ливерпульских ансамблей, причем оба они тяготели к электронному стилю а-ля "Kraftwerk". Поначалу парни болтались где-то на вторых ролях, но в 1977-м вошли в состав мерсисайдской супергруппы "The Id", где уже самостоятельно сочиняли материал. "The Id" просуществовали недолго, а после их распада МакКласки чуть-чуть пофронтменствовал в "Dalek I Love You", чтобы потом воссоединиться с Хамфрисом. Прежнее название дуэта "VCL XI" тут же оказалось на свалке истории, и друзья начали творить под маркой "Orchestral Manoeuvres In The Dark".
Критики английской синтетической поп-сцены начала 1980-х открыто осуждали эту музыку как бездушную и холодную, но на заре своей карьеры «Orchestral Manoeuvres In The Dark» создавали чистую и страстную популярную музыку с элементами экспериментальных технологий. Не является простым совпадением тот факт, что все треки на альбоме «Architecture And Morality» («Архитектура и мораль») (за исключением блестящей волны эмбиента в «Sealand») длятся почти три с половиной минуты. Фактически, «She's Leaving» - это явный реверанс дуэта в сторону их ливерпульских коллег по цеху «The Beatles» - другой группы, сочетавшей эксперименты с популярностью, хотя и с гораздо большим размахом.
Эндрю Маккласки и Пол Хамфриз были ненадолго приписаны к зарождающейся группе «Factory», где они встретились с известным дизайнером Питером Савилем, создавшим эту аскетичную обложку, до сих пор являющуюся одним из канонов данной эпохи.
В приступе надменной концептуальной гениальности они оба написали две отдельных хвалебных песни в честь наиболее известной французской католической мученицы - обе были названы «Joan Of Arc» и обе были изданы с разницей в несколько месяцев в качестве синглов. И только благодаря боссам лейбла «Virgin», спохватившимся по поводу того, что нужно различить второй сингл, в скобках было добавлено «Maid of Orleans». Группе пришлось ждать еще пять лет, прежде чем завоевать Соединенные Штаты, где они пользовались большой благосклонностью продюсера подростковых звездочек, Джона Хьюза, но «Architecture And Morality» так и остался не только их лучшим альбомом, но и величайшим из когда-либо изданных синтетик-поп альбомов.